Об этом говорили на недавнем съезде Норвежского прибрежного союза рыбаков, куда были приглашены Анатолий Евенко (на фото), руководитель Ассоциации прибрежников и член правления этого рыбацкого объединения Марина Бачурихина. Съезд прошёл на Лофотенских островах, в Сволвере.
«Норвежские коллеги говорили, что в качестве основания для такого серьёзного требования (в этом году прибрежникам России и Норвегии выделили всего по 20 тысяч тонн трески и пикши - Ред.) они используют на заседании Смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству осенью этого года материалы исследований своих учёных, - рассказывает Анатолий Анатольевич. - Якобы своей прибрежной трески у России нет, а норвежская прибрежная треска есть, но в этом году она ушла из их фьордов. А раз прибрежной трески у норвежцев нет, нужно использовать всю треску, и пусть океанисты делятся. Надо сказать, что норвежское правительство и без того добавляет своим прибрежникам квоту: в этом году у них было 20 тысяч тонн, а стало 53 тысячи».
Еще, по словам руководителя Ассоциации прибрежников, норвежцев очень беспокоят мойва и гренландский тюлень. Мойву они справедливо считают кормом для трески, поэтому, по их мнению, на мойву нужно объявить мораторий, потому что треска - ценнее. А вот тюленя нужно бить, потому что он кормится треской. Мурманским прибрежникам попеняли за то, что они не занимаются зверобойным промыслом - не делают их общее дело.
В качестве приобретения от участия в норвежском мероприятии (кстати, на самом деле съезд - ни что иное, как обычное отчётно-перевыборное собрание норвежских прибрежников, которое они по своим понятиям называют съездом - Ред.) Анатолий Евенко назвал, прежде всего, опыт проведения столь масштабного съезда прибрежных рыбаков Королевства Норвегия. Кроме того, частично изучена модель нормативно-правовой базы хозяйствования родственного им по профилю объединения рыбаков-прибрежников, которое насчитывает порядка 4-х тысяч членов (в Ассоциации мурманской - порядка 50 членов - Ред.).
А ещё установлены прямые контакты с норвежскими рыбопромышленниками на перспективу по дальнейшему сотрудничеству в вопросах: промысла пинагора, приобретения жаберных сетей для облова пинагора, изучения практики снюрреводного промысла на маломерных судах мурманской ассоциации в прибрежном варианте. Они договорились о ведении единой ценовой политики со своими переработчиками - как оказалось, норвежские переработчики тоже диктуют своим рыбакам собственные условия и цену.
Вместе решили прощупать возможность поставок живой трески норвежскими рыбаками мурманским переработчикам через систему их участия в аукционах, организуемых Норвежским кооперативом по сбыту рыбы (Norges Rafisklag) - по примеру Мурманского рыбокомбината.
18.05.10