После III Всероссийского cъезда работников рыбного хозяйства прошёл уже год. Одним из активных его организатором и участником был председатель КС «Севрыба» Вячеслав Зиланов. Решения съезда приняты с согласия всего рыбацкого сообщества, и сегодня собеседник редакции «Рыба Камчатского края» продолжает вести активную работу по практическому осуществлению этих решений. Однако, складывается впечатление, что по ряду позиций рыбацкое сообщество отброшено на 5-6 лет в прошлое. Росрыболовство переподчинили Минсельхозу, то есть понизили его уровень, усложнили процедуру принятия практических решений на федеральном уровне. Звучат обвинения в адрес руководителя отрасли Андрея Крайнего в нарушении законодательства, идут аресты федеральных чиновников Росрыболовства в регионах.
- Вячеслав Константинович, дайте оценку происходящего? Не появились ли сомнения в правильности принятых съездом решений и путях их реализации?
- Действительно, ряд важных событий, предшествующих проведению съезда, да и сама его атмосфера ушли из поля внимания аналитиков. А ведь они многое дополняют в понимании ситуации, сложившейся на сегодняшний день. Во-первых, предложение о созыве съезда блокировались рядом «радетелей за отрасль» в течение почти 2-х лет. Естественно, эти люди никуда не делись и продолжают отрицательно влиять на принятие положительных решений по реализации положений съезда. Во-вторых, участие в его работе представителей федеральных органов власти, во главе которых был первый заместитель председателя российского правительства Виктор Алексеевич Зубков, давало уверенность, что власть нас слышит и готова решать вопросы, поднятые рыбаками. Об этом Зубков прямо говорил в своём выступлении на съезде, да и в своих интервью по его результатам. В-третьих, многие участники рыбацкого совещания, рыбопромышленники в приморских регионах были уверенны, что руководство Росрыболовста, и, прежде всего, его первое лицо - Андрей Анатольевич Крайний - сумел укрепить свой авторитет в правительственных кругах и способен довести решения съезда до первых руководителей государства. И не только довести, но и активно включиться со своим аппаратом, ассоциациями, объединениями рыбаков в их реализацию. К сожалению, наши ожидания, мягко говоря, не вполне оправдались. Более того, спустя 2,5 месяца после съезда вновь назначенный председатель правительства РФ Дмитрий Медведев представил президенту Владимиру Путину структуру федеральных органов, в которой Росрыболовство в очередной, уже четвёртый раз подчинено Минсельхозу, а не правительству, как это было в последние 4 года. И сделано это было вопреки рекомендациям съезда о создании Министерства рыбного хозяйства России. Обращаю внимание, что именно тогда отрасль начала выходить из кризиса и добилась устойчивого развития, что неоднократно отмечал Владимир Путин. Ещё один факт: именно Дмитрий Медведев, будучи президентом в 2008 году, нашёл в себе мужество и внёс изменения в свой первый Указ о структуре правительства, переподчинив Росрыболовство от Минсельхоза непосредственно правительству России. И это, как показали результаты работы отрасли за последние годы, себя оправдали!
Возникает вопрос: кому и зачем понадобилось менять управление отраслью на федеральном уровне, которая и так демонстрирует положительные результаты? Полагаю, сделано это с одной целью - создать условия для «кругов», близко стоящих к вновь сформированному чиновничьему аппарату, по переделу долей-квот. Доказательств этому предостаточно: здесь и «квоты под киль», и проекты сомнительных законодательных инициатив, и предложение о создании на основе Росрыболовства фантастического Министерства возобновляемых природных ресурсов, введение вновь 100% платы за биоресурсы ресурсы «в воде» и всё возрастающее давление на «прибрежный» бизнес силовых структур разного уровня, прежде всего - ПС ФСБ РФ.
В этих условиях реализация решений съезда, мягко говоря, забуксовала. Из 30 предложений рыбаков, по моей оценке, только около 10 находятся в работе. Здесь немалая доля вины ассоциаций и объединений рыбаков всех уровней. Активность их невелика. Все заняты выживанием и чего-то выжидают.
И всё же считаю, решения съезда верны и реальны к выполнению, включая создание самостоятельного отраслевого органа на федеральном уровне. В противном случае неминуем кризис управления рыбным хозяйством, засилье непрофессиональных кадров в федеральных органах (их и сейчас с лихвой хватает) и законодательный тупик. Наступает кризис не в производстве, а в управлении отраслью, кадрах и законодательной деятельностью на федеральном уровне.
- Вы вновь упомянули про «самостоятельный отраслевой орган на федеральном уровне». Но ряд руководителей, правда их немного, считают, что правительство выполнило рекомендацию рыбаков, и сейчас отрасль приобрела министерский статус, войдя в Министерство сельского хозяйства. Разве это не так?
- Такое объяснение от лукавого. Сказав «а» (передав рыбу в Минсельхоз), правительство должно было сказать и «б». Для этого следовало переименовать Минсельхоз в Министерство сельского и рыбного хозяйства, создать соответствующие структуры в аппарате - заместитель министра, курирующий отрасль, департамент рыбного хозяйства и т.д. Пока всё это отсутствует. Отсюда неизбежная «война» чиновников Минсельхоза и Росрыболовства, которые будут гонять между собой бумаги, а дело будет стоять. Страдать же от такой деятельности придётся тем, кто занимается конкретным производством. Именно такие оказались с подачи премьер-министра между молотом и наковальней.
- Получается, что по этому вопросу надо писать «челобитную» президенту?
- Согласен, «рыбный узел» при нашей вертикали власти под силу разрубить только Владимиру Путину. Но лично я такое обращение подписывать не буду, и только по одной причине. Все последние письма рыбацкой общественности, направляемые президенту и председателю правительства, возвращаются для ответа в Росрыболовство, а последний направляет нам отписки. И винить его не за что. Они ведь сейчас не вольны в своих действиях. Сейчас эти отписки будет писать в лучшем случае Минсельхоз. Необходимо искать другие, как говорят, нестандартные пути решения рыбацких проблем, созданных самой же властью. Каких? Пока не готов к ответу. Полагаю, ассоциации и объединения тоже об этом подумают вместе с ВАРПЭ.
Что же касается предъявленных обвинений руководителю Росрыболовства Андрею Крайнему и ряду чиновников федерального уровня в приморских регионах в превышении своих полномочий и во взятках, то мне здесь пока и комментировать нечего, так как фактами не располагаю. Вместе с тем, как профессионал рыбацкого цеха со стажем, опасаюсь очередного клейма на всю отрасль. Хочется верить, что этого не произойдёт.
- В СМИ в последнее время поднимаются проблемы развития береговой рыбопереработки. Там говорится о чуть ли не принудительной поставке всей, вылавливаемой российскими рыбаками морепродукции и рыбы, для переработки на берег. Ваше отношение к таким подходам, явно спущенным в прессу заинтересованными лицами?
- Догадываюсь, чьи публикации вы имеете в виду - профессора Дальневосточного университета (ДВФУ) Михаила Терского и президента Ассоциации добытчиков минтая Германа Зверева. Что ж, каждый волен излагать свою точку зрения на решение поблеем рыбного хозяйства, даже если она не совпадает с другими. Но обращаю внимание, что все болевые точки отрасли и пути их решения определены съездом рыбаков, и сейчас всё должно быть направлено на их реализацию.
Что же касается сетований уважаемого профессора Терского (а мы с ним были в одной рабочей группе Госсовета) на отсутствии экономического анализа при управлении отраслью, то здесь, по моей оценке, присутствует явный недоучёт более трёх десятков докторских и кандидатских диссертаций, защищенных как раз по экономике в области рыбного хозяйства в последние пару лет. Добавьте сюда около полсотни публикаций на эту же тему. Кроме того, имеются экономические подразделения в рыбных вузах. Что им мешает вносить экономически обоснованные решения по развитию отрасли? Полагаю только одно: отсутствие достоверных статистически данных по различным направлениям рыбного хозяйства. В угаре рыночной растащиловки разрушили и всю систему государственной рыбохозяйственной статистики, уничтожили в своей основе отраслевой экономико-информационный институт - ВНИИЭРХ. Вместо экономики насадили какую-то биоэкономику, да еще плодят по этому тупиковому направлению ворох диссертаций. Вот здесь и надо нашей экономической науке не только караул кричать, а вносить соответствующие предложения с учётом рыночных реалий.
Что касается поставки всей рыбы на береговую переработку, формирования ценового механизма на рыбу и рыбную продукцию, объёмы потребления её в регионах и Москве, то хотелось бы узнать: кто всё это готов потреблять? Я имею в виду конечный продукт всей береговой расширяющейся в перспективе рыбопереработки. В настоящее время платежеспособность населения страны весьма низка, трудовому люду и пенсионерам рыба не по карману. А они - основные потребители на внутреннем рынке. И сколько бы ни строили холодильников, ларьков с вывеской «Океан» и транспарантами «Рыба идёт!», спрос ограничен платёжеспособностью населения, и с этим придётся считаться. Сказки о наступлении эры дешёвой рыбы, да ещё при рыночных отношениях, когда бал правит прибыль любой ценой и любыми методами, эти разговоры - просто иллюзии или пиар- компании.
Я солидарен с постулатом Михаила Терского о том, что «рынок жесток». Никакого технологического и технического управления отраслью, как отмечает профессор, и в помине нет. Все пущено на импровизацию и работу по принципу «чего изволите?». Подтверждений этому - тьма. Но в корне не разделяю подхода Михаила Терского о том, что «государство продаёт свои биологические ресурсы рыбакам путём платы за добычу ВБР. То есть налог, связанный с обеспечением охраны и воспроизводства». Вот тебе и экономика! Рыбаки и так платят все налоги, а эта так называемая «плата за ресурсы в воде» - дополнительный налог, как раз и обоснованный рядом «экономистов», обслуживающих политиков разного уровня. Бороться против этого надо, а не пропагандировать такой подход.
Ещё одно соображение выскажу с учётом моего почти 60-летнего опыта служения рыбному делу. Отечественное рыболовство продолжает базироваться на сырьевых ресурсах, выявленных в советское время. К тому же в последнее десятилетие нам помогает и природа. Большинство запасов - минтай, лососёвые, сельдевые, треска, сайра и ряд других - находятся в хорошем состоянии. Но вечно так продолжаться не может. Спад неминуем. А дополнительной сырьевой базы нет ни на Дальневосточном, ни на Северном и Западном бассейнах. Эту важнейшую работу государственного уровня никто даже не поднимает! Промразведки разбазарены, научно-исследовательский флот устарел и недостаточен для таких работ, наука в последнее пятилетие значительно недофинансируется. Вот это главнейшее направление развития отрасли и проспало руководство Росрыболовства. А ведь это государева задача, и она определена в Морской доктрине страны. Ещё чуть промедлим - и окажемся у разбитого корыта. Без устойчивой сырьевой базы ничто не поможет спасти морское рыболовство России.
- Министр сельского хозяйства Николай Фёдоров посетил Дальневосточный и Северный бассейны, встречался с рыбаками. В Мурманске он провёл круглый стол с рыбацкой общественностью. Вы принимали в нём участие и выступали. Какова ваша оценка проведенного мероприятия? Это действительно стремление министра получить срез проблем отрасли из первых рук, или же это мероприятие, как говорят, для «галочки»?
- Полагаю, что и то, и другое. Безусловно, министр Николай Фёдоров, как опытный государственный деятель и юрист по основному образованию, заинтересован в получении достоверной информации о положении дел в отрасли из первых уст - от тех, кто находится на острие производственных рыбацких процессов. И в этой связи рыбопромышленники Северного бассейна воспользовались, с учётом ограниченного регламента, возможностью донести до сведения министра все вопросы, которые мешают развитию отрасли. Они созвучны с теми, что говорили министру и на Дальнем Востоке. Особо мною было обращено внимание Николая Васильевича на значение для Северного и Западного бассейнов международного сотрудничества в области рыболовства, существующих здесь проблем и путях их решения. Высказана просьба - уделить внимание процессу реализации решений рыбацкого съезда, которые имеют определяющее значение для дальнейшего развития рыбного хозяйства страны. Полагаю, мы, северяне, услышаны министром. Посмотрим, как всё это будет реализовано в практической плоскости. Тем более что протокол круглого стола министр утвердил.