Правительство передало в администрацию президента РФ блок поправок к законодательству, регулирующему добычу рыбы. Если подготовленные Минсельхозом предложения будут поддержаны, ответственность за незаконный промысел будет ужесточена до семи лет лишения свободы вместо максимальных двух лет сейчас, в два раза вырастут и штрафы - с 500 тысяч рублей до 1 млн.
Предлагаемые изменения в статьи 253-256 Уголовного кодекса РФ предусматривают ответственность за нарушения на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, начиная от незаконного возведения искусственных островов и заканчивая добычей, доставкой, перегрузкой и т. д.
Ежегодно российские рыбаки добывают порядка 4,5 млн тонн рыбы и морепродуктов, которые оцениваются в $10-12 млрд по среднеоптовым ценам. Только минтая, на который приходится основной объем вылова, в 2011 году было добыто 1,7 млн тонн, на 2,5 млрд долларов.
Рыбаки, ранее сами неоднократно настаивавшие на усилении мер ответственности за незаконный промысел, убеждены, что принятие поправок в таком виде ущемит интересы в первую очередь добросовестных компаний. Капитан дальнего плавания Игорь Павлов считает, что поправки не позволяют четко определять, что в данном случае является незаконной добычей, а что трактуется как перелов. Сейчас каждый капитан, выходя в море, имеет на руках разрешение, сколько и какого вида водных биоресурсов он может добыть в отведенной ему зоне. «Трал может быть рассчитан на одновременный вылов 10, 15, 20 и более тонн рыбы. При этом перелов в трале может доходить до 1-2 тонн. Это невозможно контролировать, так как, по сути, это большая сеть, в которую сколько рыбы поместилось, столько и попало на судно», - поясняет господин Павлов.
«То же касается и штрафов, например, стоимость одной тонны трески, по которой мы сдаём её на берег, сегодня составляет 4 тысячи долларов, а в законе уголовная ответственность наступает при причинении ущерба от 100 тысяч рублей, это стоимость всего тонны трески», - добавляет капитан другого промыслового судна Олег Андрющенко.
«Из законопроекта неясно, за какие конкретно нарушения предусматривается столь суровое уголовное наказание, а также каковы критерии оценки этих нарушений», - говорит президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий и экспортеров (ВАРПЭ) Александр Фомин. По его мнению, проект необходимо дополнить четким перечнем нарушений, а также терминов и определений, специфических понятий, таких как перелов.
Чтобы приступить к реальной борьбе с браконьерством, Минсельхозу необходимо поторопиться в работе с целым блоком законопроектов, считает член общественного совета при Минсельхозе Михаил Чкаников. Это законопроекты «Об аквакультуре», Технический регламент по рыбе и рыбопродукции, «О любительском рыболовстве», перечисляет он.
»Комплекс законодательных поправок по борьбе с браконьерством может иметь мультипликативный эффект. Скажем, в поручениях президента РФ содержится вопрос создания системы, с помощью которой можно отслеживать происхождение водных биоресурсов на всех этапах их перемещения. Последние рыбные скандалы обнаружили серьезную проблему с подменой рыбы», - напоминает председатель общественного совета при Росрыболовстве Александр Савельев, сообщает www.kommersant.ru.