В четверг некоторые областные СМИ сообщили, что в скором времени областное правительство покинет министр рыбного и сельского хозяйства Андрей Иванов. Недовольство работой Андрея Степановича якобы вызвано тем, что он не смог предложить ничего по улучшению ситуации в рыбной отрасли. Сегодня я предложу меры по улучшению ситуации в рыбной промышленности, но министром рыбного и сельского хозяйства я становиться не собираюсь.
В Мурманске снова на повестке дня вопрос о создании рыбного рынка. В отличие от остальных инициатив врио губернатора Андрея Чибиса, имеющих, так сказать, долгосрочную перспективу, на создание в Мурманске рыбного рынка отведено всего три месяца. Главное, на этом рынке рыба должна продаваться на 30% дешевле, чем средняя цена на нее в торговых сетях.
В четверг мы на «Большом радио» в программе «Послевкусие» обсуждали эту совсем не новую тему. Причем моя соведущая Александра Ретунская радовалась тому, что в Мурманске наконец-то появится рыбный рынок, а я источал пессимизм и говорил, что ничего не получится.
Как я понял, врио губернатора назначил ответственными за эту работу вице-губернатора Ольгу Кузнецову и министра Дмитрия Филиппова. И Ольга Кузнецова и Дмитрий Филиппов на тех должностях, которые сегодня занимают, недавно. Возможно, они не в курсе, сколько времени витает в воздухе неосуществимая, на мой взгляд, идея о создании в городе рыбного рынка.
А витает она уже больше десяти лет. И инициатива первоначально исходила как раз от правительства Мурманской области. Было это в те времена, когда рыбное хозяйство еще не доросло до министерства, а имело всего-навсего областной комитет рыбохозяйственного комплекса. Вот в недрах этого комитета и родилась идея. И не просто идея, а идея с цифрами, объемами, выкладками, привязкой рынка к местности и даже с эскизами. Представители комитета приходили в Баренцево-Беломорское территориальное управление Росрыболовства, встретили там полное понимание, потому что тогдашний руководитель Росрыболовства Андрей Крайний был обуреваем мечтой о воссоздании во всей стране сети специализированных магазинов «Океан» и считал рыбный рынок в Мурманске первой ласточкой. Что характерно, и тогда все были «за», и федеральная и региональная власть, и прибрежники, которые, конечно, не говорили подобно Архимеду «дайте мне точку опоры, и я переверну мир», но уж во всяком случае, уверяли, что они завалят город охлажденной треской. Между нами говоря, прибрежная квота в 20000 тонн трески в год с лихвой покрыла бы потребности в этой отличной рыбе не только Мурманска, но и всей области. И ничего не получилось. На местном уровне не получилось открыть рыбный рынок, на федеральном не получилось опутать Россию сетью специализированных рыбных магазинов «Океан».
Теперь перехожу к изложению своего видения, почему не получилось. А не получилось потому, что пока никто ни на федеральном, ни на местном уровне не смог ответить на вопрос о том, а зачем России вообще нужна рыбная отрасль. Я не идеализирую времена Советского Союза, но тогда задачи перед рыбной промышленностью стояли совершенно конкретные. И что характерно, главная из них была наполнить свой, внутренний рынок своей же дешевой рыбной продукцией. То есть, полностью удовлетворить потребности населения в дешевой и качественной рыбной продукции. Задача вторая: обеспечить работой своих рыбаков, портовиков, судоремонтников и рыбопереработчиков. Задача третья: люди должны хорошо жить на побережье великой морской державы. И жить веками. В том, что мы великая морская держава, никто не сомневается. 13 морей трех океанов с разных сторон омывают Россию! И, наконец, четвертая задача: эффективно осваивать водные биологические ресурсы, а их избыток продавать за границу.
Из всего вышеперечисленного становится ясно, почему никто из начальников сегодня не может ответить на вопрос, зачем нам нужна рыбная отрасль. Задачи накормить людей дешевой и качественной рыбой не стоит. Задачи обеспечить работой своих портовиков, судоремонтников и рыбопереработчиков не стоит. О том, что люди, веками живущие на берегу моря, должны жить хорошо, Правительство даже и думать забыло. Остается только подкорректированная четвертая задача. Сегодня она звучит так: выловить как можно больше и все продать за границу. Сомневаюсь, что написанный мной только что абзац рискнет вслух произнести какой-нибудь министр или вице-премьер. Разве что только если он сошел с ума. Но ведь, тем не менее, есть уже сформулированная вслух задача удвоить валютную выручку от продажи рыбы к 2024 году. То есть с четырех до восьми миллиардов долларов. Продавать рыбу вдвое дороже мы не сможем. Произвольно увеличить собственную квоту на «валютоемкие» виды тоже невозможно. Единственный путь - все на продажу.
Отсюда неутешительный вывод: построить капитализм в одном отдельно взятом российском регионе невозможно. Не с того начинать надо. Надо менять федеральное законодательство (у нашей областной Думы есть право законодательной инициативы), надо получить от Правительства России четкий ответ на вопрос: зачем России рыбная отрасль? Пусть ответят четко и ясно. Одним словом, надо работать, а не отчитываться. Работать, а не бояться.
А у нас начинают не с той стороны. Да еще и времени намерили до августа. На один раз с рыбаками можно договориться. Открыть рынок 31 августа, а что дальше?
Хочу еще вот что сказать ностальгирующим по временам, когда в мурманском рыбном порту траулеры стояли в три-четыре борта в ожидании выгрузки. Эти времена прошли. Совсем и навсегда. На Северном бассейне уже много лет стабильно вылавливается один миллион тонн рыбы в год. Иногда чуть больше, иногда чуть меньше. Для того, чтобы выловить эти объемы, сегодня потребуется всего 30 современных супертраулеров. Всего тридцать!
А еще хочется спросить Ольгу Кузнецову и Дмитрия Филиппова. Друзья, а если бы вы занимали такие же должности в Тюменской области, и новый врио губернатора поручил бы вам снизить за три месяца цены на бензин (нефть же добывают, а цены на бензин такие же, как и по всей стране), то вы бы тоже бросились выполнять поручение?
Я считаю, что идея с созданием в Мурманске стабильно и круглогодично работающего рыбного рынка сегодня неосуществима. Ничего не получится. Или вы искренне считаете, что до вас ее проталкивали круглые дураки?
Мне хочется ошибиться. Ведь я северянин. Здесь родился, вырос, учился, работаю, здесь, по-видимому, и умру. Но сегодня никаких предпосылок к тому, чтобы рыбный рынок появился, я не вижу.
Фотография Татьяны Кудряшовой
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. НАША ВЕРТИКАЛЬ САМАЯ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ВЕРТИКАЛЬ В МИРЕ!
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. МНЕ НАДО ПОСОВЕТОВАТЬСЯ С ШЕФОМ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. СЛИШКОМ ХОРОШО - ТОЖЕ НЕХОРОШО
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Я НЕ ПРО КРАБОВ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. МАКСИМ БЕЛОВ. ДВАЖДЫ ДВА - НЕ ВСЕГДА ЧЕТЫРЕ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ЛДПР. ПРИХОДИТЕ ЗАВТРА
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ТЫ УШЛА КАК СУБМАРИНА
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ МОЖЕТ ИНТЕРНЕТ?
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. МЫ САМИ ЗНАЕМ, ГДЕ У НАС ЧЕГО
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. НЕПРАВИЛЬНЫЕ РЫБАКИ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ПРЕСТИДИЖИТАТОРЫ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. НЕ ОГОРЧАЙТЕСЬ, ВСЕ БУДЕТ ЕЩЕ ХУЖЕ