Последние лет семь-десять не выходит из моды говорить про малый бизнес. Средний всегда по умолчанию включается в эту же группу, хотя звучит это странновато: средний бизнес уже давно воспринимается как крупный. Каждый портал, посвященный поддержке бизнеса, непременно содержит вкладку, причем в числе самых ярких и заметных, о поддержке начинающих предпринимателей.
В высказываниях разного рода экспертов, чиновников и представителей общественных организаций предпринимателей словно мантра звучит утверждение, что наиболее действенным методом станет предоставление массы привилегий для тех, кто впервые решится открыть свой бизнес. Тут предлагается и освобождение от части налогов, и льготы по обязательным платежам, и даже безвозмездные гранты, и бесплатные помещения, и освобождение от проверок, и масса всего для тех граждан, кто впервые (!) пробует себя в коммерции. Ну а ежели вдруг ты, дорогой россиянин, уже был когда-то индивидуальным предпринимателем или учредителем компании, то фига тебе с маслом, а может и без масла.
Я, честно говоря, против такого рода новаций в предпринимательском законодательстве и практике. Потому что это нечестно. И поводов и причин считать это несправедливым у меня хватает.
Первое. А чем, собственно, вновь открывающиеся лучше уже действующих? То есть, если ты прошел горнило, открывая, например, маленькое кафе, платил и платишь все налоги и массу других платежей, ты все равно не так хорош, как твой сосед, открывший кафе на той же линии, но освобожденный от твоей головной боли.
Второе напрямую вытекает из первого. А с чего новичкам выдается сразу конкурентное преимущество? Себестоимость товаров или услуг новичка сразу ниже, следовательно, он более конкурентоспособен. Российское же законодательство недвусмысленно в ФЗ «О защите конкуренции» запрещает создавать такие дискриминационные условия, ведь целями этого закона являются «обеспечение единства экономического пространства, ... защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков».
Третье. Мировая практика неумолима: первый год осуществления предпринимательской деятельности уносит с рынка почти 70% новичков, а иногда и больше. Рынок жесток: нет системы зарабатывания денег - нет бизнеса. Причем эти данные вовсе не секрет ни для кого. И причины сворачивания коммерческой деятельности зачастую связаны именно с личностью и активностью самого начинающего предпринимателя: неопытностью, пренебрежением точными расчетами, неправильным планированием или вообще отсутствием такового, неадекватная оценка своих способностей, полезности и востребованности производимого продукта или услуг. Ведь для получения водительских прав необходимо сдавать экзамен на знание основ вождения, а для получения свидетельства на предпринимательскую деятельность - только желание, и совершенно не важно, что неудача такого коммерсанта может разрушить благополучие его самого, его семьи и его работников. В общем, ни слова о рисках. Не спугните.
Истории проб на поприще частно-предпринимательской инициативы нечасто блещут позитивом. Гораздо чаще это рассказы про взятые кредиты, исполнительные листы и так далее.
Я придерживаюсь того мнения, что бизнес, созданный «на костылях», имеет такие же точно шансы на жизнеспособность, как и любой другой. Проще говоря, вне зависимости от поддержки он может рухнуть, а может и взлететь. Вы знаете, дорогие читатели, опытные предприниматели с одной стороны посмеиваются над этими новациями в части поддержки: они уже прошли испытания, они знают, что им нет конца. Но с другой стороны, думаю, они чувствуют то же самое, что и жена, супруг которой засматривается на молоденьких девушек.
Ну и еще одна зарисовка для закрепления образа. Представьте себе теплицу, в которой внимание уделяется только новеньким, еще совершенно неизвестным семенам - и лучшая прикормка, и полив, и освещение, а многолетним, урожайным, самым плодоносящим растениям, которые позволяют этой теплице существовать, - в лучшем случае полив разок, грубая прополка, да еще и работники обдерут до неузнаваемости. Вряд ли ждет успех эту теплицу, да?
А одинаково комфортные для каждого сорта, пусть с учетом особенностей каждого растения, дадут результат такой, какой вызывает зависть при взгляде на теплицы разных стран мира, что привыкли называть развитыми.
Алексей Савинцев
руководитель конгрессно-выставочной компании «МурманЭКСПОцентр»
Рисунок Алены Галишниковой
Пророк в Отечестве, или Россия глазами шведа
О предпринимателе бедном замолвите слово
Автоматизация не панацея, или палочкой-выручалочкой по голове
Как ты яхту назовешь, или к вопросу о социальном
Впихнуть невпихуемое, или «Все обо всем» за 3 секунды
Я сам обманываться рад, или о вреде скидок