27.07.20
 

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ. Министерство Арктики и Мурманский транспортный узел

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ. Министерство Арктики и Мурманский транспортный узел

Окончание. Начало читайте в статьях «Путин и Мурманский транспортный узел» и «Председатели правительства и Мурманский транспортный узел».

С начала обсуждения темы государственного участия в развитии порта Мурманск главной темой для дискуссий между РЖД и Минтрансом России был вопрос о том, какие грузы поедут по железной дороге к причалам крупнейшего российского морского порта в Арктике. Приказом Минтранса России от 03.12.2007 N 177 «Об утверждении Генеральной схемы развития Мурманского портового транспортного узла» был принят за основу расчетный грузооборот на период до 2015 года - 79,82 млн. тонн в год. Для справки: общий грузооборот порта Мурманск в 2019 году составил 61,9 млн тонн. В этой связи необходимо отдельно отметить, что это, в том числе, грузооборот ПАО «Мурманский морской торговый порт», который по итогам 2019 года перевалил более 17,5 миллионов тонн различных грузов, в основном, прибывающих в Мурманск в железнодорожных вагонах.

Земля

В таких больших проектах, как правило, всегда возникает много вопросов по земле. На эту тему 13 августа 2008 года на совещании по рассмотрению плана реализации проекта указал вице-премьер Правительства России С.И. Иванов: «При развитии Мурманского транспортного узла законные права и интересы собственников земельных участков нарушаться не должны и не будут». Сергей Иванов отметил, что должно быть принято согласованное решение по механизму изъятия и закрепления земельных участков для реконструкции действующих и создания новых объектов портовой, железнодорожной и автодорожной инфраструктуры.

Владимир Путин и Сергей Иванов

Владимир Путин и Сергей Иванов с борта теплохода «Поларис» осмотрели объекты инфраструктуры морского транспорта в Кольском заливе, Мурманск, 2 мая 2007 года, фото: vz.ru

Кроме этого, Иванов подчеркнул, что необходимо определиться, достаточно ли средств, предусмотренных на развитие данного объекта федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2015гг.)". По словам вице-премьера, в России существуют только два места, где могут быть созданы подобные морские хабы: Дальний Восток и Мурманск.

Деньги

После представления В.В. Путину доклада «Основные проблемы реализации морской транспортной схемы в Арктическом регионе и вопросы совершенствования организации ледокольных перевозок с учетом обеспечения грузопотоков по трассам Северного морского пути до 2020 года», через некоторое время был решен вопрос о финансировании проекта МТУ. В соответствии с распоряжением Правительства России (В.В. Путин) №1821 от 8 декабря 2008 года реализация проекта должна быть осуществлена за счет средств федерального бюджета, предусмотренных федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", бюджета Мурманской области и частных инвесторов.

Владимир Путин и Игорь Левитин

Владимир Путин и Игорь Левитин на борту теплохода «Поларис», Мурманск, 2 мая 2007 года, фото: vz.ru

Привлечение финансовых ресурсов частных инвесторов изначально предполагалось возложить на ОАО «Управляющая компания «Мурманский транспортный узел», которую создали в 2007 году: Мурманский морской торговый порт - 40%, РЖД - 25%, Росморпорт -  15%, Роснефтъ - 15%, Правительство Мурманской области - 5%. Для формирования активов управляющей  компании, в частности, планировалось передать ей право распоряжения земельными участками и объектами федеральной собственности на территории Мурманского порта на основе договоров долгосрочной аренды и права заказчика-застройщика на отдельные объекты МТУ. Были идеи наделить ОАО «УК МТУ» функцией управления особой экономической зоной портового типа.

В июле 2009 года министр транспорта РФ Игорь Левитин и губернатор региона Дмитрий Дмитриенко провели в правительстве Мурманской области совещание, которое было посвящено реализации проекта.

- Мы достигли сегодня одного принципиальнейшего решения: практически согласовали границы Мурманского порта, что не могли сделать несколько лет, - рассказал Левитин после встречи. Напомним, из-за этой проблемы Мурманск не смог получить статус особой портовой экономической зоны.

После этого вышел Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 06 сентября 2010 г. № 195 «Об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» (угольный и нефтяной терминалы, железная дорога от ст. Выходной до ст. Лавна и далее к портовым терминалам)». В документе приводятся сведения по площади угольного и нефтяного портового терминала, описание границы проектируемой железной дороги от ст. Лавна и далее к ст. Мурмаши-2 - ст. Выходной.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 800 от 12.10.2010 (В.В. Путин) на территории Мурманской области создается портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ) - механизм, позволяющий снизить затраты по строительству новых терминалов в порту Мурманск и ускорить реализацию проекта, а также привлечь инвесторов и новых участников проекта.

Строительный проект МТУ

В феврале 2011 года подведомственное Минтрансу России ФГУ «Ространсмодернизация» объявило открытый конкурс на разработку проектной документации «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Конкурс выиграло НПО «Мостовик». Была разработана проектная документация на строительство железнодорожной линии длиной 46 километров, которая соединит Октябрьскую железную дорогу с перегрузочным комплексом. Новая однопутная электрифицированная магистраль спроектирована от станции Выходной через реку Тулому и далее по малозаселенной холмистой местности до станции Лавна в районе морского порта. Цель проекта - создание современной развитой транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива. Суммарный объем грузоперевозок по новой ветке превысит 28 миллионов тонн в год, перспективная интенсивность движения к 2020 году запланирована 20 поездов в сутки. Проектом предусмотрена реконструкция действующей станции Выходной с увеличением числа приемоотправочных и сортировочных путей, а также строительство трех новых станций: Мурмаши-2, Промежуточная и Лавна со всей сопутствующей инфраструктурой. В составе линии запроектировано более 10 искусственных сооружений - железнодорожных мостов и путепроводов. Самый масштабный объект - мостовой переход через реку Тулому протяженностью 1 314 метров, расположенный в месте впадения реки в Кольский залив. Были представлены также организационно-правовые и финансово-экономические варианты взаимодействия проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» и портовой особой экономической зоны.

12 февраля 2013, состоялась рабочая встреча председателя правительства РФ Дмитрия Медведева и губернатора Мурманской области Марины Ковтун. Беседа, в частности, была посвящена электросетевому обеспечению проекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла". Следует сказать, что электроэнергетики в настоящее время выполняют свои обязательства по проекту МТУ.

В декабре 2013 года ФКУ "Ространсмодернизация" (учреждение Минтранса России) объявило долгожданный конкурс на разработку рабочей документации и строительство объектов в рамках проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» (МТУ). Победителем конкурса стало ООО «Стройгазконсалтинг» - 19 марта был подписал контракт на выполнение работ за 41,5 млрд руб. при начальной (максимальной) цене в 43,5 млрд руб. По контракту объект должен был быть построен в 2018 году.

Непредвиденные обстоятельства

В апреле 2014 года через месяц после подписания со "Стройгазконсалтингом" контракта на строительство объектов железнодорожной инфраструктуры объектов МТУ произошло важное событие. Вице-премьер Аркадий Дворкович озвучил сокращение государственного финансирования данного проекта - средства направили на развитие портов Азово-Черноморского бассейна. В марте 2015 «Кузбасразрезуголь» отказался от планов по строительству угольного порта «Лавна» из-за неясных сроков строительства железнодорожных подходов и удорожания реализации проекта вследствие девальвации рубля.

Созданную правительственным постановлением (В.В. Путин) в октябре 2010 года особую экономическую зону в порту Мурманск, в сентябре 2016 года решением следующего правительства (Д.А. Медведев) досрочно закрыли. В 2016 году проект строительства морского угольного терминала передали «на хранение» Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), которая приобрела у «Кузбассразрезугля» ООО «Морской торговый порт «Лавна» вместе с проектной и исходно-разрешительной документацией, правом аренды земли под терминал (около 300 га). Бюджетное финансирование строительства железнодорожных подходов к будущим портовым терминалам столицы Арктики стало осуществляться в режиме «по чайной ложке».

Министерство Арктики

В 2018 году Президент Российской Федерации Владимир Путин поставил задачу заместителю председателя Правительства России Юрию Трутневу - привести систему управления развитием Арктической зоны в соответствии с вызовами, стоящими перед страной.  https://www.kp.kg/daily/26727/3753838/Менее, чем за два года: реформирована Госкомиссия по вопросам развития Арктики, дополнительными полномочиями наделено Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, работа по Арктической зоне распространилась на полномочия институтов развития Дальнего Востока. Были подготовлены соответствующие проекты государственных актов и в марте 2020 года Президентом утверждены Основы государственной политики в Арктике на период до 2035 года, в июле 2020 года подписан пакет федеральных законов о государственной поддержке предпринимательской деятельности и о налоговых льготах для инвесторов, работающих в Арктике. Совместно с Правительством Мурманской области обеспечено принятие постановления Правительства Российской Федерации от 12 мая 2020 года № 656 «О создании территории опережающего социально-экономического развития "Столица Арктики» - на территориях городского округа «Город Мурманск» и муниципального образования «Кольский район» Мурманской области создана первая арктическая территория опережающего социально-экономического развития с преференциями, как в аналогичных ТОР на Дальнем Востоке.

В конце мая 2020 года ООО «Морской торговый порт Лавна» объявило конкурс на заключение договора на разработку рабочей документации и строительство комплекса перегрузки угля «Лавна» в морском порту Мурманск на сумму более 20 млрд руб.  Глубоководный причал длиной 660 м будет способен принимать одновременно два крупнотоннажных балкера дедвейтом от 20 до 150 тыс. тонн.https://portnews.ru/news/296432/Договор планировалось подписать не позднее 21 июля 2020 года. Однако конкурс признан несостоявшимся, у инвесторов эта тема интереса не вызвала. Участником конкурса стала только одна компания "Ямата Ятырым Иншаат Туризм ве Тиджарет Аноним Ширкети" (Стамбул, Турция). Единственная заявка была оформлена с нарушениями и поэтому отклонена.

Ранее сообщалось, что ООО "Морской торговый порт "Лавна" должно направить документы и заявку на включение в список резидентов территории опережающего развития (ТОР) "Столица Арктики". Говорилось также о том, что порт "Лавна" будет запущен в 2022 году и выйдет на проектную мощность в 18 млн тонн в год в первом квартале того же года. А в эфире уже звучит цифра грузооборота МТУ - 100 млн тонн в год. Цифра красивая. Интересно, а что это за грузы?

Заключение

Грузооборот морских портов Арктического бассейна за январь-июнь 2020 года составил 46,8 млн тонн (-9,3%), из них объём перевалки сухих грузов составил 13,1 млн тонн (-12,2%), наливных грузов -  33,7 млн тонн (-8,1 %). Грузооборот портов: Мурманск составил 27,4 млн т (-11,3%), Сабетта - 14,1 млн тонн (+1,9%), Варандей - 2,8 (-23,1%) и Архангельск - 1,4 млн тонн (+12,2%).

Обратил бы внимание на цифры характера грузов. В этой связи для специалистов так и остается висеть в воздухе «вопрос 2005 года» -  какие объемы и какой номенклатуры сухих и наливных грузов поедут в вагонах по оплаченной государством новой железной дороге на Западный берег Кольского залива. Соответственно, какой там нужен профиль морских портовых терминалов? Или что, потом угольный терминал перестраивать под контейнерный? А после под зерновой, еще через какое-то время под лес, металл и т.д., и т.п.? А может тогда стратегическую нефтебазу с магистральной трубой надо опять делать, как в самом начале этой истории в 2002 году? Тогда объемы перевалки грузов в Мурманске точно будут самые большие в Российской Федерации.

Закончу серию статей на тему «Мурманского транспортного узла» с того, с чего начал. Президент России 20 мая 2020 года на одном из совещаний неожиданно обратил внимание собравшихся на Мурманский транспортный узел. «Наращивание возможностей Северного морского пути, его активное использование в качестве внутреннего транспортного коридора выводит на первый план и задачи по развитию портовой инфраструктуры Дальнего Востока и Северо-Запада России, включая Мурманский транспортный узел. Прошу держать такую работу на контроле» - отметил Владимир Путин.

«Внутренний коридор» - это ключевое словосочетание в речи руководителя государства. В общем-то этот материал про МТУ сделан именно для того, чтобы обратить внимание на то, что Владимир Путин стоял у истоков принятия решения о создании «Мурманского транспортного узла». В последние два десятилетия он лично участвовал в процессе обсуждения, подготовки и контроля исполнения принципиальных правительственных решений. Руководитель государства понимает все детали этого стратегического проекта, в том числе знает «природу» цифр грузопотока «Мурманского транспортного узла».

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

08:15В мурманском ДК пройдет «Школа светофорных наук»

07:04В Мурманске 18 домов останутся без холодной воды

05:03На Кольском полуострове ожидаются грозы и до +22°

23:55Инвестор с нуля: с чего начать и куда вложить

20:22Под Североморском пассажирка автобуса пострадала из-за выбежавшего на дорогу пешехода

19:03В мурманском лицее на Ледокольном меняют окна и двери

18:17Пенсионерка из Мурманска поверила в соцсетях в выигрыш и лишилась 274 тысяч

17:432,8 млрд получит аэропорт Мурманска на модернизацию

17:03Спецдому ребенка в Апатитах выделили миллион за особые условия работы

16:591321 северян уже сдали бесплатный тест на антитела к CoViD-19

16:23На трассе СПб-Мурманск пострадали в ДТП молодой водитель и ребенок

16:21Минстрой расскажет об истории появления мурманских домов

15:49Как проходит тестирование на иммунитет к коронавирусу в Мурманске

15:35Пенсионерке из Оленегорска дали условный срок за ножевое собутыльнику

15:29Возле колонии в Мурмашах засекли мужчину с 11 мобильными

15:01Из магазина в Мурмашах в банк попала фальшивая купюра в 5 тысяч

14:41Видео зажигательного танца медведя в Кандалакше стало хитом в интернете

14:39Упали продажи антисептиков и перчаток

14:31Новые бюджетные места и полторы тысячи заявлений - в МАГУ продолжается приемная кампания

14:15В Кандалакше 39-летняя северянка избила железной трубой знакомого

Все новости