В Таможенном союзе обнаружились серьезные минусы — для России

Создание Таможенного союза, а в перспективе - Единого экономического пространства, которое объединит территории России, Белоруссии и Казахстана, несет в себе потенциальные угрозы деградации некоторых российских регионов, пишет «Независимая газета». 
Это связано с возможной переориентацией значительной части импортных потоков на Казахстан и Беларусь. В результате, к примеру, петербургский порт, который сегодня обрабатывает пятую часть китайского импорта в Россию, недосчитается значительной части этих грузов.
Сегодня на заседании правительства глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина представила проект направлений таможенно-тарифной политики на ближайшую трехлетку. Утверждение этого документа в последние годы неизменно привлекает внимание бизнеса, а потому превратилось почти в ритуальную процедуру. В то же время оно выглядит рутинным делом в заформализованных рамках бюджетного процесса
Впрочем, в условиях отлаживания Россией, Белоруссией и Казахстаном механизмов работы Единого таможенного пространства таможенно-тарифная политика приобретает особое значение. Как отметил источник Минэкономразвития, в связи с этим прогнозируется настоящая конкурентная война таможенных служб трех государств, что грозит перераспределением потоков импорта. Причем реальные убытки придется фиксировать, прежде всего, России. Импортерам объективно окажутся экономически выгодны другие маршруты ввоза товаров на территорию нашей страны, чем сложившиеся на сегодняшний день. И тогда европейцы отдадут предпочтение Белоруссии, а китайцы - Казахстану.
В пошлинах российский бюджет при таком раскладе практически ничего не потеряет. Эти доходы по взаимным договоренностям будут пропорционально распределяться между странами, создавшими Таможенный союз. Но очевидно, что существенный недобор может наблюдаться по другим статьям. В худшем положении окажутся некоторые приграничные регионы РФ, устойчивость экономики которых в немалой степени определяется состоянием внешнеторговой деятельности. Например, Санкт-Петербург. Сегодня через морской порт Северной столицы в Россию ввозится до 20% объемов китайского импорта, сообщил «НГ» источник в Минэкономразвития. Плюс к этому еще 5-6% китайского импорта попадает на российскую территорию через наземные пункты пропуска, расположенные на финской границе, какая-то часть - через страны Балтии. Таможенный союз, начавший работать с 1 января текущего года, создал принципиально новую конфигурацию внешнеторговых связей России с партнерами в ЕС и Юго-Восточной Азии. Теперь для импортеров выгоднее ввозить товары, используя более короткие маршруты - Казахстан и Белоруссию. Чиновник не исключил, что вслед за потоками импорта в сопредельные страны постепенно переместится «околотаможенный» бизнес, таможенные склады, предприятия по первичной переработке. «Во времена СССР Белоруссия рассматривалась как передовая перерабатывающая зона на пути советского экспорта в Европу», - напомнил он. Сегодня Белоруссия может привлечь западный бизнес уже в качестве размещения логистических и перерабатывающих предприятий для товаров, импортируемых из ЕС в Россию. Причем сделано это будет в ущерб социально-экономическому развитию западных российских регионов. То же самое можно сказать о Казахстане и потоках импорта с восточного направления.
Что-то противопоставить этому Россия пока не может. Против нее играет не стремление импортеров минимизировать издержки при транспортировке товаров, но и забюрократизированность таможенных процедур. Если в Белоруссии оформление товаров, ввозимых по нулевой пошлине, занимает два часа, то в России бумажная волокита по закону может продолжаться 10 суток, но реально оформление зачастую занимает месяцы.
А о других проблемах, которые вызовет Таможенный союз уже в порту Мурманска ИА «Nord-news» уже сообщало.

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

21:05Нелегальный гид сбил лося и едва не убил туристов из Китая по дороге в Териберку

19:50В Печенге продают баночку спрайта за полмиллиона рублей

19:27Памяти 55 моряков, навсегда оставшихся на глубине — в Мотовском заливе Баренцева моря обследуют останки первой советской подводной лодки

18:44Более 2,2 тысяч жителей Мурманской области любят «посидеть за доской»

18:20Житель Мурманской области отправится в колонию за пропаганду терроризма

18:10«Здесь учат самостоятельно принимать решения», — Игорь Морарь поздравил педагогов и учеников с 90-летним юбилеем Гимназии № 3 Мурманска

17:33Шоколадная спецоперация: Росгвардейцы задержали жителя Мурманска за кражу сладостей из гипермаркета

17:23Мурманская «пироговка» вошла в ТОП-3 лучших больниц по Северо-Западу в 2025-м

17:10Мурманчане просят ликвидировать несанкционированную горку

16:35Три человека пострадали в аварии под Зеленоборским

16:2330 ноября в Североморске покажут «мам в кадре»

16:00Реконструкция «Алёши», создание модельных библиотек, оснащение музеев — на культуру в Мурманской области направят более 2 миллиардов рублей

03:45Никакого «холодца»: внутренняя часть рук будет в тонусе, кожа и мышцы не станут провисать — достичь результата может каждый всего за пару месяцев

03:03Они лишние в горшке: 5 добавок в грунт для комнатных растений — никакой пользы, только навредят

02:45Повезёт так, как никогда раньше: 3 знака Зодиака смогут сорвать большой куш — кто разбогатеет после 26 ноября 2026 года

02:03Топ-3 привычки богатой женщины: в кошельке всегда будет густо — реально работает

01:45«Любовь и голуби»: сцены летнего отдыха на море снимались в ноябре — температура воды была +15 градусов

01:06«Период охлаждения» могут ввести в России: мера для сделок с недвижимостью

Все новости