Развитие Северного морского пути с ежегодным увеличением оборота грузов уже через несколько лет вызовет серьезную потребность в строительстве новых атомных ледоколов, считает вице-президент Ассоциации полярников России Владимир Стругацкий. Наибольшая необходимость в судах на Северном морском пути будет наблюдаться в восточной части трассы, сообщает www.ria.ru.
Комментируя программу «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы», в рамках которой «Росатом» планирует построить три атомных ледокола, собеседник агентства отметил, что документ вполне реально воплотить в жизнь, если он не столкнется с недофинансированием. «Переход «Атомфлота» в ведение «Росатома» явно положительно влияет на развитие атомного судостроения, госкорпорация поддерживает атомный флот», - сказал Стругацкий.
Поддерживает его и другой эксперт - директор Российского музея Арктики и Антарктики, соруководитель международного проекта «Российская дрейфующая база «Барнео» Виктор Боярский. «То, что «Атомфлот» входит в «Росатом», полезно для отрасли. Это профильная деятельность корпорации. И раз «Росатом» сейчас на подъеме, то развивается и строительство ледоколов. Это важно для России, для экономики», - сказал он.
Боярский отметил, что сегодня в стране достаточное количество ледоколов для обеспечения жизнедеятельности Севморпути. «Те перспективы, которые сегодня озвучиваются правительством, а именно строительство трех атомных и шести дизель-электрических ледоколов, весьма оптимистичны. Заявляется о выделении 90 миллиардов рублей на три года, на три ледокола», - сказал он, отметив, что даже при подобном финансировании заявленные планы можно осуществить лишь при параллельном строительстве судов и бесперебойном финансировании этих работ. «Даже в лучшие времена на строительство одного ледокола уходило 2-2,5 года. Только при параллельном строительстве и при бесперебойном финансировании возможно реализовать эти планы. Но сейчас в строительство ледоколов пошло финансирование», - сказал эксперт.
При этом Боярский уточнил, что другим немаловажным пунктом при строительстве ледоколов является то, что атомные суда могут строить не так уж много заводов в России. «Подобные заказы могут осуществить «Балтийский завод», «Адмиралтейские верфи», которые скоро должны переехать на остров Котлин. Если проблемы «Балтийского завода» не решатся, а переезд мощностей верфей затянется, это может повлиять на исполнение госзаказа», - резюмировал эксперт.
В состав современного атомного флота России, владельцем и оператором которого является предприятие ФГУП «Росатомфлот» госкорпорации «Росатом», входят четыре двухреакторных ледокола («Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы»), два однореакторных мелкоосадочных ледокола «Таймыр» и «Вайгач», атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть», а также пять плавучих технических баз обслуживания.
Всего за годы эксплуатации ледокольного флота в России было построено десять атомоходов, из них девять ледоколов и один атомный лихтеровоз «Севморпуть». На сегодняшний день три атомных ледокола выведены из эксплуатации - «Ленин» (первый, заложенный в 1956 году), «Сибирь» и «Арктика».
Заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский заявил, что строительство трех новых двухосадочных атомных ледоколов должно быть завершено к 2020 году для полноценного обслуживания арктических портов Севморпути.
По словам замминистра, в 2016-2017 годах возникнет так называемая «ледокольная пауза», когда подойдет к концу срок эксплуатации ледоколов «Таймыр» и «Вайгач», в этом случае необходимость во вводе в работу двухосадочных ледоколов, которые смогут обслуживать порты в устье Енисея, станет особенно актуальной.
Двухосадочные ледоколы предназначены для круглогодичной эксплуатации в западном районе Арктики, а в летне-осенний период - в восточном районе Арктики. По замыслу авторов проекта, атомоход должен решать такие задачи, как самостоятельная проводка судов и лидирование караванов, ледокольная проводка судов на участках Енисея и Окской губы, буксировка судов, оказание помощи и проведение спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде.
В рамках программы «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы» «Росатом» планирует построить три двухосадочных ледокола, первый из которых предполагается спустить на воду в 2016 году, а также шесть дизель-электрических ледоколов. Каждое судно рассчитано на 40 лет работы.