18 июля 2011 года президентом России Дмитрием Медведевым был подписан закон № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения», которым с 1 января 2012 года введены в действие существенные изменения налогового законодательства Российской Федерации в сфере трансфертного ценообразования. В чем их сущность? Каковы основные изменения? На эти вопросы ИА «Норд-ньюс» отвечает заместитель руководителя УФНС России по Мурманской области Елена Латина.
- Если сказать проще, внесенными изменениями Налоговый кодекс РФ дополнен новым разделом, регулирующим вопросы трансфертного (то есть внутрифирменного) ценообразования и налогового контроля в указанной сфере.
Новые правила трансфертного ценообразования долгожданны как для предпринимателей, так и для налоговых органов, поскольку существующий порядок вещей не устраивал ни ту, ни другую сторону. Это касается таких ситуаций, когда налоговые органы, проверяющие организацию, признают цену сделки нерыночной и применяют налоговые последствия (доначисление налогов, пеней, штрафов и иные меры ответственности), исходя из определяемой ими рыночной цены. Напомню, что до 1 января 2012 года правила трансфертного ценообразования регламентировались ст. 20 и ст. 40 Налогового кодекса РФ.
В России вопрос о регулировании трансфертного ценообразования стал актуален в начале 90-х годов XX века. В те годы действовали правила, согласно которым нельзя было без налоговых последствий продавать продукцию по ценам ниже себестоимости. Затем в ст. 40 Налогового кодекса РФ был закреплен другой ориентир: допускалось отклонение от рыночной стоимости в размере не более 20 процентов.
Однако, как показала практика, для регламентирования трансфертного ценообразования только положений ст. 40 Налогового кодекса РФ стало недостаточно, поскольку, применяя их, налоговые органы сталкивались с большими трудностями. Ведь с момента вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ прошло более 12 лет. Стало очевидным, что ее нормы, регламентирующие механизм контроля над ценами, устарели, их нужно было приводить в соответствие с правовыми и экономическими реалиями. Этим и обусловлено появление столь долгожданных изменений.
Трансфертное ценообразование - это реализация товаров или услуг взаимозависимыми компаниями по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. Они позволяют перераспределять общую прибыль группы компаний в пользу компаний, находящихся в государствах с более низким уровнем налогообложения. Трансфертные цены формируются под влиянием нерыночных факторов и присущи сделкам между взаимосвязанными лицами.
Двоякая природа трансфертного ценообразования предопределила и позицию государства в отношении его применения. С одной стороны, новое законодательное регулирование в сфере трансфертного ценообразования направлено на эффективное противодействие использованию трансфертных цен в сделках, совершаемых в целях уклонения от уплаты налогов и вывода капитала за рубеж. С другой стороны, новый механизм контроля за трансфертными ценами создает дополнительные гарантии защиты прав добросовестных налогоплательщиков на территории Российской Федерации, в том числе крупных холдинговых компаний.
Среди наиболее существенных новшеств в сфере трансфертного ценообразования, введенных с 1 января 2012 года, следует отметить: изменение круга контролируемых налоговыми органами сделок; изменение критериев признания лиц взаимозависимыми; а также введение нового механизма налогового регулирования - соглашения о ценообразовании.
- Какие сделки в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации являются контролируемыми? Какие сделки не являются таковыми?
- Понятие «контролируемая сделка» введено с 1 января 2012 года. Контролируемой является сделка между взаимозависимыми лицами.
Перечень контролируемых сделок установлен п. 2 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ. Особенность их в том, что такие сделки признаются контролируемыми, только если сумма совокупности сделок за год достигла определенного порога.
Помимо сделок между взаимозависимыми лицами контролируемыми признаются приравненные к ним сделки. К последним, например, относятся сделки, одной из сторон которых выступает компания, зарегистрированная в оффшоре (зона экономического благоприятствования, в том числе в сфере налогообложения); внешнеэкономические сделки по реализации нефти, нефтепродуктов, черных и цветных металлов, минеральных удобрений, драгоценных металлов и камней. При этом существует ограничение, в соответствии с которым сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.
Немаловажным новшеством является установление для налогоплательщиков обязанности по представлению в налоговые органы сведений о контролируемых сделках, совершенных ими в течение календарного года. Соответственно, установлены срок представления таких сведений и мера ответственности за неисполнение предусмотренной обязанности.
Не признаются контролируемыми сделки, перечень которых определен в п. 1 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ.
- Изменился ли порядок признания юридических и физических лиц взаимозависимыми?
- Общий подход к понятию взаимной зависимости изменился мало. Ранее зависимыми признавали лиц, отношения между которыми могли оказывать влияние на результаты их деятельности.
Сейчас перечень взаимозависимых лиц значительно расширен. Налоговый кодекс РФ содержит ряд критериев (если быть точнее, 11 критериев), на основании которых компании и физические лица могут быть признаны взаимозависимыми. Основным критерием остается доля участия, а именно, когда одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%.
Отдельно названы две ситуации, когда организации нельзя признать взаимозависимыми.
Первая ситуация - это прямое или косвенное участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Другими словами, компании, в чьих уставных капиталах есть доли, принадлежащие государству, регионам или муниципалитетам, не считаются взаимозависимыми.
Вторая ситуация - когда некие лица оказывают влияние на сделки в силу своего преимущественного положения на рынке, либо по иным причинам, обусловленным особенностями сделок. Подобное влияние не является основанием для признания взаимозависимости.
- Елена Яковлевна, что из себя представляет контроль за соблюдением плательщиками налогового законодательства в сфере трансфертного ценообразования?
- Право проверять контролируемые сделки принадлежит исключительно ФНС России, и будет осуществляться посредством проведения нового самостоятельного вида налоговых проверок - проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Территориальные инспекции не вправе проверять контролируемые сделки в рамках своих мероприятий налогового контроля (имеются в виду камеральные и выездные налоговые проверки). В этом случае инспекция может только уведомить ФНС, что налогоплательщик в проверяемый период совершил контролируемую сделку.
Основанием для проведения проверки будет являться уведомление налогоплательщика о совершении контролируемой сделки за календарный год или, как уже было указано выше, извещение налоговой инспекции в случае выявления совершенной контролируемой сделки в ходе проведения проверки. Уведомление налогоплательщик обязан направить в территориальную инспекцию не позднее 20 мая календарного года, следующего за годом, в котором совершена контролируемая сделка. После чего инспекция в течение десяти дней пересылает полученные сведения в ФНС.
Получив сведения о совершенных контролируемых сделках, ФНС имеет право их проверить в течение двух лет. Сама проверка может продлиться от 6 до 12 месяцев.
- А что грозит тем, кто не уплатит налоги в связи с несоответствием цен, применяемых при сделках с взаимозависимыми лицами рыночным ценам?
- С 2014 года в случае несоответствия цены/рентабельности рыночным ценам/рентабельности (что повлияет на занижение суммы уплаченного налога) с налогоплательщика будет взыскиваться штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога. С 2017 году данный штраф будет составлять 40 % от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 тысяч рублей.
Налогоплательщик может быть освобожден от налоговой ответственности в случае, если он представит в ФНС России документацию, обосновывающую рыночный уровень цен, либо если он заключит с ФНС России пакт о ненападении, т.е. соглашение о ценообразовании в соответствии с главой 14.6 Налогового кодекса РФ.
При этом, данное соглашение может заключить только российская организация - налогоплательщик, отнесенная к категории крупнейших в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса.
Федеральной налоговой службой разъяснен порядок заключения соглашений о ценообразовании для целей налогообложения письмом от 12.01.2012 г. № ОА-4-13/85, которое размещено на официальном Интернет-сайте службы www.nalog.ru.
- Есть ли, на ваш взгляд, в этих новшествах важность с точки зрения международного сотрудничества?
- Да, конечно. Россия ведет переговоры о вступлении в ОЭСР. Соответствие международным стандартам налогообложения является главным условием переговоров. Введенные новшества значительно приближены к международным принципам трансфертного ценообразования, в основе которых положено Руководство ОЭСР «О трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов». Это должно способствовать созданию более привлекательной бизнес-среды в России.
Ожидается, что внесенные изменения позволят упорядочить и повысить эффективность налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования, послужат совершенствованию основ определения соответствия цен, примененных в контролируемых сделках.
- Елена Яковлевна, ИА «Норд-ньюс» всегда пристально следит за тем, как контрольно-надзорные органы проверяют бизнес. Расскажите, пожалуйста, об этой важной стороне вашей работы в 2011 году - проведения налоговых проверок, например, - камеральных и выездных. Каким образом налоговые органы Мурманской области планируют свои проверки?
- Выездные налоговые проверки являются основной и наиболее эффективной формой контроля. В результате проведения выездных проверок налоговыми органами одновременно решаются несколько задач: выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах и предупреждение налоговых правонарушений.
Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, определяющая единый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, действует с 2007 года (Приказ Федеральной налоговой службы № ММ-3-06/333 от 30.05.2007).
В частности, концепцией определены критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для выездного контроля. Данный документ является общедоступным и налогоплательщики могут ознакомиться с ним на официальных сайтах Федеральной налоговой службы и УФНС России по Мурманской области.
Самостоятельная оценка налоговых рисков при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности позволяет налогоплательщику своевременно уточнить свои налоговые обязательства и избежать налоговой проверки.
- Количество налоговых проверок в 2011 году осталось на прежнем уровне или проверять стали больше? И могут ли организации что-то сделать, чтобы избежать прихода инспектора?
- Проверять наоборот стали меньше. Учитывая политику государства в плане снижения бремени налогового контроля, в том числе в отношении малого и среднего бизнеса, в 2011 году уменьшено количество выездных налоговых проверок - 91% от уровня прошлого года. Лишь 1% налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Мурманской области, охвачен выездными проверками. При этом все они были результативны. Снижение количества выездных проверок не привело к снижению эффективности выездного контроля в целом. В среднем эффективность в отчетном году составила 8,8 млн рублей при проверке организации и 680 тысяч рублей при проверке физического лица.
Налоговыми органами области усилена аналитическая составляющая в работе с налогоплательщиками - побуждение их к самостоятельному уточнению налоговых обязательств перед бюджетом. Эффективное использование возможностей информационных ресурсов регионального и федерального уровней, использование инструментов, предусмотренных налоговым законодательством, позволяет выявлять ошибки и неточности при заполнении налоговых деклараций. Так за 2011 год в ходе проводимых налоговых проверок представлено уточненных деклараций, увеличивающих размер платежа в бюджет, на общую сумму 245 миллионов рублей.
- И в завершение, каковы все-таки итоги контрольной работы налоговых органов региона?
- В 2011 году по результатам контрольной работы без учета самостоятельно уточненных обязательств в бюджеты разных уровней поступило более 1 миллиарда рублей, что составляет чуть более трети от всех доначисленных сумм.
- Спасибо за беседу.