В Таможенном союзе обнаружились серьезные минусы — для России

Создание Таможенного союза, а в перспективе - Единого экономического пространства, которое объединит территории России, Белоруссии и Казахстана, несет в себе потенциальные угрозы деградации некоторых российских регионов, пишет «Независимая газета». 
Это связано с возможной переориентацией значительной части импортных потоков на Казахстан и Беларусь. В результате, к примеру, петербургский порт, который сегодня обрабатывает пятую часть китайского импорта в Россию, недосчитается значительной части этих грузов.
Сегодня на заседании правительства глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина представила проект направлений таможенно-тарифной политики на ближайшую трехлетку. Утверждение этого документа в последние годы неизменно привлекает внимание бизнеса, а потому превратилось почти в ритуальную процедуру. В то же время оно выглядит рутинным делом в заформализованных рамках бюджетного процесса
Впрочем, в условиях отлаживания Россией, Белоруссией и Казахстаном механизмов работы Единого таможенного пространства таможенно-тарифная политика приобретает особое значение. Как отметил источник Минэкономразвития, в связи с этим прогнозируется настоящая конкурентная война таможенных служб трех государств, что грозит перераспределением потоков импорта. Причем реальные убытки придется фиксировать, прежде всего, России. Импортерам объективно окажутся экономически выгодны другие маршруты ввоза товаров на территорию нашей страны, чем сложившиеся на сегодняшний день. И тогда европейцы отдадут предпочтение Белоруссии, а китайцы - Казахстану.
В пошлинах российский бюджет при таком раскладе практически ничего не потеряет. Эти доходы по взаимным договоренностям будут пропорционально распределяться между странами, создавшими Таможенный союз. Но очевидно, что существенный недобор может наблюдаться по другим статьям. В худшем положении окажутся некоторые приграничные регионы РФ, устойчивость экономики которых в немалой степени определяется состоянием внешнеторговой деятельности. Например, Санкт-Петербург. Сегодня через морской порт Северной столицы в Россию ввозится до 20% объемов китайского импорта, сообщил «НГ» источник в Минэкономразвития. Плюс к этому еще 5-6% китайского импорта попадает на российскую территорию через наземные пункты пропуска, расположенные на финской границе, какая-то часть - через страны Балтии. Таможенный союз, начавший работать с 1 января текущего года, создал принципиально новую конфигурацию внешнеторговых связей России с партнерами в ЕС и Юго-Восточной Азии. Теперь для импортеров выгоднее ввозить товары, используя более короткие маршруты - Казахстан и Белоруссию. Чиновник не исключил, что вслед за потоками импорта в сопредельные страны постепенно переместится «околотаможенный» бизнес, таможенные склады, предприятия по первичной переработке. «Во времена СССР Белоруссия рассматривалась как передовая перерабатывающая зона на пути советского экспорта в Европу», - напомнил он. Сегодня Белоруссия может привлечь западный бизнес уже в качестве размещения логистических и перерабатывающих предприятий для товаров, импортируемых из ЕС в Россию. Причем сделано это будет в ущерб социально-экономическому развитию западных российских регионов. То же самое можно сказать о Казахстане и потоках импорта с восточного направления.
Что-то противопоставить этому Россия пока не может. Против нее играет не стремление импортеров минимизировать издержки при транспортировке товаров, но и забюрократизированность таможенных процедур. Если в Белоруссии оформление товаров, ввозимых по нулевой пошлине, занимает два часа, то в России бумажная волокита по закону может продолжаться 10 суток, но реально оформление зачастую занимает месяцы.
А о других проблемах, которые вызовет Таможенный союз уже в порту Мурманска ИА «Nord-news» уже сообщало.

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

13:23На круговом повороте у Оленегорска нет освещения — сроки изменились

13:05Пожилая мурманчанка отдала мошенникам более 5 миллионов рублей

12:40Кировчанку накажут за незаконное получение материнского капитала

12:10Теперь к воздушной гавани не проехать, а люди страдают от жары — губернатору снова пожаловались на новый терминал аэропорта Мурманск

11:43Автоподъезды к Териберке и Туманному могут закрыть

11:23В Кандалакшском округе восстановили дорогу у переправы на Тютюшку

10:45Водитель, виновный в смерти двух мотоциклистов на мурманской трассе, отправится за решетку

10:16Губернатора попросили потравить тараканов в детской поликлинике Мурманска

09:50Администрация Оленегорска унаследовала 10 миллионов рублей

09:43Сохранение культуры коренных малочисленных народов Севера — часть госполитики по развитию Арктики. Об этом заявили на Международном форуме в Санкт-Петербурге

09:41Дома в Варзуге и ФАП останутся без электричества и Интернета

08:20В Мурманской области ожидается сильный порывистый ветер с метелью

13:29У вас есть 30 секунд, чтобы стать триумфатором: найдите ответ — хитрая головоломка не для средних умов

13:02Можно, но только осторожно: любимые сладости стоит заменить на полезные продукты — рецепторы ничего не поймут

12:30У Тельцов — фокус на делах, у Дев — порядок во всем, а у Козерогов — решение больших задач: гороскоп на 12 декабря от астропсихолога Курниковой

12:29Тайные силы природы: осилите каверзную викторину по биологии или вас уделает любой семиклассник?

12:22Дончич и Джеймс старались как могли, но наткнулись на «шпоры»: «Лейкерс» вылетел из Кубка НБА после поражения от «Сан-Антонио»

12:02Пятна на листьях спатифиллума вовсе не от сухого воздуха: кончики засыхают от 1 ошибки — легко исправить

Все новости