«Дождик капал на рыло и на дуло нагана. Лай овчарок все ближе, автоматы стучат», - эту песню, раз за разом, заказывал в таллинском ресторане герой рассказа Сергея Довлатова. Тема ему, безусловно, знакома и близка. Да и многие из нас эту песню слышали, но больше знают по строчкам припева: «По тундре, по железной дороге, где мчится поезд «Воркута - Ленинград».
На протяжении недели эта блатная лирика влезала в мою голову дважды. В первый раз, когда я прочитал авторскую колонку моего доброго знакомого и коллеги Алексея Савинцева «Летят над нашей «Зоной». Он с огорчением констатировал, что все мы, северяне, с 2013 года живем в зоне, хотя она и красиво называется арктической. Почему с огорчением? Да потому, что честно пытался найти в различных словарях русского языка положительные значения слова «Зона». И ничего позитивного не нашел. Нет-нет, не подумайте плохого. Алексей хочет жить на Севере, даже на Крайнем Севере, даже в Арктике. В Зоне жить не хочет.
Во второй раз вспомнил я блатную песню пару дней назад, прочитав на просторах интернета, что в России появился новый бренд - «сделано в тюрьме». Честное слово! Магазин с таким названием открылся то ли в Красноярске, то ли в Иркутске. Уже забыл, где точно. Но разве это важно? Прощаем же мы друг другу исторический и географический кретинизм: «Слыхали? Эрцгерцога убили! То ли в Саратове, то ли в Самаре». Да и правда, так уж ли важно где. Важно, что это стало поводом для первой мировой войны.
Чему положит начало открытие первого в России магазина «Сделано в тюрьме»? Вопрос. Мы его обсуждали во вторник в прямом эфире на «Большом радио» в программе «Послевкусие». И надо сказать, что мнения разделились. И простых радиослушателей, и экспертов. Даже на совсем уж простой вопрос - нужен такой бренд или не нужен - однозначного ответа мы не получили. Свой вариант ответа я сообщу вам ниже.
Кому-то может показаться, что тему мы такую обсуждали «по приколу». Однако нет. Она касается многих (чуть не написал «каждого из нас»). Посудите сами. 630 тысяч россиян сидит в тюрьме. 230 тысяч их охраняет. Это уже почти 900 тысяч. Плюс жены, мужья, братья, сестры, дядья, тетки, дети, родители. А если мы примем во внимание, что лишь малая часть из этих 630 тысяч сидельцев работает, то любому станет понятно, что мы на свои деньги их кормим, поим, одеваем и обуваем. Впрочем, как и 230 тысяч работников пенитенциарной системы. Они ведь тоже ничего не производят.
Не работают сидельцы по разным причинам, но основная - отсутствие производственных мощностей на территориях колоний, а выпускать их из периметра туда, где такие мощности имеются, никто не спешит. Мелкий и средний бизнес готов задействовать заключенных, но... Короче говоря, все «за», но никто ничего делать не собирается. Одни не хотят, другие не могут. Неужели и этот вопрос потребует личного вмешательства Президента?
Говорят, что руководство колоний должно обеспечивать своих сидельцев работой. В принципе, это не трудно. Например, можно до обеда копать яму, а после обеда ее закапывать. Чем не работа? Надо только будет закупить в достаточном количестве шанцевый инструмент.
А вот за границей заключенные шьют брендовую одежду. Официально! В наших тюрьмах сегодня мается без работы большое количество самородков и умельцев. У меня есть знакомая, которая заказывала в колонии мебель для своей новой квартиры. Настоящую, деревянную! Это вам не ДВП или ДСП. Я видел своими глазами кухонный гарнитур работы мурмашинских сидельцев. Высокий класс!
Но при всем при том я против бренда «Сделано в тюрьме». И вот почему. У нас в области сейчас как умеют продвигают бренд «Сделано в Арктике». А вдруг группа по продвижению бренда «Сделано в тюрьме» окажется умнее и талантливее тех, кто двигает вперед «Сделано в Арктике»? Тогда почетное место в списке ста лучших товаров России по праву займет продукция, сделанная (вдумайтесь!) в тюрьме, находящейся в Зоне. Пусть и Арктической. Да и за психическое здоровье Леши Савинцева беспокоюсь. Парень недавно узнал, что живет в зоне, а тут еще и покупать надо будет то, что сделано в тюрьме.
Фотография Татьяны Кудряшовой
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ГТРК «МУРМАН». О ТЕХ, КОГО ПОМНЮ И ЛЮБЛЮ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. И ПРИСНИЛИСЬ МНЕ ЖЕНЩИНЫ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. АРСЕНИЙ И КРИСТИНА. НОРД-ОСТ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ЕВГЕНИЙ ШОВСКИЙ. НЕВЗЯТОЕ ИНТЕРВЬЮ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ЛИЧНАЯ ПОТЕРЯ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНЕЦ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. РЕШАЮЩАЯ СИЛА ЗАПЯТОЙ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ПО СТОПАМ ЭРКЮЛЯ ПУАРО
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ТОТ, КТО ЗАКАЗЫВАЕТ МУЗЫКУ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ЧТО И ТРЕБОВАЛОСЬ ДОКАЗАТЬ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ПАРОЛЬ: ХРИСТОС ВОСКРЕС! ОТЗЫВ: ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. СТАРЫЙ ШИПОВАННЫЙ ЧАЙНИК
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ЗА ВАШУ, НО И ЗА НАШУ СВОБОДУ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. МАЛЬЧИК С ДЕВОЧКОЙ ДРУЖИЛ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. МАГИЯ ЦИФР И СЛОВ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Я ВСЕ ЕЩЕ УМЕЮ ЧИТАТЬ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. МОГУ, НО НЕ ХОЧУ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ЛЕНИН? ТУТ И СЕЛ СТАРИК...
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ОЛИМП – ЭТО ГОРА, А ПАРНАС?
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. А СНЕГ ИДЕТ, А СНЕГ ИДЕТ...
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ОДИН ИЗ НАС СУМАСШЕДШИЙ. И Я ДОГАДЫВАЮСЬ, КТО...
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ТРЕТЬИМ БУДЕШЬ?
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ЧЕМ БЫ ДИТЯ НЕ ТЕШИЛОСЬ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. КТО МАТЕРИ-ИСТОРИИ БОЛЕЕ ЦЕНЕН?
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. КОРОТЕНЬКИЕ МЫСЛИ МАЛЕНЬКОГО МАЛЬЧИКА