Проблемы загрязнения планеты, ответственного потребления и утилизации отходов сейчас поднимаются не только защитниками природы, активистами или общественниками, в настоящее время об этом все чаще и громче говорят и предприниматели. В нынешней современности уже не просто представить успешный бизнес-проект, в основе которого не лежала бы забота об окружающей среде.
И, как отметил директор «Второй школы» Андрей Фоменко, экологичность теперь - это не только тренд, но и преимущество в глазах потребителей.
«Экология - это очень интересная тема для дискуссии наших онлайн-встреч «Бизнес среда», которые проходят при поддержке конкурса беспроцентных займов от компании «Норникель». Опыт, который есть у наших спикеров - особенный и уникальный, желаю всем вынести максимум из этой встречи», - отметил в приветственном слове Андрей Фоменко, также являющейся оператором текущего конкурса.
Между тем, уже состоялись две встречи «Бизнес среда», в которых эксперты обсудили шансы и возможности у предпринимателей на Крайнем Севере в сфере торговли и туризма, тем более что у них есть возможность воспользоваться беспроцентным займом от 1 до 30 млн рублей, который предлагает компания «Норникель» для развития бизнеса в Печенгском районе.
Ранее Nord-News уже сообщал, что осенью 2019 года было объявлено о планируемом закрытии устаревшего плавильного цеха в Никеле. Возникла потребность в альтернативных путях развития поселка, для которого цех был градообразующим. Так была создана новая стратегия социально-экономического развития территории, одним из компонентов которой стал конкурс беспроцентных займов.
Как монетизировать стремление сделать мир экологичней
Сейчас люди все чаще вкладывают деньги в мощное экологическое составляющее, отметила гендиректор проекта в Санкт-Петербурге «Благотворительные магазины «Спасибо!» Наталья Галечьян, которая ведет свое дело уже десять лет.
По ее словам, социальное предпринимательства - это четкая финансовая модель и весьма неочевидный источник прибыли.
«Мы зарабатываем на том, что люди выбросили, и наше дело помимо денег также приносит пользу окружающей среде и обществу. Так, решается несколько социальных проблем: избыточное потребление одежды, а мы собрали уже более 100 тонн одежды, и она получила вторую жизнь, а также зарабатываем деньги, предложив 70 людям рабочие места, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. И кроме того, часть собранных вещей мы отдаем в благотворительные фонды», - рассказала Наталья Галечьян.
Так, в крупных ТЦ находятся контейнеры, куда люди могут сдать пакет со старой одеждой. Туда приезжает водитель и забирает одежду, привозит ее на склад. Далее вещи сортируют, больше половины идет на помощь людям, остальное - на переработку и продажу.
«Спросите тогда, откуда денежный поток? У нас есть сеть магазинов, в том числе онлайн-продажи. Также мы сотрудничаем с крупным секонд-хендами, отправляем одежду и в регионы. Кроме того, из переработанной одежды изготавливаются новые изделия, которые пользуются спросом и хорошо продаются. Более 100 млн рублей составил ежегодный оборот, наши зарплаты чуть выше среднего значения. Так мы зарабатываем на ненужной одежде», - пояснила соцпредприниматель.
Объединить бизнес и экологию
Ежедневно становится все больше направлений, где можно сделать бизнес с акцентом на экологию и сохранность окружающей среды. И здесь самое главное - не только должна быть экологическая идея и возможность ее монетизировать, но также стремление быть достойным управленцем, отметил создатель проекта в Санкт-Петербурге «Переработкинская» Александр Широбоков.
«Это проект, включающий в себя пункт приёма вторичного сырья с широким списком принимаемого и услугу «Эковывоз» для частных лиц и бизнеса. Началось совершенно случайно, когда я попал на один из полигонов в Петербурге. И после работы с грязными отходам понял, что хочется чего-то чистого и экологичного. Так, был задуман проект, и я не знал, как он себя проявит. С начала прошлого года я вынашивал эту идею и стал искать площадку под пункт приема. Появился склад, мы договорились с крупными предприятиями закупать отходы, далее мы обрабатываем продукт, делаем товарную партию на фуру в 15-20 тонн и отправляем в перерабатывающие заводы по России. Наше направление - подготовительное, что и является основным генератором нашей прибыли», - рассказал Александр Широбоков.
Помимо этого, параллельно идет прием отходов у населения будь то стекло или макулатура - порядка 24 позиции сырья, для которого существуют контейнеры с большими инструкциями.
«О чем стоит подумать людям, которые планируют подобный бизнес в небольшом районе? Для начала попробовать принимать макулатуру, потом можно добавить стекло и пленки, делать все небольшими партиями. Найти в своем или соседнем регионе больших изготовителей, чтобы привозить им или договориться об их приезде за продуктом. Мы тоже потихоньку развивались и по чуть-чуть принимали все больше и больше, думали, как отбивать аренду и платить зарплату, а где-то через полгода вышли в маржинальность. Но можно и сразу получать прибыль, просто мы много денег изначально вложили в бетонирование площадки и навес. Если делать все постепенно, то постепенно будете обрастать связями и расширяться», - пояснил представитель «Переработкинской».
Построить бизнес в экологии и победить
Создание в Норильске благотворительного магазина «ShandyCandy» Екатерины Галайда начался еще десять лет назад с ее работы в фонде, куда люди приносили ненужные вещи. Для того, чтобы распорядиться ими во благо, создавались социальные пункты, а позже пришло решение сделать из этого источник дохода.
«Схема работы похожа на магазины «Спасибо» - люди приносят вещи, мы сортируем, большие вещи передаем в фонд, а лучшие и необычные - в магазин. «ShandyCandy» появился из социального благотворительного проекта «Сундук». Мы продлеваем жизнь вещей, развиваем рукоделие и мастерские, сокращаем потребление. Мы долго шли к этому, и год назад получили поддержку «Норникеля», благодаря чему смогли запуститься. Займ был небольшой. Также были весомые причины, которые подтолкнули нас на сотрудничество. Во-первых, это репутация такой крупнейшей и мощной компании как «Норникель», во-вторых, компания заинтересована в продвижении и развитии малого и среднего бизнеса и помогает начинающим предпринимателям. В-третьих, это консалтинг, когда после обучения в «Бизнес-школе» нас никто не бросил, наш наставник всегда на связи с нами. И если вдруг что-то пошло не так, нам помогают. И в-четвертых, это доверие, мы все знаем эту большую компанию, знаем, что нас не заставят по итогу платить необоснованные бешеные проценты или вдруг появятся какие-то новые пункты в договоре, и для нас это было очень важно», - объяснила Екатерина Галайда.
Она также подчеркнула, что город Норильск похож на Печенгский район, но конкретные проблемы региона существенно отличаются. В частности, Норильск не пользуется популярностью у туристов, как Кольский полуостров. Кроме того, любая доставка с материка очень дорогая, а также там крайне мало специалистов, так как молодежь уезжает в большие города и остается там.
«Чтобы заинтересовать местных жителей, мы расширяем свою продуктовую линейку - проводим интересные мероприятия, например Фото-девичники, когда люди могут еще приятно провести время. Также благодаря сотрудничеству с эковолонтерами, мы открыли мастерскую по переработке пластика. И еще «Подарочная», которая родилась из благотворительных ярмарок и показала, сколько даже в нашем небольшом городе есть мастеров, которые делают колоритные изделия. Так мы вышли уже в интернет и увеличили прибыль за счет онлайн-продаж через соцсети», - резюмировала представитель «ShandyCandy», отметив, что цель - расширить бизнес и в другие регионы нашей страны.
Зачем и как экологизировать бизнес?
Любой бизнес может стать более дружелюбен к окружающей среде, не важно гигантский завод это или небольшой магазин. Руководство и сотрудники могут делать ответственный выбор в своих ежедневных делах: выбирать товары с учетом их экологичности, совершенствовать технологические процессы, следить за потреблением ресурсов, осуществлять раздельный сбор отходов, а еще рассказывать об этом коллегам и клиентам, заказчикам и поставщикам, отметила руководитель проекта «ЭкоОфис» Ирина Гесс.
«Подход «давайте спасать планету» слабо бьется в предпринимательстве, на бизнес и выручку это влияет очень слабо. Однако надо посмотреть глубже - ведь процессы, которые выставляются эффективно, все-таки влияют на сам бизнес. Когда мы, например, отлаживаем код на сервере, то мы экономим, в частности, на коммунальных платежах, а значит - на электричестве. Подобная экологичность добавляет веса в глазах покупателей и клиентов, а людям сейчас зачастую не все равно, и они скорее выберут то, где им откликается и что им близко. К тому же, экологичность бизнеса дает возможность претендовать на субсидии и гранты, как сегодня у проекта «Норникеля», - уточнила Ирина Гесс.
По ее словам, экологичность можно привнести в любое дело. Например, в туризм - с приставкой эко можно параллельно организовать сбор мусора в походе. Или в хозяйственных процессах офисной жизни, когда подбираются в помещение правильные ламы, а после их утилизируют полезным для окружающей среды способом.
Также бизнес может стать амбасадором раздельного сбора в городе или заниматься экопросвещением, проводя мастер-классы для сотрудников и клиентов, что может стать инфоповодом, чтобы заинтересовать внимание СМИ, или причиной для коллаборации с другими организациями.
«В любой вариации компания таким образом будет не только «беречь планету», но и получать дополнительный вес в глазах соискателей, постоянных клиентов, а экологичные мысли смогут проникать в жизнь большого числа людей», - подытожила руководитель проекта «ЭкоОфис».
Стоит отметить, что для подачи заявок для участия в конкурсе беспроцентных займов от компании «Норникель» осталось меньше трех недель, возможность презентовать свою бизнес-идею все еще есть.
Информацию об условиях и мерах поддержки можно найти здесь.
Фото: Nord-News, Наталья Галечьян, Александр Широбоков, Екатерина Галайда
Сейчас читают также: Выявлены загрязняющие водоемы Мурманской области вещества