В Таможенном союзе обнаружились серьезные минусы — для России

Создание Таможенного союза, а в перспективе - Единого экономического пространства, которое объединит территории России, Белоруссии и Казахстана, несет в себе потенциальные угрозы деградации некоторых российских регионов, пишет «Независимая газета». 
Это связано с возможной переориентацией значительной части импортных потоков на Казахстан и Беларусь. В результате, к примеру, петербургский порт, который сегодня обрабатывает пятую часть китайского импорта в Россию, недосчитается значительной части этих грузов.
Сегодня на заседании правительства глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина представила проект направлений таможенно-тарифной политики на ближайшую трехлетку. Утверждение этого документа в последние годы неизменно привлекает внимание бизнеса, а потому превратилось почти в ритуальную процедуру. В то же время оно выглядит рутинным делом в заформализованных рамках бюджетного процесса
Впрочем, в условиях отлаживания Россией, Белоруссией и Казахстаном механизмов работы Единого таможенного пространства таможенно-тарифная политика приобретает особое значение. Как отметил источник Минэкономразвития, в связи с этим прогнозируется настоящая конкурентная война таможенных служб трех государств, что грозит перераспределением потоков импорта. Причем реальные убытки придется фиксировать, прежде всего, России. Импортерам объективно окажутся экономически выгодны другие маршруты ввоза товаров на территорию нашей страны, чем сложившиеся на сегодняшний день. И тогда европейцы отдадут предпочтение Белоруссии, а китайцы - Казахстану.
В пошлинах российский бюджет при таком раскладе практически ничего не потеряет. Эти доходы по взаимным договоренностям будут пропорционально распределяться между странами, создавшими Таможенный союз. Но очевидно, что существенный недобор может наблюдаться по другим статьям. В худшем положении окажутся некоторые приграничные регионы РФ, устойчивость экономики которых в немалой степени определяется состоянием внешнеторговой деятельности. Например, Санкт-Петербург. Сегодня через морской порт Северной столицы в Россию ввозится до 20% объемов китайского импорта, сообщил «НГ» источник в Минэкономразвития. Плюс к этому еще 5-6% китайского импорта попадает на российскую территорию через наземные пункты пропуска, расположенные на финской границе, какая-то часть - через страны Балтии. Таможенный союз, начавший работать с 1 января текущего года, создал принципиально новую конфигурацию внешнеторговых связей России с партнерами в ЕС и Юго-Восточной Азии. Теперь для импортеров выгоднее ввозить товары, используя более короткие маршруты - Казахстан и Белоруссию. Чиновник не исключил, что вслед за потоками импорта в сопредельные страны постепенно переместится «околотаможенный» бизнес, таможенные склады, предприятия по первичной переработке. «Во времена СССР Белоруссия рассматривалась как передовая перерабатывающая зона на пути советского экспорта в Европу», - напомнил он. Сегодня Белоруссия может привлечь западный бизнес уже в качестве размещения логистических и перерабатывающих предприятий для товаров, импортируемых из ЕС в Россию. Причем сделано это будет в ущерб социально-экономическому развитию западных российских регионов. То же самое можно сказать о Казахстане и потоках импорта с восточного направления.
Что-то противопоставить этому Россия пока не может. Против нее играет не стремление импортеров минимизировать издержки при транспортировке товаров, но и забюрократизированность таможенных процедур. Если в Белоруссии оформление товаров, ввозимых по нулевой пошлине, занимает два часа, то в России бумажная волокита по закону может продолжаться 10 суток, но реально оформление зачастую занимает месяцы.
А о других проблемах, которые вызовет Таможенный союз уже в порту Мурманска ИА «Nord-news» уже сообщало.

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:50Для съёмок в Мурманской области воссоздают легендарный антарктический вездеход «Харьковчанка»

19:25В Мурманске продают редкую куклу Таню советского производства

18:44В Баренцевом море обследовали первую советскую подлодку с 55 погибшими моряками на борту

18:2116 детей из Мурманской области болеют на изоляции в детском лагере в Кабардинке

18:20Около 14 тысяч жителей Мурманской области занимались беговыми лыжами, 3 тысячи — горными

17:23Освещение на автодороге между Мишуково и Снежногорском должны добавить к концу года — Минтранс региона

17:10В 2026 году в Мурманской области запустят социальные экскурсии

16:55Готовы встать на разделку или в холодный цех — 7 осужденных мурмашинской колонии выучились на поваров

16:34Жестокий утильсбор: Мурманчане реже стали покупать автомобили, переходят на Audi, Kia и Hyundai

16:03Проблему с отоплением в Спутнике решили, но так, что сумма за него в квитанциях жителей выросла почти в два раза

16:02В Сочи из Мурманской области поедут 6 команд КВН

15:45Житель Мурманска украл из любопытства 8,5 тысяч рублей

03:50Навалится все и сразу: дел будет много, а времени мало — один знак Зодиака после 11 декабря 2025 года ждёт непростой период

03:47Самые стильные цвета на долгие годы: роскошь в контрасте — как создать «дорогую» кухню без перегруза

03:22Дети уплетают за обе щёки: вкуснейшая запеканка с фаршем за 30 минут — аромат такой, что соседи ахают

02:50Прикипевшее колесо можно легко снять: ступица и диск не получат повреждений — что надо делать

02:43Стоп-сигнал для деменции: 3 физических упражнения — которые «включат» мозг и прокачают равновесие без таблеток

02:21Волшебный «пинок» для фиалки: чем подкормить растение, чтобы оно «взорвалось» бутонами — нужно средство из аптеки

Все новости