Через неделю с небольшим в России будет отмечаться День российского предпринимательства. Мы уже рассуждали с вами, что очень бы важно было говорить о перспективах, чем о проблемах. Но разве главное в том, о чем говорить? Есть мнение: не так важно, что ты сказал, но важно, что услышали, если, конечно, слушали. Я хочу привести слова из статьи Валерия Фадеева, опубликованной в журнале «Эксперт», и привести их дословно:
«предприниматели - пытаются повлиять на ход хозяйственных дел, хотя бы высказать свои соображения, надеясь быть услышанными, их ждет холодный прием. Они сталкиваются с высокомерием носителей «истинного» знания».
«Счастье - это когда тебя понимают», помните знаменитое? Предполагаю, по этой формуле мало кого из предпринимателей можно назвать счастливым. Ставшее расхожим утверждение, что предпринимательское сообщество России живет ожиданием лучшего, неверно. Предпринимательское сообщество живет в ожидании страшного. Сложилась парадоксальная ситуация, когда инициативы по улучшению положения касаются единиц, а по ухудшению - всех без исключения. И голоса экспертов, специалистов остаются в стороне от процесса принятия решения.
Нормой становится соседство полярных мнений, не мешающее принимать законопроекты в «сыром» виде. Любой человек, занимающийся частным бизнесом или руководящий предприятием любой формы собственности знает, что если «в России предложили ввести штрафы для работодателей за «демпинговые» зарплаты, если они на 20 процентов ниже средней по региону в данной отрасли», а такой эксперт, как Евсей Гурвич говорит, что «надо ... устранять избыточное давление на бизнес, укреплять гарантии собственности, снижать фискальную нагрузку, делать невыгодным использование труда нелегальных мигрантов», то все равно введут штрафы.
Почему он знает об этом? Он просто видит те бумаги, которые ему приходится заполнять, на которые давать пояснения, по которым платить. И их нисколько не становится меньше, но в разы больше. Например, в 2017 году, субъекты бизнеса, нанимающие работников должны подавать 25 отчётов в год (12 СЗВ-М, 4 6-НДФЛ, 4 ЕССС, 4 4-ФСС, 1 2-НДФЛ, 1 СЗВ-Стаж, 1 СЗВ-Исх), а для сравнения в 2016 году 21 отчет (8 СЗВ-М, 4 6-НДФЛ, 4 РСВ-1, 4 4-ФСС, 1 2-НДФЛ), в 2015 году - 9 отчетов (4 РСВ-1, 4 4-ФСС, 1 2-НДФЛ). То есть за два последних года количество отчетов выросло в 2,33 раза!
И еще один пример для иллюстрации. Мораторий на повышение налогов обернулся игрой словами: сбор, платеж, штраф, в общем, все что угодно, только не с названием «налог». Формально - все верно, и мало кто может упрекнуть законодателя или исполнительную власть в нарушении обещания, но действительность-то говорит об обратном:
«... Госдума, Совет Федерации и Счетная палата ... предлагают ввести налог с продаж, не уточняя, впрочем, его конкретных параметров. ...
Замминистра финансов Илья Трунин называл налог с продаж «вчерашним днем». В то же время, по его словам, власти обсуждали введение торгового сбора, который можно было бы привязать к показателям выручки». Торговый сбор - не налог, его можно обсуждать.
Играть словами весьма увлекательно, если за этой игрой не стоят миллионные трудовые коллективы, благополучие и уверенность в завтрашнем дне каждого гражданина. Я не случайно выделил в начале статьи словосочетание «истинного знания», потому что оно указывает на самое главное - на сакрализацию процесса принятия решений.
Туманные обещания, расплывчатые формулировки, обтекаемые ориентиры - именно так последние десять лет формируются планы развития на долгосрочную перспективу. А в краткосрочной - принимаются совершенно противоположные по духу и содержанию нормативные акты, которые к тому же и вступают в силу «задним числом». Эти нормы, подчас не имеющие объяснения и рациональной обоснованности, создаются в форме откровения. Думаете, дорогой читатель, такое «откровение» может быть предметом для обсуждения?
И вместе с тем, дорогие предприниматели, в преддверии нашего с вами праздника я словами героя Айн Рэнд Джона Галта хочу пожелать нам с вами умения объединяться во имя решения общих задач, не уставать делиться соображениями и мыслями, ведь «надо непременно объясниться перед теми, кого это волнует и кто стремится понять и узнать».
Алексей Савинцев
руководитель конгрессно-выставочной компании «МурманЭКСПОцентр»
Рисунок Алены Галишниковой
Пророк в Отечестве, или Россия глазами шведа
О предпринимателе бедном замолвите слово
Автоматизация не панацея, или палочкой-выручалочкой по голове
Как ты яхту назовешь, или к вопросу о социальном
Впихнуть невпихуемое, или «Все обо всем» за 3 секунды
Я сам обманываться рад, или о вреде скидок