Двойные квитанции, войны управляющих организаций, многомиллионные задолженности в адрес ресурсоснабжающих предприятий - все эти потрясения многострадальной сферы ЖКХ заставляют органы власти, жильцов и поставщиков искать очередные спасительные решения. О путях выхода из, казалось бы, безвыходной ситуации рассказывает первый заместитель директора производственного отделения «Энергосбыт» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Колэнерго» Любовь Корчагина.
Одной из таких мер, направленных на повышение прозрачности коммунальных платежей, может быть организация перехода населения на оплату напрямую. Идея состоит в том, чтобы, минуя управляющие организации, платить за индивидуальное потребление непосредственно поставщику ресурсов, исключая возможность «прокрутки» или нецелевого использования средств исполнителем коммунальных услуг. Однако организовать оплату ресурса напрямую можно двумя разными способами, каждый из которых имеет свои нюансы. Чтобы не попасть впросак, жильцам следует знать, что существует два понятия: «прямые расчеты» с поставщиком ресурса и «прямые платежи» в адрес ресурсника.
«Прямые расчеты» при непосредственном способе управления
Так называемые «прямые расчеты» возникают, когда выбран непосредственный способ управления многоквартирным домом. Квитанции в этом случае выпускаются отдельно каждым из поставщиков ресурсов и, таким образом, жильцы рассчитываются с поставщиками напрямую.
Да, в этом случае потребители действительно производят оплату непосредственно, но какой ценой!
Во-первых, жильцы должны будут столкнуться со сложной бюрократической процедурой смены формы управления домом. Их ждут многочисленные общие собрания, при голосовании на которых обязательно обеспечить кворум, то есть присутствие жильцов дома или их представителей, обладающих более чем 50% голосов, что само по себе непросто.
После необходимо будет организовать избрание уполномоченного лица и оформление на него многочисленных доверенностей для юридического взаимодействия с ресурсниками и прочими организациями. Фактически это будет «человек-оркестр», на которого будут возложены функции целой организации. И вроде бы очевидный плюс заключается в том, что этот «управляющий» не потребует платы за свой титанический труд, однако надо трезво оценивать, что и спрос с этого человека не будет строгим. Ведь у жилищно-бытовых проблем нет конца и края, и их решением каждый раз придется заниматься самим жильцам. Они окажутся лишены «единого окна», то есть того исполнителя коммунальных услуг (ИКУ), который от их имени решал бы все вопросы предоставления коммунальных благ.
Кроме того, существует немало особенностей законодательства, которые делают отказ от услуг управляющих организаций невыгодным для жильцов. Так, при выборе непосредственного способа управления домом на потребителя в полном объеме ложатся расходы по оплате электроэнергии, распределяемой на общедомовые нужды (ОДН) сверх установленного норматива, что регламентируется п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. В случае если управление домом осуществляется управляющей организацией, ТСЖ или ЖСК расходы на электроэнергию, потребленную на ОДН сверх норматива, несет эта организация - исполнитель коммунальных услуг.
Также выбор непосредственного управления домом лишает собственников жилья возможности участия в федеральных и региональных государственных программах по капремонту и переселению из ветхого и аварийного жилья. А в части электроснабжения - это, как минимум неизбежные расходы по замене электропроводки, ремонту электро-сетевого оборудования.
Ну и наконец, при наличии в доме исполнителя коммунальных услуг выпуск платежных документов в соответствии с законодательством находится в зоне его ответственности, а значит, у компании-исполнителя в бюджет должны быть заложены средства на печать и доставку квитанций. Однако управляющие организации лозунгом «Даешь переход на «прямые расчеты» зачастую маскируют свое желание снизить операционные затраты на выпуск платежных документов, предпочитая переложить бремя этой ответственности на ресурсоснабжающие организации.
Оптимальный «прямой платеж»
Неужели, чтобы организовать платежи поставщикам услуг и быть уверенными в том, что деньги поступают непосредственно адресату, жильцам нужно углубляться в коммунальные дебри и отказываться от ряда привилегий, которыми пользуются жильцы домов, находящихся на обслуживании управляющих организаций, ТСЖ или ЖСК? Нет, переход на непосредственный способ управления с его многочисленными сложностями - не единственный способ организовать оплату непосредственно поставщику!
Жилищный кодекс РФ, а именно пункт 7.1 статьи 155, предусматривает наиболее сбалансированный вариант оплаты коммунальных услуг напрямую. Согласно ЖК РФ, жильцы имеют право вносить плату в адрес ресурсоснабжающих организаций, приняв такое решение на общем собрании собственников. В этом случае возникает такой способ расчетов как «прямые платежи».
Рассмотрим «прямые платежи» на примере электроснабжения. Суть их заключается в том, что дом по-прежнему обслуживается исполнителем, который отвечает за выпуск квитанций, но в платежных документах в графе «Расчетный счет» указывается расчетный счет поставщика электроэнергии, и деньги за поквартирное потребление электроэнергии попадают ему на счет напрямую, т.е. минуя управляющие организации, ТСЖ или ЖСК.
Итак, чтобы организовать оплату электроэнергии непосредственно гарантирующему поставщику, жильцам нужно на общем собрании принять решение о переходе на такой способ расчетов, определить дату перехода и передать протокол собрания исполнителю, который совместно с гарантирующим поставщиком электроэнергии урегулирует порядок взаимодействия и внесет соответствующие изменения в договор энергоснабжения. После этого ИКУ организует выпуск таких платежных документов, которые обеспечат исполнение решения общего собрания жильцов о перечислении денежных средств за потребленную электроэнергию напрямую гарантирующему поставщику. Важно отметить, что обязанность рассчитывать плату за коммунальные услуги возложена на исполнителя независимо от того, кто является получателем тех или иных составляющих платы за электроэнергию, это регламентировано Правилами предоставления коммунальных услуг.
Что касается оплаты электроэнергии на общедомовые нужды, то закон предписывает населению в любом случае направлять эти средства в адрес ИКУ. Однако очевидным плюсом этого условия является то, что объем электроэнергии, выходящий за рамки установленного норматива потребления электроэнергии на ОДН, управляющая организация, ТСЖ или ЖСК оплачивают из собственных средств. По мнению законотворцев, эта мера должна стимулировать внедрение исполнителями энергосберегающих технологий в зоне своего обслуживания.