Время сейчас непростое, хочется хоть какой-то радости и праздника. Детям хочется и взрослым, что неудивительно, тоже. Им, может быть, даже больше. Хорошо, что об этом подумали в Мурманском драматическом театре и сделали специальную новогоднюю программу для взрослых. Не в смысле 18+, а вечернюю.
Спектакль будут играть и 31 декабря, что для заполярного храма Мельпомены в новинку. Переняли столичную практику – в Петербурге и Москве почти все театры играют вечерний спектакль в последний день года. Как правило, он начинается на час раньше и идёт несколько меньше по времени. Но играется с антрактом – выпить бокал шампанского в театре предновогодним вечером must have*.
МОДТ новогодний спектакль поставил буквально за несколько месяцев. Художественный руководитель Николай Гадомский анонсировал новинку в ноябре. Тогда он обещал, что в основе будет произведение братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и снятый по нему фильм «Чародеи», но постановка не повторит любимый советский фильм, а расскажет о его съемке. По факту вышло нечто совсем иное, от Стругацких очень и очень далёкое.
24 декабря зрители увидели премьеру. В описании жанр определён как спектакль-концерт, но субъективно спектакля в постановке существенно меньше, чем концерта. Несколько номеров с советскими песнями под живую музыку ансамбля «Пилигрим», обменом мнениями между автором сценария (называющего себя ещё и автором истории про чародейку Алёну, то есть отыгрывающего известных отечественных фантастов) и режиссёром-оператором, которого припечатывают термином «режопер». Минут 15-20 как в детском утреннике (или на корпоративе) занято интерактивной игрой с залом, никак не встроенной в действие. Зрителям предлагают рассказать новогодние стихи в микрофон и вспомнить советские фильмы о празднике. За стихи выдают бутылку вина – на премьере она досталась дошколёнку из второго ряда. «Только это для родителей!» - предупредил его актёр.
Поют хорошо. Советские шлягеры, как всегда, вне конкуренции. «Сердцу не прикажешь», «Три белых коня» и «Спи, тебе говорят» поют в душе. На одном из выходов в зал зрителям предлагают вместе с бровастым кавказцем, иногда теряющем колоритный акцент, спеть «Где же ты моя, Сулико». А под конец ещё и покричать «Раз-два-три, ёлочка, гори»…
Неоднозначно, и для корпоратива, наверное, неплохо, но на новогодний спектакль пока тянет с трудом. Для мюзикла и шоу – хочется больше костюмов и какой-то стилистической выдержанности. Хотя бы времени действия. А то Алёна с Ваней связаться не может, а Сатанеев разгуливает в «конверсах» и снимает компромат на мобильник… Ну: или 60-е, или осовремениваем всё, мне кажется. Переодевание за весь спектакль по сути одно – заколдованную Алёну открытым приёмом облачают в черное два персонажа в тёмных мантиях. Смены декораций тоже нет. Пожалуй, самый занятый в спектакле сотрудник закулисья – уборщица. Ей нужно убирать конфетти, обильно падающее в зал и на авансцену в конце действия.
Но она явно постарается сделать это побыстрее, чтобы сбежать домой. Как и все остальные сотрудники театра. Новогоднее настроение у зрителей в этой спешке не будет иметь для них никакого значения.
Спектакль играют без антракта, он очень недолгий – не дотягивает до 1 часа 20 минут. Но ведь продлить удовольствие и обсудить увиденное можно под бокал новогоднего шампанского в буфете? Конечно. Только очень быстро! В день премьеры через 5 минут после окончания спектакля сотрудники буфета демонстративно приступили к уборке помещения. Убрали наготовленные брускеты и бутерброды с икрой и стали намывать витрину. Через 40 минут послевкусие под кодовым названием «Уважаемые гости, не надоели ли вам хозяева?» продолжила женщина-капельдинер, которая без улыбки сообщила угощающимся шампанским, что пора завязывать: «Гардероб закрывается!»
Внизу уже ждали с нетерпением около десяти сотрудников театра. Подзадержавшихся театралов провожали подгоняющими взглядами, а последних двух девушек настойчиво приглашали забрать одежду даже в туалете.
- Мы тут с утра, у нас еще утренний спектакль был, - недовольно мотивировала их быть побыстрее капельдинер.
Может быть Мурманская облдрама всё-таки не готова ещё к столичным практикам? Если даже очень короткий концерт вызывает такую спешку, что буфет не продаёт бутербродики и алкоголь для пополнения бюджета учреждения, а капельдинеры очень навязчиво объясняют гостям, что новогоднее настроение выдается чётко по 40 минут в одни руки. Остальное, будьте любезны, собирать за пределами театра – вашу вешалку уже выложили на стойку гардероба. Театр ею заканчивается.
*пер. - «обязательно необходимо сделать»
Фото: Nord-News