Политический взгляд на кинематограф
Времена Советского Союза в памяти людей связаны со строгими ограничениями во многих сферах жизни. Киноискусство тоже не обошли своим вниманием контролирующие органы, подробности рассказывает автор канала «Аrts_tobe — просто об искусстве».
Кинолента Андрея Тарковского «Андрей Рублев», показанная в 1967 году, вызвал шквал негодования. Фильм обвиняли в клевете на русский народ, пропаганде насилия, искажении исторической правды, а эпизод с язычниками, нагишом купающимися в ночь Иваны Купалы, был признан аморальным.
Фильм «Интервенция» о Гражданской войне режиссёра Геннадия Полока не понравился партии за вольное обращение с героями и историей. Некоторые из прототипов героических образов стали жертвами сталинских репрессий. Кроме того, в фильме было слишком много шуток, песен и одесских бандитов на одной сцене с героями революции. На экраны картина вышла только спустя 10 лет в 1987 году.
Первая серия картины «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна с большим трудом вышла в прокат в январе 1945 года и была одобрена лично Сталиным. Вот только у второй серии судьба сложилась иначе. Считается, что Сталин увидел в ней нелестные параллели с его собственным правлением. После этого фильм был запрещён, а первая серия снята с проката.
Как видите, вопросы национальной идеологии в советские времена не пускали на самотёк. Удивляться этому не приходится, ведь киноленты могут обладать мощной мотивационной силой. А в какую сторону её повернёт народ власть предсказать не берётся.
кадр из к/ф «Иван Грозный»