Скоро год, как в структурах власти нашего региона произошли разительные перемены. Долгожителя политвершины Кольского полуострова - экс-губернатора Юрия Евдокимова сменил Дмитрий Дмитриенко.
Это назначение привело к явлению, которого раньше в наших коридорах власти не наблюдалось: фактически большая часть старой «профессиональной», как говорил Юрий Алексеевич при передаче власти Дмитрию Владимировичу, команды оказалась не у дел. Старую команду первого, второго и даже третьего эшелонов власти заменили эффективные менеджеры по какой-то непонятной причине для некоторой части северян, съехавшиеся со всех уголков необъятной России в северный город-герой Мурманск. Попытаемся разобраться в причинах таких изменений и их возможных последствиях.
Вернемся немного назад
Владимир Путин возглавил кабинет министров в критической ситуации. Во второй половине 1999 года Россия оказалась перед лицом реальной угрозы территориальных потерь на Северном Кавказе. А это теоретически могло спровоцировать новую волну сепаратистских движений в республиках Поволжья и таких регионах, как Тува или Якутия. Первая война в Чечне (1994-1996) закончилась соглашением о так называемом «отложенном статусе» - решение о судьбе территории должно было быть принято в течение пяти лет после окончательного вывода оттуда российских военных, правоохранительных и административных структур.
Лозунг укрепления единства России стал важной составляющей политической программы Владимира Путина. Его администрация приступила к осуществлению шагов, направленных на создание более жестких, чем прежде, связок между федеральным центром и регионами.
Весной 2000-го появляется институт полномочных представителей президента - своеобразных наместников в семи федеральных округах, на которые поделена вся страна. Начинается работа по приведению региональных законодательств в соответствие с федеральными законами.
Министерство юстиции, Генеральная прокуратура, Верховный и Конституционный суды РФ проводят в 2000-2002 годах большую работу по анализу и коррекции законодательных актов. Законодательное поле выправили, но институт остался.
В 2003-м администрация президента выдвинула инициативу слияния Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа - пробный шар проекта укрупнения регионов. Число субъектов федерации - 89 - кажется чрезмерным, и его решают постепенно сократить. Для начала в основном за счет присоединения «матрешечных» автономных округов к «материнским» регионам.
На первый президентский срок Путина приходится и реформа Совета Федерации - верхней палаты федерального парламента, где каждый регион был представлен губернатором и спикером законодательного органа. В таком виде палата, одобрение которой требуется для принятия любого законопроекта, служила эффективным инструментом регионального лоббизма. После реформы Совет Федерации формируется из назначенных представителей исполнительной и законодательной властей на местах. В таком виде он отчасти сохраняет лоббистскую функцию, но уже не может быть сценой для губернаторской фронды и все больше превращается в кадровую «пересылку» для политиков и бизнесменов, «зависших» между Москвой и регионом происхождения.
В 2004 году обесценивается и сам губернаторский пост. Местное управление еще больше замыкается на Москву, когда выдвигается идея партийности губернаторов: предпочтение отдается фигурам, которые выдвинуты партией, имеющей большинство в региональном законодательном органе. Сегодня во всех без исключения субъектах Федерации это партия «Единая Россия». Она же доминирует в Государственной думе, фактически определяя и степень представительства регионов в нижней палате федерального парламента.
Дело не в выборах мэра. Пришло его время
Год назад многие региональные СМИ во время выборной кампании мэра города Мурманска, зацепившись за скандальную позицию Юрия Евдокимова в поддержке кандидатуры Сергея Субботина, не усмотрели того, что время аксакалов в политике прошло, что те методы управления, которыми пользовался старейший руководитель региона, уже не срабатывают. На дворе маячил экономический кризис, который потребовал от руководителей регионов принятия нестандартных решений в жёстких финансовых условиях.
Кивки на Москву, на федеральный уровень рассматривались в высших коридорах власти как недееспособность и попытки раскачивания лодки, находящейся в бурном потоке рушащейся экономики.
Судьба экс-губернатора Евдокимова была предрешена...
Его замена - это следствие двух процессов. Во-первых, продолжение процесса укрепления вертикали власти в стране. Новый президент России Дмитрий Медведев только перехватил палочку от товарища по команде - Владимира Путина. Во-вторых, новому президенту просто необходимо создать свой фундамент в монолите власти Путина, чтобы не быть всё время второй фигурой в длительном забеге за власть в новой России.
Поэтому нашему региону подарили нового губернатора, который довольно быстро и профессионально устранил из региональных коридоров власти почти всю старую команду «профессионалов» Юрия Евдокимова.
Надо отметить, что это, как минимум, не привело к ухудшению положения нашей области на фоне других регионов Северо-Запада России и страны в целом.
Мурманская область как была в крепких середнячках, так и остаётся на этих позициях. По некоторым показателям, например в добыче и переработке морепродуктов, вводе жилья, за прошедший год мы даже прибавили. А за проведение первого Международного форума в 2009 году Дмитрию Дмитриенко и его команде можно смело ставить «отлично».
Гюльчатай, открой своё личико
Именно так хотелось воскликнуть, когда проходило формирование нового правительства Мурманской области: подбор и назначение новых кадров проводился по современным технологиям - тихо и в большей мере тайно. При каждом назначении нового заместителя, руководителя департамента журналисты с трудом разыскивали в Интернете крупицы информации о людях, которые сегодня отвечают за будущее региона.
Раньше все назначения во власть проходили в подавляющем большинстве случаев из своих - доморощенных кадров. Мы их знали как облупленных. А теперь?
Можно сказать, что за прошедший год общественность Мурманской области хорошо узнала губернатора. Он активно знакомился с краем, много общался с людьми, не избегает представителей региональных СМИ. Перед новым годом Дмитрий Дмитриенко представил мурманчанам и свою половину - жену Валентину Васильевну. А вот члены его команды в большей мере остаются в тени губернатора, в которой порой трудно угадать их роль и будущее в суровых условиях Севера.
Ответственность возрастает
Некоторая таинственность новых управленческих кадров региона не мешает новой команде оперативно решать трудные вопросы, которые встают перед ней в сложных экономических условиях кризиса. При этом надо отметить, что в прошедшем году в регионе стало как-то тише: нет тех стонов и истеричных криков о миллионных долгах, о дорогом топливе, об отсутствии средств на ремонтные работы... Долги то есть, они нарастают, но все начинают понимать, что свои проблемы надо решать самим.
В это же время нарастает спрос с руководителей муниципальных образований и предприятий. В последнее время губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко осторожно и безличностно, но уже несколько раз высказался о неудовлетворительной работе представителей муниципальной власти региона. «На сегодняшний день региональный бюджет имеет государственный долг около четырех с половиной миллиардов рублей, - сказал Дмитрий Дмитриенко. - Но более чем на четыре миллиарда рублей мы оказали содействие муниципалитетам. То есть региональное правительство, региональный бюджет приняли весь удар на себя. А некоторые из муниципалитетов в конце прошлого года покупали автомобили и поднимали себе зарплаты. Такая практика недопустима!»
Так недавно глава нашего края прокомментировал результаты анализа деятельности муниципальных образований региона в 2009 году, который сделан правительством Мурманской области. Согласно подготовленным данным расходы муниципальных образований за декабрь в 2,4 раза превысили среднемесячные за предыдущие 11 месяцев. При этом около 55 процентов муниципальных образований Мурманской области закончили год с профицитом, что свидетельствует о некачественном планировании своих бюджетных расходов и доходов. Такая ситуация недопустима, если учесть, что все муниципалитеты региона являются дотационными на 10-90 процентов, а нехватку их средств покрывает областной бюджет, подчеркнул Дмитрий Дмитриенко.
- Могу сказать, что мы сравнивали, как муниципалитеты работают с транспортным налогом, налогом на землю, на имущество. Так вот, показатели отличаются в разы. Не на проценты, а в разы! Это говорит о том, что очень по-разному главы относятся к своим непосредственным обязанностям. В последние три-четыре года сложилась такая практика в отношениях между муниципальной и региональной властью, что можно было написать письмо губернатору и попросить денег, но при этом ничего не сделать для сбора недополученных налогов. Такого больше не будет, - отмечает Дмитрий Дмитриенко.
Можно предположить, что сегодня многие руководители муниципалитетов серьёзно задумались: зачем я влез в эту петлю? Тем более, что следственный комитет недавно довел до логического конца некоторые уголовные дела, в которых оказались замешаны представители нашей региональной власти. Например, в конце февраля областной суд приговорил к штрафу в размере 20 тысяч рублей заместителя главы администрации Печенгского района. Заозерский городской суд Мурманской области недавно вынес приговор по уголовному делу в отношении бывшего главы администрации закрытого административно-территориального образования город Заозерск...
Усиление спроса с представителей муниципалитетов в условиях жёсткого дефицита бюджетов всех уровней понятно и объяснимо, а вот к чему это может привести, мы расскажем позже и в другой публикации.
«Гастарбайтеры» во власти - сегодня это благо
Процессы, происходящие в коридорах власти в прошедший год, обострили и так острую проблему нашего региона - фактически полное отсутствие социальных лифтов для местных молодых кадров в системе госуправления да и в бизнесе, поскольку в нашей стране это как правило взаимосвязанные процессы. Мне могут возразить, что есть представители молодого поколения в Мурманской областной думе, Общественной палате, городских Советах, есть молодёжные парламенты. Но это чаще исключения, чем система.
Известный российский политолог Михаил Делягин считает, что в условиях жесткого финансового кризиса российская молодежь практически лишилась социальных лифтов. Об этом Делягин заявил на презентации своей новой книги, посвященной стратегии выживания в кризисных условиях.
По мнению Делягина, заявления о неких социальных лифтах, активно тиражировавшиеся во время второго срока президента Путина, являлись пропагандистским мифом. Но лифты оказались недоступны для местных кадров не навсегда.
Я не думаю, что нынешние приезжие чиновники в Мурманской области собираются ассимилироваться на Кольском полуострове: они сделают своё дело, запустят механизмы дальнейшего развития и уедут. Рутинной работой на стайерской дистанции им заниматься, как минимум, не интересно. Надеюсь, что за время своего пребывания здесь, они смогут разглядеть среди молодёжи Заполярья тех, на чьи плечи можно переложить тяжёлое бремя власти. Если этого не произойдет, зона турбулентности, через которую проходила область в последний год, будет возвращаться снова и снова и в какой-то момент «перегрузки» могут оказаться критическими.
Влад СЕВЕРНЫЙ.
(«Полярная правда», № 6).