В 1987 году режиссер Сергей Соловьев снимал фильм «Асса». Деньги, выделенные на съемки, закончились, а предстояло снять финальную массовую сцену - Виктор Цой поет в «Зеленом театре» песню «Мы ждем перемен». Денег не было совсем, а массовке надо было платить. Когда новые знакомцы Сергея Александровича - рок-музыканты и их друзья узнали, в чем проблема, сказали режиссеру, чтобы не печалился - люди будут. Ни интернета, ни мобильных тогда не было и в помине. По Москве просто был пущен слух, что такого-то числа, в такое-то время в «Зеленом театре» будет бесплатно петь Виктор Цой. Пришло 10 тысяч человек.
Времена поменялись. У каждого в кармане мобильный телефон. Есть интернет, социальные сети. Казалось бы, собрать, ну, хотя бы тысячу человек очень просто. Тут позвонил, там написал - люди и придут. Видимо такой логикой, в последнее время пользовались устроители массовых митингов и демонстраций протеста - пропагандисты областных отделений Коммунистической и Либерально-демократической партий и активисты нашего местного ЛГБТ-сообщества.
Надо сказать, что интересы политических и сексуальных меньшинств удивительным образом совпали: бедная жизнь большинства из нас, проблемы ЖКХ и подорожание проезда в общественном транспорте. Какое привлекательное меню! Прямо как в том анекдоте: «Девушка, что пить будете: водку, коньяк, спирт? - Ах, право и не знаю - все такое вкусное». В том смысле, что сходить можно было на любое из предложенных мероприятий, а то и на все три. Тем более, что ни по времени, ни по дате они не совпадали.
Именно привлекательность меню, возможно и сыграло злую шутку с устроителями акций протеста. Они пошли официальным путем - подали заявки на проведение в администрацию Мурманска, указав примерное количество участников - на разные мероприятия разные, но от 300 до 1000 человек. В итоге секс-меньшинствам протестовать запретили. И наверняка не потому, что испугались тысячи гомосексуалистов и лесбиянок пол лозунгами «Даешь бесплатный проезд!», а потому, что они собирались на целый час остановить движение транспорта на проспекте Ленина, поскольку демонстрировать собирались на проезжей части. Коммунистам и либерал-демократам митинги в нашем местном «Гайд-парке» - в сквере, где памятник «Жертвам интервенции» - разрешили. Один на 300 человек, второй все на ту же пресловутую тысячу. И оба состоялись, правда, народу пришло в 25 раз меньше, чем было первоначально дерзко запланировано.
Попытаюсь ответить на вопрос: почему? Почему явка оказалась катастрофической для устроителей? На мой взгляд, потому, что делом этим занимались партийные пропагандисты, которые допустили самую главную ошибку всех пропагандистов. А именно, когда собственное мнение пропагандиста выдается за мнение «широких народных масс». Массы повели себя совершенно иначе. А почему? А не знаю! Может быть потому, что «сарафанное радио» не сработало, может быть всем на все наплевать, а может быть «широкие народные массы» гораздо раньше партийных пропагандистов поняли, что булыжник уже не оружие пролетариата, что митинг протеста вовсе не то, что нужно для того, чтобы привлечь к себе внимание. И потом, ведь есть интернет, а значит, письмо президенту России можно написать, не слезая с дивана. А еще я уверен, что на спор могу собрать в одном месте в одно и то же время сто человек - это гораздо больше, чем побывало на обоих партийных митингах. А почему придут? А потому, что это будут мои друзья, приятели, хорошие знакомые. И потому, что я их просто об этом попрошу.
Рисунок Алены Галишниковой
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Я ВСЕ ЕЩЕ УМЕЮ ЧИТАТЬ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. МОГУ, НО НЕ ХОЧУ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ЛЕНИН? ТУТ И СЕЛ СТАРИК...
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ОЛИМП – ЭТО ГОРА, А ПАРНАС?
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. А СНЕГ ИДЕТ, А СНЕГ ИДЕТ...
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ОДИН ИЗ НАС СУМАСШЕДШИЙ. И Я ДОГАДЫВАЮСЬ, КТО...
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ТРЕТЬИМ БУДЕШЬ?
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ЧЕМ БЫ ДИТЯ НЕ ТЕШИЛОСЬ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. КТО МАТЕРИ-ИСТОРИИ БОЛЕЕ ЦЕНЕН?
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. КОРОТЕНЬКИЕ МЫСЛИ МАЛЕНЬКОГО МАЛЬЧИКА
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. РЕМИНИСЦЕНЦИИ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. КТО НАПИСАЛ «МУМУ»?