Бензин в России с начала года подорожал на 13,2%, наиболее сильно выросли цены на дизельное топливо и низкооктановый бензин. Глава ФАС Игорь Артемьев (фото) признает: ситуация на внутреннем топливном рынке России напряженная. Нефтяники тем временем ждут, как изменятся правила после отставки Кудрина.
Цены на бензин в России растут практически каждую неделю. Как результат, с начала года моторное топливо подорожало на 13,2%, а по итогам августа по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 16,3%, сообщил Росстат.
Больше всего в этом году подорожал низкооктановый бензин и дизельное топливо. Цена АИ-80 в рознице в среднем по России увеличилась на 17,6%, солярка стала дороже на 27%. Что касается остальных сортов бензина, то бензин АИ-95 за год прибавил в цене 11,2%, а АИ-95 - 10,5%. При этом по итогам августа бензин подорожал в 79 регионах, и лишь в трех субъектах федерации цены не изменились.
В среду, 28 сентября, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, выступая на заседании Совета Федерации, признал, что ситуация на внутреннем топливном рынке России остается напряженной. Причины этого, по словам главы ФАС, - монополизм крупных компаний, а также высокие цены на нефтепродукты на мировых рынках, провоцирующие рост цен на оптовом и розничном рынках России.
Он рассказал, что ФАС разработала законопроект, согласно которому компании должны ориентироваться при определении стоимости топлива на принцип нетбэка (чистый доход продавца за вычетом транспортных и экспортных затрат). В этом случае цены внутри России держались бы в определенных пределах и не приближались к уровню европейских. В данный законопроект также включен и механизм биржевого контроля и обязательной регистрации внебиржевых сделок.
Также ФАС предлагает ликвидировать закон «О естественных монополиях». В ведомстве считают, что именно он и мешает бороться с этими монополиями. По мнению Артемьева, положения данного закона должны быть отражены лишь одной главой в законе о защите конкуренции.
Помимо этого, ФАС предлагает не индексировать акцизы на топливо в 2012-2013 годы, поскольку это приведет к росту конечных цен на топливо на два рубля в год. Диалог с Министерством финансов по этому вопросу, по словам Артемьева, уже ведется. И, наконец, ФАС выступает за сохранение на ближайшие годы коэффициента экспортной пошлины на бензин в размере 0,9 от пошлины на нефть.
Как ожидается, по итогам выступления главы ФАС в Совете Федерации будет принято постановление с предложениями правительству и профильным министерствам и ведомствам по этому вопросу.
По данным Минэнерго России, розничные цены на основные виды автомобильного топлива с середины сентября 2011 года стабильны. Цена на автомобильный бензин Регуляр-92 составляет 26,1 рубля за литр, Премиум-95 - 27,89 рубля, зимнего дизельного топлива - 27,95 рубля, летнего дизельного топлива - 25,26 рубля за литр.
Также ведомство отмечает, что розничные цены на моторные топлива в России «с учетом налогов ниже розничных цен на аналогичные нефтепродукты в сопредельных странах, Европе и США». Именно высокой налоговой нагрузкой производители топлива традиционно объясняют рост цен на бензин. К тому же сейчас нефтяники ждут, как изменится ситуация на рынке после отставки министра финансов Алексея Кудрина, сообщает www.bfm.ru.
ФАС РФ предлагает не индексировать акцизы на топливо в 2012–2013 годы, поскольку это приведет к росту конечных цен на топливо на два рубля в год
![ФАС РФ предлагает не индексировать акцизы на топливо в 2012–2013 годы, поскольку это приведет к росту конечных цен на топливо на два рубля в год](/img/newsimages/20110928/1_83b3fd6913f3.jpg.webp)