Тоска по универсальному «решению-всех-проблем-быстро-и-дешево» у россиян замечательно выражена в сказках и народных преданиях. Р-р-раз! и уже Иванушка-дурачок стал обладателем половины царства, а хрустальный мост сверкает за окошком, и летучий корабль уже на всех парусах. Ну а у предпринимателей мечта о палочке-выручалочке или сказочном джинне - это не просто фантазия, это страстное желание, с которым они не всегда даже в силах справиться.
Наличие компьютера, естественно, давно не роскошь. Смотрит наш дорогой предприниматель на своих сотрудников, потом на компьютер, потом снова на сотрудников, и приходит к выводу: надо скрестить первое и второе. Ну а как иначе? Каждый же день умные ребята в новостях, в интернете пишут, говорят и показывают, что «21 век, дяденька, на дворе, и пора прям вот автоматизироваться по полной программе, иначе бизнесу - конец». Где-то на пятом круге таких размышлений владелец бизнеса начинает понимать, что автоматизация есть лекарство от бардака, в котором он погряз. Ну правда: придут умные ребята, поставят программу, и всё! Это как уборку на дом заказать: пришли, навели порядок, ушли, а ты весь в белом и на диване.
Основатель известной в России консалтинговой компании отметил, что в росте популярности информационных технологий в мире и России есть немножко и от шоу-бизнеса. Волна повсеместной информатизации с 90-х годов стала захватывать Северную Америку, затем Европу, и сейчас эта мода дошла и до нас. А как тут устоять, когда в рекламировании информационных технологий участвуют и известнейшие банкиры, и голливудские звезды, а истории успеха ложатся в основу блокбастеров?
Критерием истины все-таки является практика, и вот вопрос: всегда ли технологии на практике хороши? В США неудачное внедрение системы взаимоотношения с клиентами в четвертой по размеру розничной сети в стране обанкротило ее, а неудачное обновление биллинговой системы азиатской телекоммуникационной компании привело к потере половины абонентов. Вот это уже не палочка-выручалочка, а топор беспристрастного палача.
«Нельзя автоматизировать хаос» - мантра, которую повторяют айтишники. «Хочу избавится от бардака, и чтоб одна кнопка была, которую нажал, и все работает» - полный вариант технического задания от владельцев бизнеса. Где золотая середина? А нет её. В одной из серий популярного мультфильма «Симпсоны» Мардж Симпсон устроила перед приходом клининговой компании генеральную уборку, чтобы не подумали, что она плохая хозяйка. К сожалению, дорогие предприниматели и управляющие бизнесом, вам уготована роль этой замечательной героини мультфильма: придется наводить порядок.
Если вы не знаете, как ведется учет клиентов, как выставляются счета, как контролируется порядок оплаты, как менеджеры обслуживают заказы, то бардак-то вовсе не от отсутствия «самой-крутой-и-продвинутой-системы». И далеко не всегда наведение порядка и автоматизация сопряжены с большими затратами.
Знаете такую шутку, что американцы потратили миллиарды долларов на разработку шариковой ручки, которая пишет в космосе, а русские в космосе пользуются карандашом. В этой работе по избавлению от хаоса понадобятся и смекалка, и интуиция, и самое главное - здравый смысл, ведь они сэкономят массу времени и денег.
Машина никогда не заменит человека, она сможет только ему помочь в тех делах, которые мы называем рутиной. А когда «электричество кончилось», как сказал герой Савелия Крамарова, что с грудой машин делать?
На прошлой неделе я обратился в один известный в Мурманске магазин, и именно в тот день у них не работала вся компьютерная сеть. Когда очень дружелюбно менеджер на бумаге принял мой заказ, записал контакты, а наутро перезвонил с радостным голосом «Все готово, можете забирать», я понял, что у них нет бардака, и вовсе не потому, что есть некая волшебная «информационная палочка-выручалочка». А просто потому, что они хотят, чтобы я снова был их клиентом. И я им буду.
Алексей Савинцев
руководитель конгрессно-выставочной компании «МурманЭКСПОцентр»
Рисунок Алены Галишниковой
Как ты яхту назовешь, или к вопросу о социальном
Впихнуть невпихуемое, или «Все обо всем» за 3 секунды
Я сам обманываться рад, или о вреде скидок