Льготников запретят снимать с авиарейсов при овербукинге

23.07.2015, 13:00 Новости / Общество
Льготников запретят снимать с авиарейсов при овербукинге

Министерство транспорта планирует предусмотреть исключения для некоторых категорий авиапассажиров в рамках введения так называемого овербукинга (продажа компанией заведомо большего количества билетов на рейс, чем кресел в самолете). По словам источника «Известий», близкого к ведомству, планируется составить список тех, кому нельзя будет отказать в перевозке и заставить ждать следующего рейса.
В этот список предполагается включить инвалидов и сопровождающих их лиц, пенсионеров, беременных и родителей с детьми до 18 лет. Нельзя будет ссадить с рейса и граждан, направляющихся на лечение и похороны, жертвами овербукинга также, как ожидается, не станут пассажиры, которые летят стыковочными рейсами. Этот перечень пока предварительный, подчеркивает собеседник. По его словам, соответствующие изменения будут внесены в Федеральные авиационные правила (ФАП) после принятия поправок в Воздушный кодекс, которые легализуют практику овербукинга в России. Сам проект поправок, впрочем, еще не внесен в Думу, он был обнародован Минтрансом в июне 2015 года.
- В ФАП, которые разработают в развитие изменений в Воздушный кодекс, будут предусмотрены в виде исключения отдельные категории граждан, которые не попадут под действие закона об овербукинге, - говорит он. - Это делается исключительно для того, чтобы законодательно защитить их права. Предварительно предполагается, что в случае перебронивания представители авиакомпании на местах будут добровольно предлагать пассажирам дождаться следующего рейса. Тем не менее мы допускаем, что раз в полгода или год может не оказаться добровольцев. Именно поэтому Минтранс хочет защитить уязвимые категории.
По словам источника, сейчас многие крупные авиакомпании де-факто используют практику овербукинга. И в случаях перебронирования их сотрудники на местах руководствуются внутренними инструкциями, в которых также прописаны категории пассажиров, которых ни в коем случае нельзя снимать с рейса.
В Минтрансе «Известиям» не подтвердили, но и не опровергли создание такого списка.
- Обсуждать детали ФАП в отсутствие согласованной позиции от всех федеральных органов исполнительной власти по изменениям в Воздушный кодекс преждевременно, - сообщила «Известиям» пресс-служба ведомства.
Как отмечают председатель Союза пассажиров Кирилл Янков и независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко, главное, чтобы ведомство прописало, что в первую очередь авиакомпании при овербукинге будут искать добровольцев, которые согласны за несколько часов ожидания получить компенсацию, а также четкий механизм определения невмещающихся пассажиров.
- С одной стороны, в США или ЕС стоп-листа, запрещающего отказ в посадке определенным категориям пассажиров, нет. В США есть рекомендации, но авиакомпании сами решают, принимать их к сведению или нет. Но в нашей стране трудно рассчитывать на разумность и сознательность всех перевозчиков, бывали случаи отказа в посадке не сопровождаемым подросткам, - рассуждает Крамаренко. - Стоп-лист, если он появится, не должен занимать полстраницы и состоять из непроверяемых критериев. Лучше всего, чтобы авиакомпания могла определить «запретных» пассажиров удаленно, например, по возрасту или ограниченной мобильности. На месте можно удостовериться в беременности на позднем сроке или в истечении визы. Но если Минтранс, например, включит в стоп-лист всех едущих на похороны и лечение, то как авиакомпании будут применять это на практике? Мы столкнемся с тем, что при угрозе овербукинга одна половина самолета будет ехать на лечение, вторая - на похороны. А в целом волноваться пассажирам пока не стоит: «лишние» пассажиры - нечастое явление в странах, где овербукинг разрешен, - порядка одного случая на 10 тыс. пассажиров, а принудительно высаживают совсем редко.
Ранее стало известно, что предельный размер компенсации пассажирам, попавшим под овербукинг, составит 28 тыс. рублей (izvestia.ru/news/588420). Минтранс планирует привязать объем финансовой компенсации при «сверхбронировании» ко времени ожидания следующего рейса. Так, если задержка составит от 2 до 6 часов, авиакомпания обязана будет выплатить «лишнему» пассажиру 12 тыс. рублей. От 6 до 12 часов - 18 тыс. рублей, от 12 до 24 часов - 21 тыс. рублей, и если период ожидания составит более суток - 28 тыс. рублей. Если ожидание устроит клиента, авиакомпания выплатит только компенсацию, если нет, то вместе с ней возвращается и стоимость авиабилета. В проекте новых «Правил формирования и применения тарифов» также прописано, что перевозчика освободят от выплаты компенсации, если он уведомит пассажира о том, что его пересадят на другой рейс, за две недели до даты рейса.
Предлагаемая Минтрансом сумма компенсаций вполне сопоставима с международной практикой. Наиболее похожая схема (объем компенсаций привязан к времени задержки рейса) используется в Канаде. Там максимальная сумма компенсаций не превышает $800 (если задержка составляет более шести часов), минимальная - $200 (если отправление откладывается менее чем на два часа), ожидание в течение 2-6 часов принесет доход в $400. В Европе компенсации составляют от €250 до €600, сумма привязана к расстоянию между пунктами назначения. Если полет совершается на расстояние до 1,5 тыс. км (примерно как от Москвы до Берлина, время в полете около 2,5 часа), то пассажиру выплачивается €250. При полетах на расстояние 1,5-3,5 тыс. км - €400, дальше - €600. Правда, размер компенсации может быть сокращен в два раза, если задержка составит менее двух, трех и четырех часов соответственно.
В США предельный размер компенсации - $1,3 тыс., она привязана и к стоимости билета, и к задержке вылета. Если вылет задерживается на срок от 1 до 4 часов, то пассажиру возмещается двойная стоимость билета (но итоговый размер выплаты не может превышать $650). Если задержка более 4 часов, то стоимость билета возмещается в четырехкратном размере. Авиакомпании нередко предлагают пассажирам сначала не денежную компенсацию, а другие дополнительные услуги на схожую сумму - например, бонусные мили, другие бесплатные билеты и пр. Если задержка составляет больше суток, компания может оплатить проживание в отеле еще на день. В Канаде также пассажиру компенсация может быть предоставлена в виде ваучера на последующую перевозку в соотношении $1 наличными равен $3 по ваучеру. Будет ли в России практиковаться похожий опыт, распространят ли на овербукинг правила расселения пассажиров, как при длительной задержке, - пока непонятно.
Кстати, самые вольготные для авиакомпаний правила овербукинга в Китае. Уровень компенсаций тут устанавливают сами перевозчики, а высаживают последних зарегистрировавшихся на рейс пассажиров, порой учитывая классы билетов.
Авиакомпании заявляют, что до 10% пассажиров не являются на рейсы и поэтому им выгоднее продавать больше билетов, чем кресел в самолете. На данный момент большинство российских крупных перевозчиков - «Аэрофлот», «Сибирь» и «ЮТэйр» - поддерживают легализацию овербукинга. Например, гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявлял, что законный овербукинг мог бы добавить порядка 7% к годовой выручке перевозчика (то есть около $450-500 млн в год). Из крупных игроков против выступает только «Трансаэро». Такая практика несправедлива по отношению к пассажирам, которые имеют законное право улететь в назначенное время, заявляли в компании. Кстати, среди иностранных авиакомпаний практику овербукинга по сходным причинам поддерживают также не все перевозчики. Например, американский лоукостер JetBlue Airways заявлял, что отказ от овербукинга - часть культуры компании и пассажир, который купил билет, должен в любом случае занять свое место на борту.
Легализацию овербукинга поддерживают также в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). В начале июля президент РСПП Александр Шохин изложил соответствующую точку зрения в письме министру транспорта Максиму Соколову (копия есть у «Известий»).
«Подкомиссия по авиационным перевозкам комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре поддерживает указанную инициативу, полагает ее важной и своевременной в современных условиях поиска мер поддержки перевозчиков и пассажирских авиаперевозок в России», - пишет Шохин.

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

11:47Космические откровения: Сергей Волков делится уникальными историями о жизни на орбите

09:48«Деньги. Страсть. Власть»: Профессор МАУ получил московскую премию за постановку в Ереване

17:39В Мурманске открывается фотовыставка «Эхо прошлого в настоящем» Яны Дербиной

16:55Троллейбус «Победы» начал курсировать в Мурманске

14:57Танцоры из Апатитского интерната заняли призовые места на фестивале Inclusive Dance в Санкт-Петербурге

12:49«Алёша», контейнер-холл и саамская деревня борются за звание главных достопримечательностей России

10:32Самые ранние +13 в зафиксированы в Мурманске

09:03Мокрый снег и похолодание до -3° вернутся в Мурманскую область

19:24Девять ветеранов Мурманска могут получить звания «Почетный гражданин»

18:58Лишить Константина Биджоева полномочий можно только после вступления в силу приговора суда — Владимир Мищенко

17:16Более 140 аттестованных гидов проводят экскурсии по Мурманской области

16:29Подъездные ливни смутили жителей Колы

11:57Вкусный ужин за 30 минут: готовим пикантное куриное филе в соусе терияки — мясо получается невероятно нежным

11:15Рыбам — любовь и тепло, а Ракам — спокойствие и отдых: гороскопе для всех знаков Зодиака на 21 апреля — понедельник изменит всё

11:01Увидев бобра на природе, не провоцируйте его на агрессию: покусает — мало не покажется

10:07Цикорий после 60: нужен ли он вообще — отличная замена кофе или пустышка

10:02Как улучшить вкусовые качества сухофруктов: рабочие проверенные методы — отличные результаты

09:02Покраска яиц на Пасху: какие красители нельзя использовать — в них есть диоксид титана

Все новости