Последний месяц зимы - это всегда предвкушение весенних первых признаков. И пусть это совсем не про наш край, но верить хочется в весеннюю капель и ручьи на асфальте. Один из символов весны - подснежник, цветок красивый и тенелюбивый, он не любит большого к себе внимания. А вот его видеть хотят многие. И этим он очень напоминает предпринимателей.
Про малый и средний (хотя средний мне почти не встречался) бизнес последние лет 10-15 принято говорить много и пространно, в основном, без конкретики. Этим грешат как государевы мужи (что объяснимо), так и, к сожалению, объединения предпринимателей.
Главный тезис - низкий удельный вес МСБ (аббревиатура мне эта нравится своим более сакральным созвучием с.. ну вы понимаете, о чем я) в экономике. Вот слова Президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина:
«А ведь сегодня в России в малом и среднем бизнесе занята лишь четверть населения, и это на фоне того, что доля РФ в мировой экономике снижается год от года. Известно, что в развитых странах основу экономики составляет малый и средний бизнес. Так, к примеру, в США доля МСП составляет 50-60%. В экономике Чехии доля МСП - 35%, в Малайзии - 47%, в США и Японии вклад малого и среднего бизнеса в ВВП - свыше 60%. В то время как доля МСП в ВВП Российской Федерации составляет 21%».
Но мое личное убеждение, что это не совсем так. Или даже совсем не так. Я хотел бы подкрепить свои мысли материалами статьи «Империя «теневой экономики» наносит ответный удар», опубликованной РАПСИ. В этой статье констатируется факт, что «в отношении неформальной занятости в России даже с оценкой ее размеров большая и почти неразрешимая беда». Цифры, приводимые авторами, впечатляют: по последним данным Росстата, в неформальной занятости - почти 15 млн человек, или 21,2% от числа занятого населения. И парадоксально то, что несмотря ни какие социальные рекламы, «закручивание гаек» контролирующих органов, эта занятость продолжает устойчиво расти: всего за два года - 2013 и 2014 - она увеличилась с 13 млн до 14 млн человек.
Но это, судя по всему, еще и заниженные показатели. К примеру, специалисты РАНХиГС оценивают «серую» экономику в 40% экономически активного населения, то есть около 30 миллионов граждан РФ (данные из вышеозначенной статьи). Ну и вы, уверен, помните, что вице-премьер Ольга Голодец в 2013 году и вовсе положила всех на лопатки утверждением, что «в секторах, которые нам видны и понятны, занято всего 48 млн человек» - это лишь 55% трудоспособного населения на тот момент.
То есть 45% трудоспособного населения питаются воздухом? Подтверждение моим мыслям есть в исследованиях профессоров НИУ ВШЭ Симона Кордонского и Юрия Плюснина «Социальная структура российского провинциального общества», где основной вывод заключается в том, что реальная экономическая жизнь российской провинции скрыта от государства: официальное представление о том, как устроена Россия, имеет мало общего с реальностью. «Нынешний кризис, на самом деле, испугал только жителей больших городов, остальная часть населения даже не шелохнулась, потому что люди в провинции рассчитывают на самообеспечение», - заявляет руководитель исследования Юрий Плюснин, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ. По его словам, неформальный бизнес конкурентоспособен, подчиняется рыночным правилам, и (внимание!) внедряет инновации и позволяет населению переживать экономические кризисы, инфляцию, девальвацию и прочие макроэкономические шоки».
Неплохо, да? Где «Роснано» и где мелкие гаражники, а занимаются внедрением инноваций и те, и другие. Но вот встретятся ли первые и вторые? Это уже предмет отдельного размышления. Вернемся к малому бизнесу и его количеству. В той же статье есть и статистика (умозрительная, но любопытная). Перед этим определимся с терминами: Под «гаражной экономикой» авторы понимают теневые, незарегистрированные диверсифицированные производства товаров и услуг, сконцентрированные в гаражных кооперативах. «В гаражах производят все: от автомобилей до обуви и мебели», - утверждает Симон Кордонский. Например, по данным исследователей, в Ульяновской области в гаражах сосредоточено более половины мебельного производства и три четверти автомастерских, а также производится 30% всех пластиковых рам».
Вернемся к подсчетам? Более половины трудоспособного населения занимается или бизнесом, или на него трудится. А если присовокупим вклад легальных предпринимателей, то, думаю, мы и показатели США побьем, ведь, со слов Я. Миркина, по оценке Всемирного банка, на рубеже 2010-х годов теневая экономика в России составляла примерно 41-43% ВВП. Сейчас, мне кажется, эта доля еще выше.
Итог 1, «Радостный»: наше общество - это все-таки общество предпринимателей, коммерсантов, кустарей, ремесленников и созидателей. Эти люди (а их подавляющее большинство в структуре работоспособного населения) не просят у государства ничего, но взамен пытаются укрыться от его опеки любыми способами.
Итог 2, «Нерадостный»: все направления поддержки, по сути, направлены на коррекцию, выравнивание конкуренции между легальным и нелегальным бизнесом, а это значит - «раздача костылей». К сожалению, неравноценность сил в этом противостоянии приводит к уходу с рынка легальных предприятий и, следовательно, бесцельности (в философском смысле) государственных инвестиций в МСБ. Согласитесь, когда банки кредитуют только физические лица (учредителей, генеральных директоров), но не компании, при сопоставимых ставках и размерах кредитования, каково конкурентное преимущество «конторы с печатью»?
Итог 3, «Напрашивающийся сам собой»: я не один такой умный, и в руководстве страны, уверен, все это понимают. Но вот решения от этого понимания обратные нашим представлениям:
«От толерантности все устали и настало время говорить правду: власти малый бизнес не нужен. Все механизмы и вся система заточены под развитие крупного бизнеса: с него проще брать налоги, его легче отслеживать, с ним же легче договариваться», - подводит черту Юрий Савелов (член президиума «Опоры России»).
Итог 4, «Оптимизм внушающий»: наличие не сидящих на месте людей подчеркивает возможность создания реальных и легальных масштабных бизнес-организаций. Был же опыт! Известные нынче люди начинали в те самые 90-е как раз с организации чего-то малого: Роман Абрамович, например, стартовал с пошива мягких игрушек в кооперативе «Уют», Михаил Фридман («Альфа-групп») - с кооператива «Курьер», занимавшегося мытьем окон, Рустам Тарико («Русский стандарт») - с услуг по расселению иностранцев в московских отелях, Михаил Прохоров - с организации бизнеса по варке джинсов.
Так, может, именно сейчас в одном из гаражей будущий «Мистер Джобс» делает новацию? Может быть, мы просто многого о себе не знаем, а потому и не ценим себя?
Мы привыкли жить с синонимом «жулик» к слову «коммерсант», к «ленивым русским», к мифическому воровству и разгильдяйству. Ан нет. Трудолюбивы, изобретательны, ответственны, терпеливы. И этим мы особенно красивы, как те подснежники. Не дайте тем, кто может только рвать и топтать подснежники, убедить себя в обратном.
Алексей Савинцев
руководитель конгрессно-выставочной компании «МурманЭКСПОцентр»
Рисунок Алены Галишниковой
Пророк в Отечестве, или Россия глазами шведа
О предпринимателе бедном замолвите слово
Автоматизация не панацея, или палочкой-выручалочкой по голове
Как ты яхту назовешь, или к вопросу о социальном
Впихнуть невпихуемое, или «Все обо всем» за 3 секунды
Я сам обманываться рад, или о вреде скидок