Помню был такой сюжет в Мурманской области в середине 2000-х, ветеринары запрещали торговать свежей и охлажденной рыбой. Бред, конечно, но коллеги придумали тогда целую систему «доказательств», смысл которой сводился к тому, что без термической обработки рыбу есть опасно. Смешно, но пришлось объяснять очевидное, что в России в сыром или живом виде люди рыбу не едят, мы не аборигены с острова Банаба и предпочитаем горячие блюда. В итоге благодаря губернатору Мурманской области убедили тогда руководителей государства поправить «раздухарившихся» контролеров.
Теперь новая напасть. Весь мир с удовольствием ест рыбу и креветку Баренцева моря, а в России это море признано неблагополучным в ветеринарном отношении - какой-то очередной рыбный эпатаж от Россельхознадзора. Похоже, что опять надо просить политическое руководство страны привести «чиновничье зазеркалье» к реалиям жизни людей. Итак, все по порядку.
В прошлый четверг 28 мая в Москве прошло очередное заседание Межведомственной рабочей группы по проблеме величины предельной допустимой концентрации (ПДК) мышьяка в рыбо- и морепродуктах. Ничего нового - десятый год «бег по кругу», как изменить доисторический норматив. На этом фоне рыбодобывающим организациям регулярно выписываются штрафы. Если в 2019 году наказания юридических лиц составляли от ста тысяч до трехсот тысяч рублей, то в настоящее время судя по практике штрафы вырастут уже до шестисот тысяч рублей. В этой связи работающие в своей родной российской экономической зоне Баренцева моря предприятия рыбного хозяйства Арктических регионов России опасаются следующего шага контрольного ведомства - применение части 3 Статьи 14.43 КоАП РФ, штраф один миллион рублей и административное приостановление деятельности предприятий на срок до девяноста суток.
Контрольное «творчество», если его не охлаждать, безгранично в своем выражении. В 2019 году на основании нескольких единичных случаев выявления в пробах рыбы превышения существующей (официально спорной) величины ПДК мышьяка, Россельхознадзор признал практически все Охотское море, Баренцево море, зону острова Шпицберген, Норвежскую экономическую зону, зону Фарерских островов, неблагополучными в ветеринарном отношении. Этот «фокус с картами» позволил федеральной службе тотально проверять всю рыбную продукцию на территории Российской Федерации.
Ситуация вызывает полное недоумение не только у нас, но и у иностранных рыбаков, работающих в море борт о борт с россиянами. В данных районах нашими рыбопромысловыми судами ежегодно вылавливается и реализуется на внутреннем и внешних рынках не менее 80% российских рыбо- и морепродуктов. Любому здравомыслящему человеку, очевидно, что «устаревшую бумагу» давным-давно необходимо привести в соответствие с реальной жизнью, а не гонять рыбаков по лабораториям. Однако, не все так просто - система контроля упирается по всем законам жанра.
На самом деле, если говорить серьезно, то стабильная как «российская лужа» ситуация с «мышьяком в рыбе» является примером откровенного безразличия, безответственности и недееспособности федеральных органов государственной власти, отвечающих за рыболовство и торговлю рыбной продукцией. Почти десять лет собираются совещания и идет переписка между Минсельхозом России, Росрыболовством, Россельхознадзором и Роспотребнадзором, и каждый раз мы слышим одно и тоже - голоса чиновников о необходимости проведения специальных научных исследований. При этом у одного ведомства есть желание, но нет полномочий, у другого они есть, но нет соответствующего института, у третьего такой институт есть, но нет желания заниматься этим вопросом, у четвертого есть статус федерального министерства, но тоже чего-то, видимо, не хватает. И всех перечисленных прочно объединяет один вопрос - кто заплатит за исследования. Какие еще нужны исследования? Наши люди что, внутри сделаны как-то иначе, чем европейцы или американцы, которые едят нашу треску и палтус?
Откровенно говоря, неблагополучной пора уже признать деятельность самих федеральных органов государственной власти, годами размышляющих на тему внесения изменений в ТР ЕАЭС 040/2016 «Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции». Указанные в Регламенте нормы по содержанию мышьяка в рыбе давно устарели и в большинстве стран не применяются.
В добавление к этому хочется напомнить служивым коллегам, что российское законодательство несколько лет назад обязало федеральных ветеринаров не сидеть на берегу моря в ожидании очередной партии рыбы для исследований, а проводить ветеринарный мониторинг районов промысла непосредственно в море. «В случае, если результаты мониторинга ветеринарной безопасности районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, свидетельствуют о соответствии добытых (выловленных) в этих районах водных биологических ресурсов требованиям их безопасности в ветеринарном отношении, ветеринарные сопроводительные документы на такие уловы водных биологических ресурсов оформляются без проведения лабораторных исследований (часть 3 статьи 2.3. Закон о ветеринарии)». Однако данное государственное решение до сих пор не выполняется - контролеры ловкачи и отстроили систему в формате «наоборот». Поэтому рыбаки в российской морской и береговой экономической зоне вынуждены все эти годы работать, как на минном поле.
В любом уголке страны различные уполномоченные лаборатории рыбу с одного траулера могут признать безопасной, а с другого нет, при этом суда одновременно вели промысел в одном и том же морском районе. Более того, при повторном исследовании в другой лаборатории, «забракованная» партия рыбной продукции может получить соответствие требованиям норматива по мышьяку. Вот и думай, как работать в таких условиях - после продажи продукции на внутреннем рынке, через несколько месяцев любому рыбодобывающему предприятию может прилететь нежданный «штрафной привет от Россельхознадзора», в основе которого будет лежать устаревший норматив ПДК мышьяка в рыбе.
Тут стоит всерьез задуматься. А может быть это такая скрытая «политика» - вытолкнуть наших рыбаков в иностранные морские воды и на заграничные рынки, чего им в России-то делать? А внутренний рынок заполнить импортной рыбной продукцией. По данным ФТС России импорт рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов по группам «03» и «1604/1605» Кодов ТН ЕАЭС в 2016 году составил 512 тыс. тонн, а в 2019-ом уже 640 тыс. тонн. За несколько лет рост почти 130 тыс. тонн. Это и немудрено, такими административно-контрольными барьерами и штрафами рынок расчищается для соответствующих иностранных товаров. А ведь «мышьяк» - это всего лишь маленький винтик в огромной машине административно-контрольного пресса, придуманного для российских рыбаков.
Десять лет федеральные чиновники совещаются и пишут письма друг другу, ничего не меняется в лучшую сторону, рыбаки уже пугаются собственного берега, похоже, что время пришло - проблему своим поручением может решить глава государства Президент России В.В. Путин. В этой связи надежда на руководителя одного из крупнейших рыбацких регионов России губернатора Мурманской области Андрея Владимировича Чибиса.