17 января (2 января по старому стилю) 1787 года Екатерина Вторая отправилась в первый и последний раз в большое путешествие на юг — в Крым. Императрица отъезжала из Царского Села со свитой в три тысячи человек. Привычный порядок жизни императорского двора сохранялся в дороге, пишет канал о кулинарии «Сто грамм и пирожок».
Было несколько целей данного путешествия: продемонстрировать мощь и величие Российской империи; проинспектировать земли, отданные в управление светлейшего князя Григория Александровича Потемкина; во время поездки население могло воочию увидеть императрицу и подать жалобы.
Подготовка к столь значимому событию заняла три года. Первым делом из казны выделили внушительную сумму казённых денег (15 миллионов рублей), князь Г. А. Потемкин добавил ещё 3 миллиона. Для сравнения: корова стояла 8 рублей. Нужно было предусмотреть все: возвести мосты, здания, накатать дороги, провести озеленение, закупить мебель, утварь, продукты, организовать обеды и приёмы, позаботиться об отдыхе и ночлеге императрицы. Не забыли подготовить и подарки от имени императрицы. Для отличившихся чиновников казна закупила золотые табакерки, перстни, часы, украшения с драгоценными камнями.
Царский поезд состоял из 180 экипажей и кибиток. На каждой станции, а их было предусмотрено 76, ожидали 560 свежих лошадей. С собой везли и некоторые продукты, как-то апельсины и персики, прихватили и шампанское. Но так как выехали в середине зимы, некоторые продукты по пути замёрзли.
Карету императрицы везли 30 лошадей. В карете было все необходимое для удобства государыни: гостиная на восемь человек, малая библиотека, кабинет, карточный стол и отхожее место. Кроме большой карты, в распоряжении императрицы были ещё шестиместная и четырёхместная кареты и «почивальный возок».
В день царский поезд проезжал 70-80 вёрст. Каждая верста отмечалась особым знаком. Путь начинали в 9 утра, ехали до 12 часов, затем вновь останавливались на трёхчасовой обед, после продолжали путь до 7 часов вечера и останавливались на ночлег.
Впереди на сутки раньше следования императрицы ехали обозы с продовольствием, живностью, посудой, багажом и мебелью. Все это останавливалось на ночлег в специально отведённых зданиях или выстроенных дворцах.
Все было предусмотрено до скрупулёзности. Были выстроены путевые дворцы, в которых была мебель с позолотой, сверкали зеркала, внутреннее убранство поражало своим великолепием, бронза, хрусталь. Предусмотрены погреба и ледники с необходимым провиантом.
На каждой станции обязательно были запасы продуктов: пуд кофе, пуд сахара, три фунта чая, сто лимонов, 300-400 бутылок вина, 50 бутылок кислых щей, 25 бутылок мёда, 8 дойных коров.
«… на тех станциях, где назначено быть обеденным столам или ночлегам, надобно иметь в заготовлении кормленых рогатых скотин на станции по три, телят хорошо напоенных трое, баранов десять, птиц курей пятнадцать, индеек пятнадцать и диких птиц сколько можно; муки крупичатой два пуда, сыр галанской, масла коровьего пуд, сливок два ведра, яиц пятьсот, окороков шесть. Чаю фунт, кофе полпуда, масла прованского полдюжины, селедей бочонок, сахару два пуда, самовары или чайники большие, доски подносные, чайные приборы, тако ж вина белого и красного французских по три ведра, водки французской по два ведра, сладкой и крепкой водки штофов попять, аглицкого пива по четыре дюжины, лимонов пятьдесят, столовое белье, столовые приборы, посуда столовая и поваренная, поваров и протчее, что для стола нужно и служителей в хорошем одеянии».
Если кушанья были ещё не готовы для императрицы или её свиты, то велено было иметь в запасе и подать по первому требованию холодные блюда, холодные пироги, сыр, масло, окорока.
В тех городах и сёлах, куда должен был заезжать царский кортеж, в местных трактирах и шинках было введено ограничение на выдачу алкоголя. Хозяевам питейных заведений было запрещено поить допьяна клиентов. Было запрещено повышать цены и на продукты и спиртное, продавать дурные припасы. За всем этим следили особые патрули.
В городах, в которых останавливался царский поезд, местная знать давала балы, обеды, концерты, фейерверки.
Не забывали губернаторы и про народ. 21 апреля 1787 года императрица отбывала из Киева. Киевское дворянство устроило прощальный бал и фейерверк. Для народа устроили раздачу жареной рыбы и калачей, стояли деревянные сосуды с пивом и мёдом.
По прибытию в Кременчуг обеденные столы сервировались специально изготовленными для каждого наместничества серебряными сервизами. Музыка и хор певчих сопровождали обеды и ужины.
Один из памятных обедов в Крыму (Инкерман) окончился грандиозной феерией.
Пожалуй, этот обед стал апофеозом всего путешествия русской императрицы. Обед шёл своим чередом, как всегда, чинно и пышно, смена блюд, музыка. И вот по команде Г. А. Потемкина раздвинулся занавес, который скрывал большой балкон. Изумлённая публика увидела город, а на рейде красовались линейные корабли, фрегаты.
31 мая 1787 году императрица и её свита покинули Крым. 11 июля 1787 году Екатерина вернулась в Петербург. За полгода своего путешествия она проехала 5657 вёрст, в том числе 446 вёрст по воде.
Что же кушала императрица не во время путешествий, вы можете прочитать по этой ссылке.
Фото: Nord-News
