- В первой декаде июня президент Дмитрий Медведев провел серьезное совещание в Кремле по проблеме страховых взносов. По его итогам правительству указано: к 22 июня принять постановление или закон о снижении ставки страховых взносов. Надо выбрать один из двух предложенных на совещании вариантов, наиболее приемлемый в сложившихся условиях.
- Согласно первому варианту, плательщики разделяются на три части. Крупный бизнес остается с нынешними ставками взносов - 34%. Средний получает ставку близкую к 26%. Так называемому неторговому малому бизнесу, в конце 2010 года вымолившему пониженную ставку в 26%, обещано ее новое снижение - до 16-20%.
- Вторым вариантом предлагается 30% ставки для всех и все те же 16-20% - для небольшой части малого бизнеса.
- Решения о том, где взять деньги на компенсацию потерь Пенсионного фонда, пока нет. Напомним, компенсация обязательна: полученные от повышения взносов суммы уже расписаны пенсионерам, и отыграть назад взятые перед ними обязательства уже нельзя.
- При варианте с разными ставками для крупного и среднего бизнеса у властей возникнет необходимость отделить один от другого. Ведь, согласно действующему законодательству, средними считаются предприятия с годовой выручкой до 1 млрд рублей (без НДС) и персоналом до 250 работников.
- Примечательно, что все эти сложно принимаемые властями решения будут рассчитаны всего лишь на два года, поскольку в 2014 году предполагается кардинальным образом переписать пенсионное законодательство. Принципиально она уже разработана Минздравом и будет передана в правительство на обсуждение в ноябре 2011 года. Ее смысл - в отказе от пенсионной формулы 2002 года, утвержденной реформой, подготовленной Михаилом Зурабовым, и введении новой, позволяющей сделать пенсионную систему сбалансированной. То есть, не нуждающейся в дополнительных вливаниях со стороны бюджетной системы. В первую очередь Минздрав предлагает полностью отказаться от сложившегося принципа индексации пенсий по уровню инфляции и зафиксировать их соотношение к средним заработным платам в экономике. Второй принцип - обязательность полного пенсионного стажа для получения полных пенсионных прав. При этом делается кивок на положения Международной организации труда, согласно которым минимальные пенсионные права дает трудовой стаж в 15 лет, а полные - 30 лет. Сейчас вход в пенсионную систему открывает пятилетний стаж. Фактически речь идет о частичной альтернативе изменению пенсионного возраста, по крайней мере для женщин, чей трудовой стаж в РФ сейчас зачастую меньше 30 лет из-за декретных отпусков и времени на получение высшего образования. Третье радикальное изменение - базой для платежа в пенсионную систему должен стать полный заработок вне зависимости от его размера. Таким образом, в новой формуле, как и в формуле 2002 года, будут учитываться стаж и индивидуальный заработок работника.
- И, наконец, четвертое - Минздрав предлагает корректировать размеры фактических пенсий на некий новый коэффициент, учитывающий макроэкономическую и демографическую нагрузку на пенсионную систему. Де-факто речь идет о возможности для правительства «вручную» регулировать динамику пенсий, исходя из состояния экономики и размеров получаемых страховых и накопительных взносов через актуарные расчеты (математические и статистические исследования возможности образования страховых резервов, исходя из чего определяются страховые тарифы по всем видам страхования. - Авт.).
- Редакция «Полярной правды» попросила прокомментировать предполагающиеся нововведения президента Северной торгово-промышленной палаты Анатолия Глушкова.
- - Оба варианта решения проблемы - никакие. И по первому и по второму много недоработок, выпадает много существенного, - считает Анатолий Михайлович. - Указание - разобраться со страховыми выплатами, президент, насколько я помню, давал еще в феврале. Три месяца назад правительство должно было выработать приемлемое решение, но его до сих пор нет.
- - Вы говорили о недоработках в обсуждаемый вариантах по процентам страховых взносов. В чем они заключаются?
- - В первом варианте говорится о льготах неторговому малому бизнесу. Выходит, предприятия торговли, общественного питания, других отраслей сферы услуг для страны не важны?
- - Вероятно, государство хочет в первую очередь помочь производственному сектору малого предпринимательства?
- - А что такое - производственно-социальная сфера? В документах это понятие не определено. Есть 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», где четко сказано, какие виды бизнеса государство поддерживает.
- - Может быть, в торговой сфере много теневого оборота средств, поэтому она не вошла в число «фаворитов»? В прессе оговаривается цифра в миллиарды «черных» долларов.
- - Если производственная сфера является приоритетной, надо это прописать и в других законах. С нашей точки зрения, процент страховых взносов нужно вернуть прежний, а не выдумывать новые законы. Понятно же, что была сделана ошибка, не все до конца оказалось просчитано. Когда документы готовились, были трудности с бюджетом. Все мы давно знаем, что российский бюджет - сырьевой, и экономика сырьевая, пополняется за счет сырьевых источников. Раньше цена на нефть была низкая, и в этих условиях формировался закон о страховых взносах. Сейчас ситуация другая, цена на нефть ушла за сто долларов за баррель. И потом - закон был принят до кризиса, на период которого увеличение ставок страховых выплат должно было компенсироваться и компенсировалось за счет федерального бюджета. И только с 2011 года, когда документ заработал по полной схеме, стало ясно, что это огромные потери. Сегодня у бизнеса две основные беды: увеличение страховых взносов и рост тарифов на электроэнергию. Федеральная власть посчитала, что это ошибочные решения и их надо исправлять. Но делается это очень медленно.
- - Насколько серьезна, с вашей точки зрения, предлагаемая пенсионная реформа?
- - Серьезна, и ее надо было проводить еще вчера. Как будто не было раньше этих проблем, которые указываются, они возникли вдруг из ниоткуда. Вроде как занимаемся долгосрочными прогнозами, разрабатываем стратегии на десятилетия вперед. Так давайте планировать все детали заранее. Увеличивать затраты в 2 с лишним раза, как это сделано для малого бизнеса, нельзя. Надо это делать плавно и постепенно. Ни в том, ни другом варианте процентного снижения страховых выплат нет значительной части малого бизнеса, он как бы выпадает. Инновационный бизнес отдельно оговорен, а компании, оказывающие аудиторские, консалтинговые, финансовые услуги - неизвестно где. Они не относятся ни к производственной, ни к социальной сфере. Мы постоянно твердим о гражданском обществе, а где забота о некоммерческих организациях? Они же оказывают платные услуги, на которые тоже начисляются налоги. Северная ТПП, например, ведет бухгалтерию по классической модели налогообложения. Мы платим налоги, как любое более-менее крупное предприятие бизнеса, безо всяких льгот. Я не только о палате говорю, а о многих других некоммерческих организациях.
- - Наверное, власти торопятся принимать закон в преддверии выборов, поэтому много недоработок?
- - И ситуация в бизнесе сегодня обостряется, и год - политически сложен в связи с выборами в Госдуму и президентскими. Деньги в бюджете, вроде бы, есть. Не пойму с чем связана задержка в решениях правительства. А вообще, как я уже говорил в одном из интервью вашей газете, социальные налоги все предприниматели должны платить одинаково, безо всяких льгот. Послабления малый бизнес, который играет наиболее важную социальную роль в экономике, должен получать с других налогов. При условии, конечно, что он выплачивает своим работникам нормальную зарплату и работает по Трудовому кодексу.
- - Политические аналитики называют готовящуюся пенсионную реформу революционной? Вы с ними согласны?
- - Конечно, ведь предлагается переработать все. Такого у нас не было ни до 2002 года, ни после. В других странах мира, хочу сказать, люди на государственную пенсию не живут, а пользуются негосударственной системой пенсионного обеспечения - фондами. В США, Великобритании крупнейшие негосударственные фонды - пенсионные, там сосредоточены и работают триллионы долларов и фунтов стерлингов. Нашим государством это направление пока не принято в качестве приоритета, хотя за последние годы негосударственные фонды получили определенное развитие.
- - А члены Северной торгово-промышленной палаты каким пенсионным фондом пользуются?
- - Здесь нет однозначного ответа: часть преимущественно крупных компаний работает с негосударственным фондами, но большинство - только в рамках стандартной государственной системы. Коллектив аппарата непосредственно палаты является участником негосударственного пенсионного фонда (ТПП-Фонд), учрежденного ТПП России. Но российские негосударственные фонды нельзя сравнивать с государственными, потому что они - очень небольшие, там сосредоточено не более 10% от всего пенсионного страхового сектора. В Штатах же более половины населения являются участниками негосударственного пенсионного страхования. Там в начале текущего века специально разрабатывали программу приоритетного развития негосударственных фондов. И в России нужно формировать психологию человека так, чтобы он, начиная трудовой стаж, с первой зарплаты добровольно перечислял часть дохода в негосударственный пенсионный фонд.