Сел писать очередные «воспоминания» о нашей Думе и задумался. Трудно писать о самой невнятной, самой унылой, самой, на мой взгляд, беспомощной областной Думе. Трудно потому, что в Думе хватало ярких, самобытных, состоявшихся, неординарных людей, а получилось - как в кино: бывает ведь так, что в фильме снимаются сплошь звезды, а картина совсем никакая. Вот такое и произошло с Мурманской областной Думой четвертого созыва.
До сих пор не могу понять толком, какие причины являются объективными, а какие субъективными. Поэтому не буду пытаться умничать, а просто предамся воспоминаниям и размышлениям. Почему четвертая Дума оказалась такой, какой оказалась? Думаю, что одна из главных причин в том, что она была избрана в соответствии со вкусами, мыслями и пристрастиями губернатора Юрия Евдокимова. Не думал, не гадал Юрий Алексеевич, что избранные «под него» и, как впоследствии выяснится, не на четыре, а на четыре с половиной года депутаты, под его «чутким руководством» проработают только два. Думу выбрали в марте 2007 года, а в марте 2009 губернатор был вынужден сложить полномочия. Причем снял с работы Юрия Алексеевича не волевой и решительный Владимир Путин, а мягкий и нерешительный Дмитрий Медведев.
Нади полагать, что после этого Дума впала в транс, в спячку, в кому - кому как нравится. И еще два с половиной года она то ли работала, то ли делала вид, что работала. Как в том стихе - «я здесь и не здесь, я везде и нигде». Формально она, конечно, работала. Статистику я специально не искал. Наверняка, было принято огромное количество законов, примерно столько же региональных законов приведено в соответствие в федеральными, проведено множество выездных заседаний комитетов и приемов по личным вопросам... Но как будто все это было не с ними.
А как хорошо все начиналось! Появилась новая, свежая - с пылу, с жару - фракция партии «Справедливая Россия». И достаточно мощная - чуть ли не 20% депутатов. Дополнительную мощь фракции придавал ее руководитель Александр Макаревич. Отличное приобретение для регионального парламента. Умный, решительный, хорошо образованный, блестящий полемист. На, Дума, пользуйся. Впрочем, насчет полемиста, пожалуй, лишнее. Ведь это было в те годы, когда председателем Государственной думы был Борис Грызлов, выдавший гениальное: «Парламент не место для дискуссий». Представляете, говорун говорильни (спикер парламента) заявляет, что говорильня (парламент) не место для разговоров (дискуссий). Абсурд в высшей форме своего существования. Впрочем, абсурдность высказываний депутатов самых разных уровней уже давно не кажется нам чем-то, из ряда вон выходящим.
Но вернемся к нашей Думе. Губернатор поменял спикера. Казалось, что Павел Сажинов устраивает всех. оказалось, не всех. Почему председателем Думы стал молодой, а для спикера даже юный, 34-летний питомец Кольской АЭС Евгений Никора, судить не берусь. Может быть, Юрий Евдокимов просто хотел заручиться поддержкой «Росатома». И еще о Евгении Никоре, чтобы два раза не вставать. Высадили как-то в Краснощелье «депутатский десант». Еще одно глупейшее словосочетание. Впору начинать составлять словарь российских благоглупостей. Депутатов, естественно, сопровождали журналисты, которые тут же разбежались по всему селу. И правильно сделали - не каждый день выпадает возможность поездки в «отдаленку», да еще за чужой счет. Спросили журналисты одного коренного жителя - а их там всего-то четыре с половиной сотни наберется - о том, как жизнь. Старик бодро ответил, что живут хорошо, хлеб жуют и ждут сегодня приезда Киркорова. Журналисты были потрясены. Потом один из них догадался спросить: «Может быть, не Киркоров, а Никора?» «Да, да! - закричал абориген. - Никора!» Любопытный штрих, подчеркивающий наши знания о наших парламентариях.
Надеюсь, что Евгений Викторович просто улыбнется, прочитав эти строки (если, конечно, прочитает). А то ведь были начальники, которые на журналистов искренно обижались, за подобные штуки. Помните, был у нас такой председатель областного правительства Анатолий Малинин? Угадайте с одного раза, как его часто подписывали? Правильно, Александр Малинин. Ну, правильно, певца знают очень многие, а вот председателя областного правительства очень даже наоборот.
Вы, наверное, уже заметили, что пишу я в основном не о Думе четвертого созыва, а о том, что было вокруг Думы. Прошу прощения. Что помню, то и рассказываю. Дальше еще некоторые любопытные наблюдения. Четвертую Думу выбрали в марте 2007 года. Выбрали всех. Но биографии двоих народных избранников на официальном сайте Думы отсутствуют. Даже не биографии - вообще их фамилии не упоминаются в списочном составе депутатов четвертого созыва. Это Татьяна Цымбалюк и Валерий Страхов. Биографии их «сменщиков» - Вячеслава Рукши и Валерия Иванова - есть, а этих как будто и не было. Причем ушли они из Думы по-разному. Татьяна Кирилловна, единоросс, стала главой ЗАТО Александровск, а «справедливый» Валерий Викторович что-то там смошенничал с ремонтом авто и был исключен из числа пайщиков-концессионеров.
Заранее прошу прощения за каламбур, но справедливости ради скажу, что на официальном сайте регионального отделения партии «Справедливая Россия» написано, что Валерий Страхов был депутатом областной Думы четвертого созыва. Хочу верить, что это ради справедливости, а не по недосмотру администратора сайта.
Еще штрихи. Евгений Никора был далеко не самым молодым в корпусе четвертого созыва. В Думу выбрали совсем уж юную, 26-летнюю, Александру Комиссаренко. Выбрали, естественно, по партийным спискам. Ни о какой узнаваемости или популярности и речи не было. Зато впервые появилась возможность выбрать депутата, включив его в список на проходное место. Мы сетуем, что молодых во власти мало, но такой дурак-идеалист, как я, который продолжает ходить на выборы, вряд ли проголосует за молодого кандидата только на том основании, что он молод. А что касается Александры Комиссаренко, то она полностью следовала завету героини Марии Владимировны Мироновой. Та говорила, что женщина с каждого мероприятия должна выносить для себя что-нибудь полезное. Александра Комиссаренко «вынесла» из Думы бесценный опыт и дорогую, но доставшуюся ей бесплатно жилплощадь. Справедливости ради надо сказать, что она была в этом смысле не единственной.
Понятно, что самая печальная повесть на свете - о Ромео и Джульетте, но повесть о Мурманской областной Думе четвертого созыва тоже получилась невеселой. Попробую хотя бы закончить с улыбкой. Четвертый созыв отпраздновал пятнадцатилетие нашего парламентаризма. Историю депутаты, можно сказать, писали и пишут сами. Четвертый созыв отдал одного депутата на повышение (или понижение?), одного лишил мандата за противоправные действия, а еще двое стали авторами первого(?) мордобоя в стенах регионального парламента. И не четвертый ли созыв отгородился от избирателей стеклянными дверями и стенами, турникетами, магнитными пропусками и охраной? Мотивировка была: начали пропадать компьютеры. Интересно, перестали ли пропадать после того, как от нас отгородились?
Продолжение следует
Рисунок Алены Галишниковой
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. С ЧЕГО НАЧИНАЮТСЯ ВЫБОРЫ?
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-4 (второе действие)
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-4 (первое действие)
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-3
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-2
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. БАЛЛАДА О СТАРОМ ПОЛКОВНИКЕ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Их ответ Чемберлену