Деловой портал «Норд-ньюс» уже неоднократно обращался к проблеме пассажирских перевозок маршрутными такси. В конце февраля в Мурманске одна из компаний, работающая на этом рынке, провела протестную акцию, устроив нечто вроде забастовки на Кольском проспекте. Поводом для акции послужило недовольство итогами конкурса, проведённого мурманской администрацией в конце прошлого года. По нашей просьбе ситуацию комментируют председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Радик Сафин (фото 1) и транспортный эксперт Сергей Лата (фото 2).
Попытка оказалась удачной
Радик Сафин: «В последние годы так сложилось, что на многих городских маршрутах, наиболее востребованных мурманчанами, работали нелегальные перевозчики. От этого страдали все - и пассажиры, и законные перевозчики, и городской бюджет, не получая отчислений в виде налогов. Общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» всегда старалась привлечь внимание к этой проблеме и решить её. Для этого мы даже создали у себя департамент по транспорту, для работы в котором пригласили специалистов, хорошо знакомыми с транспортными проблемами.
Перед Новым годом в городской администрации завершился конкурс на право заключения договора о транспортном обслуживании населения по муниципальным маршрутам. Такой конкурс за последние 5 лет проводился в Мурманске только один раз. Совет депутатов города Мурманска ещё в 2009 году принял Положение об организации транспортного обслуживания, в том числе о проведении конкурса. С того момента была проведена большая подготовительная работа.
«Опора России» внесла немало предложений на этапе разработки конкурсной документации. Необходимо было учесть как интересы горожан, так и интересы легальных перевозчиков.
Проведение конкурса по идее позволит изменить сложившуюся негативную ситуацию. Право заключения договора на транспортное обслуживание населения отныне должны получать предприниматели и фирмы, обладающие всем комплексом услуг, позволяющим выпускать транспорт на линию: наличие опытных и квалифицированных водителей, диспетчерской, медицинской и механической службы.
Главное - первый конкурс состоялся. Многое надо доработать, с некоторым можно не согласиться. Но, несомненно, попытка навести порядок в сфере пассажирских перевозок, оказалась удачной. И, конечно же, проведение конкурса, в свою очередь, не должно наносить удар предприятиям, хорошо себя зарекомендовавшим в этой сфере».
Есть цивилизованный путь
Сергей Лата: «Конкурс, по мнению многих участников и специалистов, сырой, и сейчас идёт согласование графика работы, своего рода «притирка».
Если до Нового года негласно всё было урегулировано, то сейчас этот статус-кво нарушен. Ошибка устроителей конкурса заключалась в том, что нужно было проводить соревнование не по устоявшимся легальным маршрутам, а по вновь созданным. Кстати, «Опора России» предлагала такой вариант.
Перевозчики, проигравшие конкурс, пробовали обжаловать это, обращаясь в прокуратуру и суды, однако нарушений законности установлено не было. Вот тогда и была устроена эта демонстративно-показательная акция с громкими лозунгами.
Я хотел бы рассмотреть проблему несколько шире. Кстати, на мой взгляд, имеется наглядная иллюстрация того, каким образом можно цивилизованно защитить свои интересы.
Дело в том, что аналогичный конкурс в конце прошлого года провела и областная администрация, итоги которого также оказались неоднозначными.
Так, например, первый конкурс по маршруткам, работающим по «сотым» направлениям - 106-й, 125-й и т.д. - администрация области провела в марте прошлого года. Документы для его проведения, заметьте, готовились два года.
После того как прошёл конкурс, оказалось, что он действует до конца года. То есть, выходит, что три года надо готовиться для проведения конкурса сроком действия на шесть месяцев. Все перевозчики были изумлены, поскольку договор должен действовать лет на пять. Лично я был на совещании у губернатора, задавал вопрос, зачем было сделано так, но вразумительного ответа от устроителей конкурса не получил. Мол, это сделано для вашего же блага.
И вот перед новогодними праздниками состоялся новый конкурс, после оглашения итогов которого, у перевозчиков, которые работали на данных маршрутах на протяжении ряда лет возникло много вопросов к организаторам.
Некоторые вещи, например, не учитывались, есть вещи, которые вообще нарушают процессуальные вопросы, есть - нарушающие права участников.
Так, например, один из перевозчиков-конкурсантов ООО «Арктиктранс» указал в конкурсной заявке водителя, ушедшего в мир иной. Одним словом, Гоголь и его «Мертвые души» получили новое прочтение в мурманских реалиях.
В связи с этим возникает ряд вопросов. Как может в списках предприятия, получающего дотацию из областного бюджета, оказаться умерший человек? Является ли такой случай единственным? Как предполагалось проводить выплату «зарплаты» такому сотруднику и отчислять средства в виде налогов с «мертвой души»?
Организаторами конкурса применялась балльная система, которая, по идее, должна была учесть все нюансы. Однако само начисление баллов производилось комиссией на основании недостоверных данных, предоставленных многими конкурсантами. Пример с «мёртвыми душами» просто является самым ярким.
И вот здесь видно различие между «забастовщиками» и настоящими профессионалами. Компании, проигравшие на областном конкурсе, обратились в региональное министерство транспорта, аргументированно изложив свои возражения, и по ряду маршрутов итоги конкурса были пересмотрены. То есть, перевозчики, указавшие недостоверные сведения, были устранены с маршрутов. Получается, нельзя говорить о каком-то сговоре чиновников.
Свою правоту можно доказать цивилизованными методами, не прибегая к разного рода громким протестным акциям.