Говорят, что лучший способ научить человека плавать - это бросить его в воду. Выбор в таком случае у начинающего пловца совсем небольшой, либо моментально обучиться плаванию, либо отправиться подобно Жак-Иву Кусто на изучение водных глубин. Поскольку инстинкт самосохранения обычно не позволяет выбрать дайвинг в один конец, большинство принимает решения оставить всякие глупости и плыть.
И этот «замечательный» способ обучения крайне напоминает мне бизнес, с тем лишь различием, что, открывая бизнес, ты самовольно бросаешь себя в воду, дабы научиться плавать. Кто-то перед этим долго готовится, разрабатывая объемные бизнес-планы и штудируя множество литературы, ну а кто-то просто считает, что настала пора и прыгает в омут предпринимательства с головой. И при этом процент «утопленников» в рядах импульсивных предпринимателей ненамного выше, чем среди их основательных товарищей. Это кажется крайне странным, так как мы повсеместно говорим о поддержке бизнеса в различных его формах. Так почему же, пройдя по родному городу, я наблюдаю такое огромное количество табличек с предложениями аренды там, где еще недавно был функционирующий бизнес?
На самом деле все очень просто. Разговоры о поддержке бизнеса в нашей стране остаются только разговорами, в то время как нагрузка на предпринимателей постоянно растет. Выглядит это, как если бы нашим юным энтузиастам, решившим начать плавать, выдавали бы по спасательному жилету, который на деле оказывался набитым камнями. Хочешь плыть - вот тебе налоговые проверки с последующим доначислением, а еще внеплановая прокурорская проверка или быть может мы вовсе поменяем правила игры и решим, что плавать здесь можно лишь в синих плавках и задом наперед.
Правовая неопределенность бизнеса в нашей стране критически высока, сегодня у тебя свое налаженное дело, а завтра весь твой бизнес может быть под угрозой закрытия. Можно вспомнить еще недавние предложения о запрете на размещение мини-отелей и хостелов в жилых помещениях. Сразу же огромный пласт предпринимателей оказался на грани разорения, что в свою очередь повлекло бы за собой и последующее повышение цен на услуги отелей и гостиниц для всех граждан. Пока закон не приняли, но и не отказались от него, отложили до лучших времен.
Или, например, январский закон Московской областной Думы, который обязал всех таксистов использовать в работе только автомобили белого цвета. То есть, правила для целого рынка услуг отдельного региона изменились. Затраты на выполнения новых условий закона несопоставимы с пользой от него. Кстати, а какая от перекраски польза? По мнению депутатов, принявших закон, белый цвет позволит отделить легальные такси от нелегальных и при этом будет сочетаться с цветом автобусов.
И подобные вещи у нас повсеместны. Зачастую закон преследует понятную только его создателям цель, хотя уже существует огромное количество правовых инструментов, которые позволяют регулировать те или иные негативные явления. Не зря в договорах между юридическими лицами под пунктом «форс-мажор» наравне со стихийными бедствиями и боевыми действиями, прописывают решение уполномоченных государственных органов как обстоятельство непреодолимой силы. Ведь для бизнеса вреда от такого решения может быть не меньше, чем от наводнения или землетрясения.
Отсюда и вполне понятное желание многих предпринимателей быстро заработать денег, потому как непонятно, что принесет следующая волна законодательных инициатив. Вся эта забота о предпринимателях зачастую напоминает о главной героине романа «Мизери» Стивена Кинга - медсестры, чья забота перерастает в маниакальное желание контроля над своим подопечным. Нужна ли такая забота самому предпринимателю, большой вопрос.
Максим Горнаев
юрист, эксперт «Pro bono»
Рисунок Алены Галишниковой
Супружеская измена как субъективное право