В то время как российские нефтегазовые компании готовятся к освоению Арктического шельфа, специалисты экстренных служб пытаются решить, как быть с авариями, неизбежными при таких работах. Проблем много: от спутникового мониторинга и моделирования поведения нефтяного пятна - до ликвидации разливов и привлечения виновных к ответственности.
Именно этим вопросам был посвящён двухдневный семинар, прошедший в Мурманске на прошедшей неделе, и завершившийся масштабными учениями по ликвидации аварийного разлива нефти. В семинаре участвовали представители экологической организации «Беллона-Мурманск», которые любезно поделились с ИА «Nord-News» полученной информацией.
Для определения направления движения нефтяного пятна необходимо знать, в частности, течения акватории - с этим у нас большая проблема. Например, последний план течений небольшого и очень узкого Кольского залива был сделан в СССР в 1972 году, что уж говорить о течениях в Баренцевом море.
«Думаю, что план течений Кольского залива уже не совсем соответствует истине. К сожалению, Мурманский Росгидромет не может моделировать поведение нефтяных разливов», - рассказала на конференции начальник Росгидромета по Мурманской области Елена Сиеккенен.
Кроме того, для того чтобы понять, как поведет себя нефтяное пятно просто в акватории (не говоря уже о ледовых условиях), - на сколько растянется, сколько нефтепродуктов осядет на дно - необходимо знать химический состав этих нефтепродуктов. А с этим ещё одна большая проблема - по действующему и крайне скудному российскому экологическому законодательству суда не обязаны сдавать пробы топлива и перевозимой нефти.
Вот владельцы и капитаны судов и не спешат сдавать пробы нефтепродуктов, поскольку, обладая такой информацией, очень несложно будет найти виновников разлива.
По словам государственного инспектора Департамента Роприроднадзова по СЗФО Игоря Котяша, существуют большие примеры с привлечением к ответственности виновных как за разливы, так и за сбросы в акваторию Кольского залива.
Спутниковая съёмка
Обычно для таких целей используется и спутниковый мониторинг. Например, компания «Сканекс» занимается спутниковой съемкой уже более 20 лет. По словам ее ведущего специалиста Натальи Евтушенко, благодаря спутниковым данным в 2008 году было задержано судно-виновник загрязнения в акватории Черного моря.
Одно плохо - ни эта методика, ни какая другая, не закреплена юридически. Другими словами, результаты мониторинга пока не использовались в российских судах для обвинения виновников загрязнений. Хотя, теоретически, такие результаты могут являться поводом для возбуждения уголовного дела.
Экологи Северного флота на вахте
Ни для кого не секрет, что в образовании нефтяной плёнки на значительной поверхности акватории Кольского залива зачастую обвиняют корабли Северного флота. «Военную тайну» из этого не стали делать и на этот раз. Выступая на конференции, представитель экологической службы Северного флота Елена Бусырева рассказала, как ведомство работает с вопросами загрязнения окружающей среды.
По ее словам, в 2009 году ведомство получило специальный катер «Гребешок» с уникальным оборудованием. На нем есть и оборудование для локализации аварийных разливов нефти, и автоматическая измерительная система гидрохимикофизических параметров водной среды, и система видеонаблюдения. На катере установлена аппаратура для дистанционного обнаружения нефтяных пленок, система придонного водозабора, система непрерывного водоотбора и многое, многое другое.
Но как-то так получилось, что все это фантастическое оборудование, установленное на катере четыре года назад, до сих пор не введено в строй по причине недостаточного финансирования. Поэтому «Гребешок» с уникальным оборудование на борту используется для «визуальных наблюдений».
«На сегодняшний момент идёт просто констатация визуальных разливов», - рассказала Елена Бусырева.
Кроме того, даже в случае обнаружения и «визуальной констатации» нефтеразливов, эта информация не поступает никуда, кроме самой экологической службы Северного флота и его Управления планирования и координации.
Вот и получается, что разработка российского Арктического шельфа еще не началась, а главная водная артерия Мурманской области - Кольский залив покрыт нефтяной пленкой настолько плотно, что эти пятна легко увидеть со спутника. И что делать с этой пленкой, как не допустить еще большего загрязнения, как привлечь виновных к ответственности - эти вопросы пока остаются без внятных ответов.
В результате мы уже сейчас имеем проблему в виде большого количества углеводородов в грунте (на дне Кольского залива) - это как раз те нефтепродукты, о разливах которых суда предпочти умолчать, чтобы избежать ответственности. Нефть просто осела на дно.
«В России отсутствует норматив по содержанию углеводородов в грунте, но эти показатели у нас значительно выше, чем у наших ближайших соседей. Так, в среднем заграницей эта цифра составляет приблизительно 0,05 мг/г, в то время как в некоторых районах Кольского залива этот показатель достигает 1,7 мг/г», - рассказала специалист центра мониторинга окружающей среды «Мурманское УГМС» Алена Устинова.