Президенту США Дональду Трампу стоило бы сосредоточиться на арктическом сотрудничестве с Россией вместо попыток установления контроля над Гренландией, сообщила в интервью Nord-News ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Эксперт напомнила, что в 1867 году, спустя несколько лет после окончания гражданской войны в США, президент Соединённых Штатов Улисс Грант заинтересовался присоединением к стране некоторых арктических территорий.
— Территориальные амбиции в Арктике объяснялись необходимостью контролировать мировую торговлю, а также необходимостью осваивать месторождения полезных ископаемых, которыми была богата Арктика. Эта стратегия отчасти себя оправдала, так как США повезло в 1867 году приобрести у России Аляску. Ещё одним крупным приобретением Соединённых Штатов должна была стать очень богатая запасами полезных ископаемых и биоресурсов Гренландия, но сделка сорвалась, поскольку продать этот остров за деньги Дания категорически отказывалась, а предложенная госсекретарём США Стюардом сложная схема обмена территориями между США, Германией и Данией не нашла понимания как у европейских стран, так и в самих Соединённых Штатах, где оппозиция резко критиковала покупку Аляски, считая её бесполезной и предполагая, что владение Гренландией не принесёт ощутимых выгод США, и в итоге надавила на власти, заставив их отказаться от этой возможной сделки, — отметила Наталья Мильчакова.
После второй мировой войны вопрос о приобретении Гренландии для США стал вновь актуальным, поскольку во время войны США защищали Гренландию от возможного вторжения нацистской Германии, построив на острове военную базу. В 1946 году США предлагали Дании продать им Гренландию за $100 млн золотом, но в Дании такую оценку посчитали заниженной и категорически отказались.
— В настоящее время президент США Дональд Трамп вернулся к этому вопросу, на наш взгляд, из-за вопросов контроля над Арктикой и природными ресурсами этого пока мало освоенного региона, а также — контроля над мировой торговлей, учитывая, что Красное море и Суэцкий канал становятся всё более опасными регионами с точки зрения транспортировки грузов, поэтому доставщикам грузов морским путём необходимо осуществлять доставку через альтернативные северные маршруты. Неизвестно пока, какой результат принесут (если принесут вообще) территориальные амбиции Трампа в Гренландии, — сказала Наталья Мильчакова.
Вместе с тем, эксперт отмечает, что при сравнении ресурсного потенциала российская арктическая территория превосходит остров.
— «Российская Арктика» ни в чём не уступает Гренландии, и по многим показателям даже превосходит её — по запасам углеводородов, урана, наличию алмазов, золота, палладия, платины, которых в Гренландии нет, либо они незначительны, — отметила аналитик.
При этом у Гренландии имеются, хотя небольшие, запасы редкоземельных металлов, а в России их только предстоит разрабатывать, а некоторые даже разведывать. Вместе с тем, остров содержит 10% запасов питьевой воды в мире, а АЗРФ — 20%. Наталья Мильчакова напоминает, что некоторые эксперты считают, вода после 2030 года для многих стран может стать «новой нефтью» из-за её ожидаемого дефицита в мире.
— Таким образом, президенту Трампу можно было бы вместо того, чтобы вступать в клинч с властями Дании и Европой, перейти к сотрудничеству с Россией в Арктике, — резюмировала эксперт.
Фото: Дарья Жаравина
Сейчас также читают: Арктика как мегапроект для России: что от этого получит Мурманск — мнение эксперта