Тема системного кризиса в энергоснабжении сферы ЖКХ в нашем регионе, освещаемая в рамках нашей постоянной рубрики по вопросам энергетики, продолжает оставаться актуальной. Кризис начался не вчера и даже не позавчера, просто сегодня он достиг таких масштабов, которых нельзя не замечать, даже если очень стараться.
Между тем уже более двух месяцев миновало с тех пор, как в области начался очередной отопительный сезон. Предприятия тепло- и водоснабжения работают с полной нагрузкой, а значит, с нарастающей интенсивностью потребляют электроэнергию и топливо, все так же не расплачиваясь при этом с поставщиками в силу объективных и субъективных причин. Одним словом, все как всегда. Мы продолжаем уверенно сползать в пропасть неплатежей, занимая первые строчки в печальных рейтингах самых
неблагополучных в этом отношении регионов страны.
Кто виноват в этой ситуации и, самое главное, что делать - вот вопросы, на которые хотят получить честные ответы думающие читатели. Можно, конечно, делать вид, что это не касается нас, простых обывателей, жителей Мурманской области, что это дело поставщиков энергоресурсов и властей, но умный читатель хорошо понимает: в конечном счете эти проблемы, не решаемые в регионе годами и десятилетиями, становятся нашими проблемами, прямо влияющими на условия нашей жизни в этом и так достаточно суровом краю.
Сегодня на наши «неудобные» вопросы отвечает человек, возглавляющий энергетику и ЖКХ региона, от управленческих решений которого в немалой степени зависит создание благоприятных, юридически четких и прозрачных условий для работы субъектов отрасли в нашем регионе. В свою очередь, именно эти условия и являются необходимыми для решения существующих глобальных проблем в отрасли. Для этого у нас, очевидно, и создано полтора года назад специальное Министерство энергетики и ЖКХ в правительстве области. Оно объединило в своем составе различные подразделения, существовавшие в региональном правительстве ранее. Возглавил министерство опытный хозяйственник Геннадий Микичура.
- Геннадий Иванович, по сообщениям СМИ и утверждениям некоторых экспертов, наша область - лидер по долгам в энергоснабжении и ЖКХ в России. Называются цифры в 5,7 миллиарда рублей, 6 миллиардов, 8. Сколько же на самом деле и из чего эта цифра складывается? И почему именно мы держим такую печальную пальму первенства?
- По данным статистики, задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги на 1 января 2009 года составляла 4 миллиарда 715 миллионов рублей, на 1 января 2010 года - 5 миллиардов 724 миллиона рублей, а на 1 июля 2010 года - 4 миллиарда 965 миллионов рублей.
Из чего складывается эта цифра? В ЖКХ в этом году собираемость платежей населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги на уровне чуть более 90% (за 10 месяцев 2010 года - 90,4%). Это означает, что при таком уровне платежей каждый год тепло-, электро-, водоснабжающие организации более чем месяц не получают оплаты за предоставленные услуги, то есть не получают средств на оплату поставленных энергоресурсов (топлива, электроэнергии), на выплату заработной платы своим работникам, выплату налогов, на поддержание своих предприятий в надлежащем техническом состоянии.
При сложившемся уровне платежей населения накопленные долги формируются примерно за 4 года, так как при 90-процентной оплате населением жилищно-коммунальных услуг ресурсоснабжающие организации области ежемесячно недополучают 80 - 100 миллионов рублей.
Для снижения задолженности в муниципальных образованиях области в этом году подготовлены планы и программы по обеспечению собираемости платежей и снижению задолженности. Во всех муниципальных образованиях созданы межведомственные комиссии с участием местных органов власти, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и правоохранительных органов, которые организуют, координируют и контролируют работу в этом направлении и еженедельно отчитываются о проводимой работе перед Мин-энерго и ЖКХ.
В результате проводимой муниципалитетами работы в течение года приостановлено или ограничено предоставление коммунальных услуг 5637 неплательщикам. До конца года ввести ограничения планируется еще 1627 неплательщикам. На 12687 злостных неплательщиков направлены обращения в суд о взыскании задолженности. До конца года еще 4441 неплательщик получит повестку в суд. По оценкам муниципалитетов, это позволит им не только не наращивать задолженность до конца года, но и снизить ее более чем на 138 миллионов рублей.
Кроме долгов населения у ресурсоснабжающих организаций, особенно у теплоснабжающих, использующих мазутные и электрические котлы, накапливаются убытки, связанные с тем, что эти компании работают на регулируемом рынке (тарифы для них устанавливает государство), а ресурсы для них покупаются на нерегулируемом. При этом долги у предприятий появляются, если тариф на тепло им устанавливается ниже экономически обоснованного тарифа и если фактическая цена ресурсов оказывается выше установленных в тарифе, как это происходит с ценами на мазут и на электроэнергию для предприятий.
Самые большие потери из-за этого несут мазутные котельные. Только из-за разницы цен на мазут в тарифе и фактической его цены теплоснабжающие предприятия, по нашим оценкам, понесут потери около 2,661 миллиарда рублей.
- Признаете ли Вы, что в энергоснабжении и ЖКХ области имеется системный кризис? Что предприняло министерство за время работы под Вашим руководством, для того чтобы исправить положение во вверенных Вам отраслях экономики региона?
- Электроэнергетический комплекс, равно как и жилищно-коммунальный комплекс Мурманской области, находится в настоящее время в сложном, но не критическом состоянии.
Субъектами электроэнергетики региона ведется целенаправленная работа по модернизации электрооборудования, предприятия жилищно-коммунального комплекса, испытывая (и мы это признаем) значительные трудности в привлечении денежных средств, также осуществляют комплексные мероприятия по недопущению возникновения технологических нарушений и обеспечению надежного снабжения потребителей необходимыми видами ресурсов.
При наличии системного, как вы его называете, кризиса невозможным была бы ведущаяся реализация крупнейших проектов, таких, например, как Штокмановское газоконденсатное месторождение, Мурманский транспортный узел, разработка горнорудных месторождений.
Проблемы в отрасли есть, но они были, есть и будут в любой динамически развивающейся отрасли. Исключением не является и электроэнергетика. Здесь на первый план выходит необходимость оперативного принятия решений в условиях сложных рыночных механизмов, в которых до настоящего времени ведется становление новой модели функционирования электроэнергетического комплекса Российской Федерации. Данная задача, на наш взгляд, успешно решается правительством Мурманской области, в том числе и в лице Министерства энергетики и ЖКХ Мурманской области.
В настоящее время в целях модернизации энергетического оборудования, повышения надежности энергоснабжения потребителей и проведения единой технической политики в электросетевом комплексе региона при непосредственном участии правительства Мурманской области ведется работа по формированию объединенной электросетевой компании Мурманской области, что позволит объединить разрозненные усилия и накопленный профессиональный опыт для его применения в развитии энергетического комплекса региона.
В то же время необходимо отметить, что непростая ситуация складывается с деятельностью теплоснабжающих предприятий региона, использующих электрическую энергию для выработки тепловой энергии и ГВС.
Тяжелое финансовое состояние предприятий, имеющих на своем балансе электрические котельные, вызвано не только установленными ниже экономически обоснованного уровня тарифами на тепловую энергию, но также накопленными долгами предыдущих периодов, неплатежами населения, неэффективным использованием установленных мощностей котельных и либерализацией рынка электроэнергии. При этом следует отметить, что объемы электроэнергии, расходуемые на производство тепловой энергии на электрических котельных, существенно превосходят нормативные уровни.
Собранные с населения денежные средства не всегда распределяются в зависимости от объемов оказанных услуг поставщиками ресурсов.
Для нормализации ситуации и бесперебойного обеспечения потребителей тепловой энергией от электрических котельных Минэнерго и ЖКХ Мурманской области прорабатывают вопрос по созданию региональной компании, которая объединит существующие электрические котельные.
Анализ ситуации показал, что для решения возникших проблем в едином комплексе необходимо вопросы модернизации и дальнейшей эксплуатации электрических котельных передать в единую компанию, которая консолидирует работу: по техническим вопросам эксплуатации котельных и тепловых сетей; подготовке проектов реабилитации котельных и тепловых сетей; организации ремонтной кампании и централизованной закупке оборудования и расходных материалов; вопросам подготовки документов для установления тарифов на теплоснабжение; вопросам подготовки расчетов для установления нормативов на услуги отопления и ГВС; вопросам организации сбора платежей; организации выбора управляющих компаний и взаимодействию с управляющими компаниями.
- Губернатором Мурман-ской области недавно утверждена региональная долгосрочная целевая программа под многозначительным названием «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2011- 2015 годы». В соответствии с этой программой должны быть выделены и освоены колоссальные средства на различные мероприятия - около 29 миллиардов рублей! При этом бюджеты выделяют около 1,4 миллиарда, а остальное - внебюджетные фонды.
Расскажите подробней, каким образом были получены эти цифры, кто просчитывал целесообразность и стоимость тех или иных мероприятий и откуда планируется брать деньги, в том числе внебюджетные?
Какова мотивация частных инвесторов вкладывать такие огромные средства в отрасль, являющуюся на сегодняшний день коммерчески убыточной и социальной по своей природе?
- Первоначально необходимо отметить, что в июле 2010 года между Минрегионом РФ и правительством Мурманской области подписано соглашение о сотрудничестве, предметом которого является установление отношений стратегического партнерства, развитие долгосрочного и эффективного сотрудничества сторон в сфере инвестиционной деятельности, в том числе по осуществлению кредитной и иной поддержки малого и среднего предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве Мурманской области и муниципальных образованиях региона.
Соглашение предусматривает взаимодействие при решении приоритетных задач социально-экономического развития региона в сфере реформирования и модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры региона.
В рамках подписанного соглашения Минрегионом РФ будет оказано содействие Мурманской области в получении федерального финансирования на наиболее приоритетные для региона проекты в сфере модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Общий перечень проектов сформирован в долгосрочной целевой программе «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Мурманской области на 2011-2015 годы», сформирован на основании предложений предприятий и организаций в сфере жилищно-коммунального комплекса и муниципальных образований, они же представляли финансовое обоснование проектов.
Основные направления программных мероприятий соответствуют задаче программы: модернизация объектов коммунальной инфраструктуры по трем направлениям.
Первое направление - повышение качества питьевой воды и снижение уровня износа объектов водоснабжения и водоотведения. В рамках данного направления за счет всех источников финансирования планируется модернизация и строительство 70 объектов, в том числе ввод 68 объектов за период 2011-2015 годов. Особенностью данной сферы коммунальной инфраструктуры является то, что практически все объекты находятся в государственной или муниципальной собственности. Финансирование объектов предусматривается за счет средств бюджета, а также за счет применения механизмов государственно-част-ного партнерства.
За счет бюджетного финансирования предусматривается завершение строительства и реконструкции объектов водоснабжения, финансирование которых осуществлялось в 2007-2010 годах в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурманской области на 2003-2010 годы» и подпрограммы «Реконструкция действующих сетей водоснабжения» программы «Водоснабжение Мурманской области» на 2008-2017 годы и ввод которых осуществляется позже 2010 года.
Подписано финансовое соглашение для предоставления ГОУП «Мурманскводоканал» долгосрочного финансирования от ЕБРР и НЕФКО и инвестиционного гранта в размере 650 миллионов рублей и 8 миллионов евро.
Дополнительно необходимо отметить, что в министерстве организована работа с эксперт-ной группой по региональным проектам и программам в рамках госпрограммы «Чистая вода», которая разработала механизмы финансирования проектов строительства объектов водоснабжения и водоотведения на основе государственно-частного партнерства. На Мурманскую область определен лимит софинансирования проектов в объеме 1319947414 рублей (около 1320 миллионов рублей. - Ред.).
Второе направление - снижение технологических потерь при передаче электрической энергии и повышение надежности электроснабжения. Данное направление охватывает объекты, вошедшие в инвестиционные программы энергоснабжающих и сетевых компаний, реализация которых осуществляется за счет средств предприятий, и объекты, финансирование которых осуществлялось в 2007-2010 годах в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие жилищно-коммунального комплекса Мурман-ской области на 2003-2010 годы» за счет средств бюджета.
Планируется реализовать 68 проектов общей стоимостью 9,5 миллиарда рублей.
Третье направление - повышение эффективности источников теплоснабжения, использующих в качестве основного вида топлива электрическую энергию. Комплекс мероприятий, направленных на снижение издержек по приобретению электрической энергии для выработки тепловой энергии электрическими котельными Мурманской области, позволит обеспечить надежность работы объектов коммунальной инфраструктуры, значительно снизить долги организаций (предприятий), обслуживающих такие источники тепловой энергии, перед энергосбытовыми организациями региона.
Планируется реализовать 18 проектов общей стоимостью 0,5 миллиарда рублей.
Для достижения поставленных целей предполагается оказать государственную поддержку электро-, тепло- и водоснабжающим областным унитарным предприятиям и бюджетам муниципальных образований Мурманской области в обеспечении завершения строительства переходящих объектов коммунальной инфраструктуры и реконструкции (модернизации) электрических котельных региона.
Относительно мотивации частных инвесторов вкладывать такие огромные средства в отрасль, являющуюся на сегодняшний день коммерчески убыточной и социальной по своей природе, необходимо отметить следующее.
Развитие механизмов ГЧП в данной сфере - общегосударственная позиция. Опыт западных стран однозначно свидетельствует о прибыльности данного сектора экономики для частного инвестора, механизмы ГЧП с успехом применяются в жилищно-коммунальном комплексе за рубежом. Создать условия для привлечения частного инвестора - важная задача всех уровней власти.
На повышение мотивации вложения частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру направлены подготовленные правительством Мурман-ской области законопроекты «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области» и «Об участии Мурманской области в государственно-частных партнерствах».
- Как Вы собираетесь в ближайшей перспективе решать проблему дисбалансов в стоимости электроэнергии и мазута для теплоснабжающих и водоснабжающих предприятий и их тарифов для потребителей? Почему средства, планируемые в том числе в бюджетах на подготовку к отопительному сезону, не идут на оплату долгов коммунальных предприятий?
- Так называемая проблема дисбалансов в стоимости электроэнергии и мазута для теплоснабжающих и водоснабжающих предприятий и их тарифов для потребителей имеет две составляющие.
Государство, реализуя свою социальную политику, ограничивает рост тарифов (цен) на коммунальные услуги. Этот рост ограничивается предельными индексами роста платы населения за коммунальные услуги. Исходя из этих индексов устанавливаются тарифы на коммунальные услуги (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение для населения). Если тариф, установленный для предприятия, оказывается ниже экономически обоснованного тарифа, то субъект, установивший такой тариф (государство или муниципалитет), должен компенсировать связанные с этим потери. Средства на это в бюджете Мурманской области предусматриваются. Оказывается помощь и из федерального бюджета.
В случае если фактическая цена приобретаемых ресурсов превышает цену, заложенную при расчетах экономически обоснованного тарифа, то в соответствии с действующим законодательством потери, связанные с этой разницей, должны включаться ресурсоснабжающим предприятием в тариф следующего года. И мы, как потребители, должны будем оплатить предприятиям эти убытки в следующем году. Однако правительство Мурманской области понимает, что далеко не все предприятия способны (с учетом накопленных долгов от населения) кредитовать приобретение энергетических ресурсов (более остро эта проблема касалась до сих пор мазутных котельных), и по мере возможности помогает им в этом.
Бюджетные средства, закладываемые на подготовку жилищно-коммунального хозяйства области к работе в зимний период, не должны направляться на погашение долгов коммунальных предприятий, так как хроническое недофинансирование предприятий в предыдущие периоды привело к значительному износу коммунальной инфраструктуры, а существующие тарифы не позволяют коммунальным предприятиям эффективно восстанавливать свои основные фонды и развивать свою инфраструктуру. Поэтому бюджетные средства на подготовку к работе в осенне-зимний период должны направляться на обеспечение безаварийного прохождения отопительного сезона, то есть на техническую подготовку коммунальной инфраструктуры. Создание нормативных запасов топлива на теплоснабжающих предприятиях должно осуществляться за счет средств самих предприятий.