Так уж получилось, что я знаком со всеми мэрами Мурманска, начиная с 1984 года. Во всем, конечно, профессия виновата. Но если с двумя последними советскими мэрами - Владимиром Ильичом Горячкиным и Николаем Ивановичем Бережным я познакомился, когда они главами города уже не были, то со всеми мэрами «нового времени» общался именно в то время, когда они руководили городом.
Велик ли этот список? Даже и не знаю. Восемь человек - это много или мало? За тридцать два года - по четыре года на брата - восемь - это нормально. Правда, сроки эти распределились не поровну. Степан Тананыкин, например, был мэром всего три с половиной месяца, а Олег Найденов - одиннадцать с половиной лет.
Понятно, что все они в меру своих сил и возможностей организовывали для нас комфортную, а порой и просто более или менее сносную, в зависимости от времен, жизнь. Но сегодня мне хочется вспомнить случаи неформальные. Встречи, в которых я сам принимал участие.
Я уже вспоминал, что десять лет подряд работал первого мая и седьмого ноября. Ясно, что почти каждый раз в моих сюжетах слово предоставлялось Владимиру Ильичу Горячкину, коммунисту, никогда не менявшему своих взглядов и неизменному участнику демонстраций. Но это все были встречи мимолетные. Настоящее же общение с этим замечательным человеком, умницей, настоящим патриотом Мурманска и Севера началось восемь лет назад.
Затеяли на телеканале «Арктик-ТВ» новую программу и предложили мне стать ее ведущим. И очень хотели, чтобы первым гостем стал именно Владимир Ильич. Добыл я мобильный телефон Горячкина и предложил ему поучаствовать в программе. Владимир Ильич поначалу отнесся к такому предложению скептически, попеняв, что мы, «телевизоры», «скачем по верхам», не вникаем в суть глубоко, режем безбожно в сюжетах его слова.
Возразить мне было нечего. Прав ведь! Пообещал не вырезать из будущего интервью ни единого слова, Владимир Ильич взял время на раздумье, а я бросился искать книгу воспоминаний Горячкина - она вышла незадолго до нашего разговора. Самая первая. Теперь их уже несколько. Книгу я нашел у одного своего приятеля. Он работал в городской администрации. А дальше...
Выхожу я из администрации, книгу прижимаю к груди, а навстречу мне... Владимир Ильич Горячкин. Мне кажется, что мы даже не поздоровались. Он увидел свою книгу у меня в руках и тут же сказал, что согласен на интервью. Вот так и началось наше более тесное общение. Горжусь, что я знаком с таким человеком.
Олег Петрович Найденов. Харизматик и обаяшка. Но мог быть разным и даже самостоятельно навредить собственному имиджу. Например, приходил Олег Петрович на запись программы с толстой папкой - пиши пропало! Сядет, наденет на кончик носа очки и начнет читать бумаги. Зрителю - скука смертная! Но когда он приходил без шпаргалок, то разговор всегда получался очень интересным для всех.
А знаменитые «найденовские санитарные пятницы»! Представьте себе картину: приезжает мэр во двор на улице Достоевского. На скамеечке у подъезда сидят три бабули. Вдруг одна из них показывает пальцем на Олега Петровича и говорит: «Ой, Найденов! В первый раз вижу его не по телевизору!» Олег Петрович тут же широко улыбается, так же широко расставляет руки и идет навстречу бабулям со словами: «Ну, так давайте познакомимся!» Оператор умница Сережа Пашков все это успевает снять. Сюжет «с человеческим лицом» готов!
Михаил Юрьевич Савченко запомнился своей почти всегдашней отстраненностью. Позже понял, что это была не отстраненность. Просто он интроверт. Мало улыбался. Встречался с ним во время предвыборной кампании по довыборам в горсовет Мурманска. Встречался как кандидат в депутаты. Да еще и не от «Единой России». Потом понял, что проверял меня Михаил Юрьевич: на чьей стороне я буду, если вдруг изберусь в депутаты. К счастью этого не произошло.
Со Степаном Александровичем Тананыкиным работал в студии еще до того, как он стал мэром. Запомнился он тем, что имеет медаль. И это не юбилейная медаль в честь девятисотпятидесятилетия Москвы, а медаль «За отвагу»!
Алексей Борисович Веллер. Не буду говорить про начавшееся строительство и благоустройство. Мэр и должен этим заниматься. Держит слово. Умеет признавать свои ошибки и очень быстро на них учится. Я не скрывал, что против того, чтобы Алексей Борисович стал депутатом Государственной Думы. Нам и самим такой нужен. Не срослось, избрали.
Ну, вот и добрался до сути. В срок до четвертого декабря Совет депутатов Мурманска должен избрать нового главу города. Выбор у депутатов огромный - двадцать восемь кандидатов. У нас, жителей Мурманска, выбора никакого нет. Мы в выборах участия принимать не будем. А жаль...
Рисунок Алены Галишниковой
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. КТО НАПИСАЛ «МУМУ»?
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ДЕД МОИХ ДЕТЕЙ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ ОТ УСПЕХОВ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ДУМА В СТИЛЕ МИЛИТАРИ. ФАНТАСМАГОРИЯ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ЛЮБЛЮ, ПОТОМУ ЧТО ЛЮБЛЮ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Я ХОТЯ БЫ ПОПЫТАЮСЬ, ЧЕРТ ВОЗЬМИ!
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ПЕРЕХОЖУ НА ЛИЧНОСТИ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. УМНЫЙ Я ИЛИ КРАСИВЫЙ?
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВАЖНО ТОЛЬКО, ЧТО ЭТО БЫЛО
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. КОМУ ВОЙНА, А КОМУ МАТЬ РОДНА
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. СПОРТ + ПОЛИТИКА + ДОПИНГ = ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. СДЕЛАЕМ ДРУГ ДРУГУ ПРИЯТНО
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. А МУЗЫКА ВАША НАМ НЕ НРАВИТСЯ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВЫПЛЫВАЮТ РАСПИСНЫЕ...
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. КТО ВОЙДЕТ В КЛЕТКУ?
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. «ВЕЛИК МОГУЧИМ РУССКИЙ ЯЗЫКА»
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ЛЕТЯТ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ДОЧКИ-МАТЕРИ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. КАК ИВАНУШКА-ДУРАЧОК ЗА ЧУДОМ ХОДИЛ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. И НЕ ХОЧУ Я ЗНАТЬ, ЧТО ВРЕМЯ ЛЕЧИТ...
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. СОЧИНЕНИЕ К ДНЮ ПОБЕДЫ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. НЕ ДУМАЛ НЕ ГАДАЛ ОН, НИКАК НЕ ОЖИДАЛ ОН
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. УХОДЯЩАЯ НАТУРА
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ПРАЙМЕРИЗ. ЗАПИСКИ ШИЗОФРЕНИКА
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-5
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. С ЧЕГО НАЧИНАЮТСЯ ВЫБОРЫ?
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-4 (второе действие)
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-4 (первое действие)
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-3
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ, ЧТО БЫЛО НЕ СО МНОЙ, ПОМНЮ-2
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. БАЛЛАДА О СТАРОМ ПОЛКОВНИКЕ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Их ответ Чемберлену