В прошлом году граждане украли в супермаркетах товаров на сумму более 930 млн рублей. Это вдвое выше показателей 2013 года, когда граждане вынесли из магазинов товаров на 638 млн рублей. Таковы, по данным статистики Федеральной налоговой службы (есть в распоряжении «Известий»), убытки «от недостачи материальных ценностей на предприятиях торговли, производстве и складах в случае отсутствия виновных лиц». В 2012 году убытки продавцов от магазинных краж были почти в два раза меньше, чем в 2014-м, - 568 млн рублей.
Больше всего воруют в Москве, свидетельствует статистика: на долю столицы приходится 508 млн рублей - это 55% всех общероссийских краж. На втором месте - Красноярский край (украдено товаров на 139,9 млн рублей), на третьем - Свердловская область, где было вынесено товаров на 78,8 млн.
Согласно статистике, самые честные регионы России находятся в Северо-Кавказском округе и на Дальнем Востоке: в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Магадане и в некоторых других регионах убытки торговых предприятий «при отсутствии виновных лиц» равняются нулю.
- Действительно, краж стало значительно больше, - отмечает председатель комиссии «Опоры России» по мелкорозничной и ярмарочной торговле Владлен Максимов. - Я отношу это к тому, что некоторая часть людей поняла, что за воровство в супермаркете в тюрьму не посадят, а охранники не имеют никаких особых прав: разве что вызвать полицию. А учитывая дело «Магнита», по итогам которого было возбуждено много прокурорских проверок охраны магазинов, потери магазинов будут еще выше.
Кроме того, сказалось и снижение уровня жизни, и девальвация национальной валюты.
- Во-первых, из-за колебаний курсов валют росли цены на товары, поэтому увеличивались суммы ущерба, - говорит партнер компании «Деловой фарватер» Сергей Варламов. - Во-вторых, на рост убытков супермаркетов от краж напрямую повлияло ухудшение качества жизни населения в стране. Материальное положение граждан ухудшилось, и они стали чаще предпринимать попытки краж в магазинах.
Как ранее рассказывала «Известиям» директор по внешним связям группы компаний «Дикси» Екатерина Куманина, чаще всего из магазинов крадут некрупные и дорогие товары: элитный алкоголь, колбасные и рыбные деликатесы, кофе, икру, парфюмерию и косметику. Не обходят вниманием магазинные воришки и более дешевые товары прикассовой зоны - шоколад, станки для бритья и т.д.
Впрочем, по мнению экспертов, официальная статистика - это только верхушка айсберга.
- Магазины предпочитают не указывать реальный уровень краж, - говорит управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко. - Иначе в отчетности придется показать убытки, а это автоматически повлечет за собой налоговую проверку. Реальный уровень краж - 1,7-2 трлн рублей в год, или 1-1,5% от выручки.
Кроме того, статистика учитывает только случаи, когда супермаркеты привлекают правоохранительные органы, говорит главный юрист экспертного центра TaxAdmin.ru Артемий Николаев.
- Чтобы списать стоимость украденного, должно быть возбуждено уголовное дело, потом следователь должен подписать постановление о прекращении дела в связи с тем, что виновное лицо не установлено, - отмечает он. - Многие просто предпочитают с этим не связываться.
Чтобы ритейлеры смогли списывать убытки от хищений без участия полиции, требуется внесение поправок в Налоговый кодекс (НК), указывает Николаев.
Еще в 2013 году правительство вносило в Госдуму законопроект, который разрабатывался при активном участии торговых сетей. Проект предусматривал поправки в ст. 265 и ст. 272 НК, по которым ритейлеры с зоной самообслуживания не менее 70% могут учитывать потери от краж в 0,75% от выручки в расходной части без привлечения полиции. Однако Госдума отклонила проект.
- Сейчас в цену продукта для добросовестного потребителя входит не только стоимость украденных товаров, но и налоги, которые предприниматели вынуждены выплачивать с украденного, - говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. - Это несправедливо и увеличивает цену товаров. В этой части необходимы законодательные изменения, однако они вряд ли произойдут: во властных кругах продавцы считаются спекулянтами, и дополнительных поблажек им давать не хотят.