Когда мне было совсем немного лет, слово «профессионал» у меня ассоциировалось только с колоритным Жан-Полем Бельмондо и завораживающей мелодией, как потом выяснилось, Эннио Морриконе. С течением времени это слово, написанное английскими буквами, все чаще я видел на упаковках бытовой химии, банках косметических средств на магазинных полках и на разной прочей дребедени, не имеющей никакого отношения ни к Бельмондо, ни к Морриконе, ни к тому, что я сегодня знаю о слове «профессионал».
К сожалению, сегодня чаще вспоминают профессионализм, обвиняя кого-либо в его отсутствии. Это понятие стало неким анти-термином, употребляющимся только с приставкой «не». Размышляя над причинами этой ситуации, я прихожу к выводу о том, что в сегодняшних сверхбыстрых реалиях уже сложно определить критерии профессионализма. Согласитесь, эта квалификация является высшей точкой развития деловых качеств человека. Но как достичь эту точку, если ежедневно новые технологии, изобретения и подходы нивелируют до совершенно незначительных достижения даже не прошлого века, а вчерашнего дня. Вчерашние гуру ловят каждого слово новоявленного лидера индустрии.
«Технологическая суета» ежедневно рождает новых героев. Но что толку быть гением, если о вас никто не знает? Думаете, это вопрос только сегодняшних реалий? Я хочу привести здесь отрывок из замечательного рассказа Ильфа и Петрова «Колумб причаливает к берегу» аж (только представьте себе!) 1936 года:
«- Земля, земля! - радостно закричал матрос, сидевший на верхушке мачты.
Тяжелый, полный тревог и сомнений путь Христофора Колумба был окончен. Впереди виднелась земля. Колумб дрожащими руками схватил подзорную трубу. <...>
- Пирога с туземцами! - раздался крик. <...>
Два туземца в странных зеленых одеждах поднялись на корабль и молча сунули Колумбу большой лист бумаги.
- Я хочу открыть вашу землю, - гордо сказал Колумб. - Именем испанской королевы Изабеллы объявляю эти земли принадлежа...
- Все равно. Сначала заполните анкету, - устало сказал туземец. - Напишите свое имя и фамилию печатными буквами, потом национальность, семейное положение, сообщите, нет ли у вас трахомы, не собираетесь ли свергнуть американское правительство, а также не идиот ли вы. <...> Что вы хотите здесь делать?
- Хочу открыть Америку.
- А публисити у вас будет?
- Публисити? В первый раз слышу такое слово.
Туземец долго смотрел на Колумба проникновенным взглядом и наконец сказал:
- Вы не знаете, что такое публисити?
- Н-нет.
- И вы собираетесь открыть Америку? Я не хотел бы быть на вашем месте, мистер Колумб.
- Как? Вы считаете, что мне не удастся открыть эту богатую и плодородную страну? - забеспокоился великий генуэзец.
Но туземец уже удалялся, бормоча себе под нос:
- Без публисити нет просперити».
Так что же должен иметь в арсенале своих навыков Homo Fortunatus - «человек успешный»? Вот категории «must have», упомянутые Владиславом Шипиловым, основателем Soft Skills and Business Administration University:
- базовые коммуникативные навыки, которые помогают развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими;
- навыки self-менеджмента: помогают эффективно контролировать свое состояние, время, процессы;
- навыки системного мышления;
- управленческие навыки.
Вышеозначенные навыки получили в иностранной литературе название «soft skills», иногда переводимые дословно как «мягкие навыки», в противовес «hard skills» - навыкам в области профессиональной деятельности.
Человек - существо социальное, и коммуникативные навыки - это способ его полноценной жизни в сообществе других человеков. Залог вашего «паблисити» - это умение слушать, выступать перед публикой, продавать себя, работать в команде, убеждать, «сохранять лицо». Трагично звучат истории о «золотых руках», пропавших в безвестности. Профессионал - это тот человек, который дал вам знать о своих «hard skills» и сделал вас в этом знании уверенным. Любому человеку сейчас доступна вся палитра возможностей для освоения этих навыков. А самое страшное, что прежнее клеймо «вечный студент» - теперь про вас: учиться до конца своих дней - это тоже обязательный навык.
Нет смысла подробно останавливаться на каждом из перечисленных обязательных навыков, ведь, как и герою фельетона Ильфа и Петрова, каждому из нас придется открыть свою собственную Америку внутри себя. Просто возьмите себе на вооружение - «без публисити нет просперити». Открывайте миру и себе нового себя. Под музыку Морриконе.
Алексей Савинцев
руководитель конгрессно-выставочной компании «МурманЭКСПОцентр»
Рисунок Алены Галишниковой
О предпринимателе бедном замолвите слово
Автоматизация не панацея, или палочкой-выручалочкой по голове
Как ты яхту назовешь, или к вопросу о социальном
Впихнуть невпихуемое, или «Все обо всем» за 3 секунды
Я сам обманываться рад, или о вреде скидок