Приблизительно к осени, как прогнозируют эксперты, Россия получит полный комплекс ощущений от вступления в ВТО. Как мы уже писали, в стране присутствуют различные авторитетные мнения по поводу того, выиграем мы от этого процесса или больше проиграем. Сегодня ИА «Nord-news» обратилось с вопросами о нашем будущем к директору ФБУ «Мурманский ЦСМ» Николаю Дедкову.
- С точки зрения стандартизации Россия в целом готова работать в системе ВТО, но не исключаются и пути совершенствования, - считает Николай Павлович. - У российской экономики есть свои преимущества - это богатые природные ресурсы, большой рынок сбыта и выгодное географическое положение. Но имеются и проблемы: необходимы гарантии верховенства права, повышение качества образования, обеспечение наиболее интенсивной конкуренции, содействие развитию предпринимательства, повышение устойчивости финансового рынка, облегчение доступа к компенсированию затрат для бизнеса.
Если рассматривать все через призму стандартизации, то мы увидим следующую проблематику. Существует схема, которая определяет качество и конкурентность российских товаров и услуг. Туда входят, прежде всего, стандартизация (использование стандартов), инструментальный контроль (через лаборатории проверяем качество любой продукции и услуг), менеджмент качества, метрологическое обеспечение (наличие приборов, регулирующих технологии и производство в различных отраслях и сферах деятельности).
Метрология - наука об измерениях - пронизывает всю нашу жизнь. Всё, что происходит вокруг нас, должно измеряться. Через метрологию мы узнаем о качестве продукции и услуг, об экологии, здоровье человека, качестве жизни.
- Разве метрология пронизывает всю нашу жизнь? Есть предприятия, о чем свидетельствует практика, которые мало обращают внимания на стандарты, контроль и, по большому счёту, пренебрегают качеством.
- Согласен, некоторые наши уважаемые бизнесмены мало обращают внимание на метрологию. И зря, потому что она предлагает информацию для принятия управленческого решения с целью дальнейшего развития бизнеса. Приведу простой пример: любое предприятие потребляет электрическую и тепловую энергию, воду, использует телефонную связь. Это все затраты бизнеса. Плюс расходы на зарплату, сырье, материалы и прочее. И если у предпринимателя есть хорошее метрологическое обеспечение, то есть, приборная база, он на любом этапе использования технологии может проверить состояние своего производства, привлечь инструментальный контроль - любую лабораторию, которая на входе проверит сырье и материалы.
- Вы имеете в виду государственные лаборатории?
- Крупные компании имеют свои лаборатории, которые постоянно развиваются, а ЦСМ участвует в их аккредитации, аттестации. Это такие как ОАО «Апатит», ГМК «Норильский никель», ОАО «Мурманское морское пароходство», «Роснефть» и ряд других. Я говорю о тех, кто серьезно думает о развитии бизнеса, о том, чтобы на выходе была качественная продукция. Если у предприятия нет своей лаборатории, оно может обратиться к тем, кто её имеет. Центр стандартизации и метрологии имеет полный комплект всех лабораторий. Если говорить о малом бизнесе, тех же предприятиях сферы торговли, то там тоже применяется метрологический контроль, например, с помощью весов, на которых контролируется вес товара. Умный руководитель всегда ставит во главу угла метрологическое обеспечение своего предприятия. И главы компаний, согласно законодательству, должны предоставлять в ЦСМ графики, поверки тех средств измерений, которые находятся в обороте. У нас есть все образцовые приборы, с помощью которых поверяются рабочие приборы, чтобы они выдавали правильные показания. В первый год эксплуатации приборы, которые поступают в регион вместе с оборудованием, не поверяются. Это делается непосредственно на заводе-производителе. Но необходимо иметь в виду, что средства измерений должны быть внесены в Государственный реестр. Через 1-2 года эксплуатации прибора (в зависимости от его назначения) делается поверка - сверка его технических данных с образцовым прибором. Если появляется погрешность, выше данных технических характеристик, то он либо бракуется, либо приводится в соответствие. К примеру, какому жильцу понравится, если его счётчик электроэнергии будет «накручивать» лишнее?
- Давайте, вернемся к схеме, определяющей качество и конкурентность товаров и услуг. Что понимается под инструментальным контролем?
- Это все лаборатории, которые контролирует ЦСМ с точки зрения их работы, включая наши собственные. Мы проверяем качество испытаний того или иного продукта или услуг и поверяем те приборы, которые находятся в лабораториях. Таких лабораторий много: в Роспотребнадзоре, у нас, в ветеринарной инспекции, на производствах, и все они призваны соблюдать закон.
- Что несет в себе понятие «стандартизация»?
- Стандарты - это нормативные документы, по которым всё производится. Невозможно что-то выпускать, не зная документов. Условно говоря, стандарт определяет: сколько должно находиться в том или ином продукте того или иного ингредиента, который обеспечивает качество и безопасность продукции.
- Как взаимодействуют звенья в этой схеме?
- Имеется стандарт, на основе которого предприятия вырабатывают продукцию. На выходе эта продукция проверяется с помощью инструментального контроля, а на входе тем же методом проверяется сырье, из которого выпущена данная продукция. Сегодня в России используется около 25 тысяч стандартов, рассчитанных на все случаи жизни. В 90-е годы наша страна пыталась отказаться от стандартов, но практика показала, что это было поспешное решение. Но мы потеряли в деле развития стандартов более 10 лет. Кстати, Советский Союз занимал в сфере стандартизации одно из ведущих мест в мире. Сегодня пришедшее ему на смену российское государство показывает, что стандартизации снова будет уделяться большое значение в экономике страны. Вышел соответствующий указ президента, разрабатывается новый закон о стандартизации. Это требование времени, ведь три закона - о стандартизации, метрологии и сертификации -были изданы ещё в 1993-1995 годах. Никакой модернизации не может быть без стандартизации.. Невозможно разрабатывать стандарты без учёта состояния экономики, производства. Мы можем разработать очень высокие стандарты, но грош им цена, если российская промышленность не сможет их выполнить. Нужно иметь соответствующее оборудование и квалифицированные кадры, которые обучены на нём работать.
- Мы говорим о развитии стандартизации, а новых производств в стране - раз-два, и обчёлся, а действующие уже на ладан дышат.
- Я бы не стал давать столь категоричных оценок. Есть и новые, и старые производства, которые нуждаются в реконструкции с учётом вступления России в ВТО. В целом по стране работает много предприятий, отвечающих самым высоким требованиям. В атомной промышленности, военно-промышленном комплексе, который тянет за собой другие отрасли, машиностроение, автомобилестроение. Не все же так плохо. Очень много в производстве зависит от человеческого фактора. У нас нарушена система ответственности на каждом рабочем месте. Приведу пример с японским заводом «Тойота». Во время стажировки в Токио мне довелось учиться у человека, который стоял у истоков его становления. Япония после Второй мировой войны ведь тоже находилась в полной разрухе, как и наша страна. Казалось бы, о каком качестве можно было тогда вести речь, если народ голодал, остановилось практически все производство. И вот японцы решили применили «план Маршалла».
(5 июня 1947 г., выступая в Гарвардском университете, госсекретарь США Дж. Маршалл очертил картину грядущего крушения Европы и огласил план её спасения, при помощи которого Соединенные Штаты хотели овладеть контролем над европейским развитием. Оставался вопрос, который нужно было решить с минимумом потерь. Объявить, что помощь предназначается лишь западноевропейским странам, значило бы слишком очевидно разделить Европу таким образом, что ни у кого не оставалось бы сомнений относительно инициатора этого действа. Поэтому госсекретарь не очертил круг стран, которым США собирались оказать экономическую помощь, но указал, что эта помощь предназначается «некоторому числу, если не всем европейским нациям». Документы того времени не оставляют сомнения в том, что включение СССР и стран Восточной Европы в программу помощи было немыслимо для США. - Авт.)
В Токио приехал американец Деминг (Эдвард Деминг - учёный, статистик и консультант по теории управления качеством. - Авт.), который начал свою работу с внедрения новой идеологии среди населения. Внушал, что качество позволит людям жить лучше. Молодые выпускники Токийского университета стали работать на заводе «Тойота», используя теорию Деминга. Японцы разработали собственную систему тотального управления качеством. Это значит, что все работники предприятия - от рабочего до инженера и руководителя - участвуют в процессе контроля за качеством. Каждый ставит рабочее клеймо на своём участке работы, после каждой операции на потоке, так что не скроешься. И при испытании автомобиля сразу видно, кто виноват, если что-то идёт не так. Работники сразу стали подтягиваться к более высокому уровню, ведь при некачественном труде сразу следует финансовое наказание. Более того, люди стали стремиться к совершенствованию производства. Конечно, их к этому стимулировали, но факт, что сегодня Япония занимает лидирующие позиции по качеству. Я считаю, что в России тоже должна внедряться некая философия качества.
- По-моему, у многих сегодня в отношении к труду нет никакой философии, кроме потребительской и абсурдной.
- Но рано или поздно мы придём к пониманию необходимости смены трудовой идеологии.
- Кроме системы стандартизации существуют и технические регламенты...
- Это новое веяние, находящееся в связке со стандартизацией, - подтверждение соответствия требованиям технического регламента. По сути это глобальный документ развития какого-то направления. Он замыкает схему, определяющую качество и конкурентность товаров и услуг, и этой схемой, процессами, возникающими в ходе производства, нужно управлять с помощью менеджмента качества. Если применить здесь японскую терминологию, мы говорим о тотальном управлении качеством. Чем больше будем заниматься качеством, тем лучше, конкурентоспособнее окажется продукция на выходе.
- А цена её будет какая?
- Цена состоит из затрат на технологии, оборудование, кадры, сырьё, материалы. Цену делим на качество и получаем конкурентность.
Кадры, рабочие и инженерные, должны быть хорошо подготовлены, чтобы понимать весь процесс. Инженеры обязаны доводить до рабочих философию качества. Менеджмент предприятия должен поставлять дешевое и качественное сырье, иметь несколько поставщиков, которые могли бы создавать между собой конкурентную среду. Если взять для примера однородную продукцию - колбасу производства «Деликата» и «Мелифаро», то она окажется по качеству выше, чем привозная. Потому что сырье используется своё, и предприятия имеют высокий менеджмент качества.
- Если на региональный рынок хлынут дешевые и хорошего качества продукты из-за рубежа, получится, что потребитель выиграет, а местный производитель проиграет?
- Как только шлагбаум откроется, конкуренция будет страшная, потому что идёт мировая борьба за рынки сбыта. Самые большие рынки сбыта находятся в Китае и России - из-за масштабности территорий и многочисленности населения. У нас недостаточно производится продуктов питания для обеспечения населения. Обеспечить продовольственную безопасность населения - наша стратегическая задача.
Отвечая на ваш вопрос: да, потребитель обрадуется обилию товаров по приемлемым для его кошелька ценам при хорошем качестве. Приведу такой пример: попытались в России прикрыть вход сюда иностранным автомобилям, сделали преференции местным автозаводам, но повысить спрос на отечественные легковушки не получилось. Стали серьезно заниматься качеством сборки - машины, произведенные в России, меньшие по цене, стали брать.
- Звучат опасения, что на отечественный рынок хлынут из-за рубежа дешевые, но некачественные товары. Как с этим бороться?
- Поступление товаров станет контролироваться. Если нужно будет сертифицировать ввозную продукцию, она станет сертифицироваться и декларироваться в органах по сертификации. В случае взаимного признания сертификатов и деклараций, импортный товар пройдёт на российский рынок. Классический пример: взаимоотношения в рамках Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. После опущения границ для стран - членов ВТО через кордон будут перемещаться не только товары и услуги, но кадры и ресурсы. В прошлом году Россия гармонизировала с мировым стандартами на 40%, к 2015 году мы должны довести этот показатель до 60%.
- А по процентам несоответствия как станут регулироваться отношения?
- Если стандарт у какой-то страны - члена ВТО будет выше российского, то мы его признаем и пропускаем через границу. Если ниже, то будем работать по общероссийскому стандарту.
- Когда наступит час «Х»?
- Госдума обещает к июню. На адаптацию нам дают 2-3 года. Легче и России станет продвигать товары своих производителей на международный рынок. ВТО же - не улица с односторонним движением.
- Но за рубежом котируется только продукция предприятий Кольского полуострова сырьевой направленности. Остальные, особенно из сферы малого бизнеса, думают, как бы на своей территории создать спрос на свой товар.
- Надо исходить из того, что есть внутреннее потребление товаров, мировое потребление и местное. Если говорить о готовности к ВТО Мурманской области, то наши крупные предприятия уже давно работают на мировой рынок. КГМК и «Апатит» сотрудничают с Лондонской биржей, по Кандалакшскому алюминиевому заводу тоже никаких вопросов нет. Могут возникнуть проблемы только у рыбного бизнеса, поставляющего за рубеж в основном сырьё. Мы давно говорим о том, что нужно выпускать рыбопродукцию глубокой переработки, то есть товар по более высокой цене. Проблемным при вступлении в ВТО является у нас жилищно-коммунальное хозяйство. В целом не дотягивает качество предоставляемых услуг - транспортных, бытовых для населения.
- В Мурманскую область могут прийти иностранные управляющие компании?
- Да, могут прийти и предложить свои услуги. Надо было власти запустить сюда несколько зарубежных УК, которые бы показали, как надо работать, вот бы и задалась хорошая конкурентная среда.
- Скажите, может ли с вступлением в ВТО в нашем регионе закрыться какое-то производство или пострадать какой-то сектор экономики?
- Выскажу свою субъективную точку зрения: сложно будет нашим сельхозпроизводителям и предприятиям пищевой промышленности. Слишком большие затраты на энергоносители. Раньше киловатт в час стоил 1 копейку, а сейчас - более 3 рублей, то есть стоимость кВт/час увеличилась в 300 с лишним раз. Существуют и другие издержки, что снижает конкурентоспособность.
- Таковы последствия реформы энергетики. Сделать-то ничего нельзя?
- Власть должна получить сигнал и действовать с учётом того, что мы работаем в условиях Заполярья, и помимо энергетики предприятиям приходится тратиться на ту же северную зарплату, потому что «полярки» уже не доплачиваются государством.
- Депутат Госдумы Валерий Язев в беседе с руководством Союза промышленников и предпринимателей региона сказал, что ни на какие северные компенсации нам можно не надеяться.
- Жизнь заставит, если государство не хочет «уронить» промышленность на Крайнем Севере. Это задача власти - искать выход из создавшегося положения, а предприятиям для начала надо учиться применять энергосберегающие технологии.
- Давайте, поговорим об этом в нашей следующей беседе.
- Хорошо.