Дорогие читатели, уверенно могу утверждать, что весь Крайний север (особенно финансовые подразделения предприятий и исполнительные органы власти) лихорадит по следам решения Конституционного суда от 7 декабря 2017 года, который постановил начислять «северные» надбавки сверх величины МРОТ.
Позиция Суда выражена следующим образом:
Вознаграждение за труд не ниже установленного МРОТ гарантируется каждому, а его величина устанавливается одновременно на всей территории России. Однако географическое расположение страны обязывает учитывать и негативное воздействие, которое оказывает на здоровье человека работа в особых климатических условиях, в том числе, в районах Крайнего Севера. Для этого законодатель установил систему специальных гарантий и компенсаций, включающих повышенную оплату труда - районные коэффициенты и процентные надбавки...
В противном случае зарплата в местностях с особыми климатическими условиями могла бы не отличаться от оплаты труда в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в неблагоприятных условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства обеспечить справедливую, основанную на объективных критериях заработную плату и не допустить применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Я бы хотел напомнить вам, дорогие читатели, что про «фиктивность» действующей системы полярных надбавок не так давно высказался министр Топилин: «Все прекрасно понимают с экономической точки зрения, что система северных надбавок и районных коэффициентов не совершенна и уже не соответствует тем реалиям, которые сложились в стране за последние 25 лет». В прошлой статье я уже к нему обращался, о том, что все-таки требуется модернизация трудового законодательства в части северных гарантий. Теперь ему об этом напомнил Конституционный Суд: «Федеральный законодатель вправе совершенствовать законодательство в этой сфере, в том числе с учетом правовых позиций КС РФ».
Но, честно говоря, вот именно такой позиции Конституционного суда я очень долго ждал, и объясню почему. Дело в том, что Трудовой Кодекс РФ определил гарантии как «средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений», а компенсации как «денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами». Однако законодатель в том же ТК РФ не сформулировал значение «районного коэффициента» и «полярных надбавок» как выплаты компенсационного характера. Вы спросите, почему это важно? Берите в руки калькулятор! Этот рекомендация к действию особенно сейчас полезна предпринимателям, руководителям предприятий и учреждений.
Дело в том, что пунктами 1 и 3 статьи 217 НК РФ определено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:
1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
3) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Главной загвоздкой был вопрос о статусе этих самых надбавок. Несмотря на то, что в преамбуле Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» определено, что этим законом установлены «государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера», правоприменительная практика вскользь пробегала это определение с точки зрения налогообложения дохода проживающих на Крайнем Севере. Проще говоря, не было основания исключить долю «северных выплат» в заработной плате из налогооблагаемой базы. На сегодняшний день решением КС РФ весь Крайний Север получил возможность обратиться в суд за (барабанная дробь) возвратом излишне уплаченного НДФЛ. Те самые «2,3 к окладу» не должны подлежать налогообложению. Кстати, и не должны облагаться страховыми взносами, ведь статьей 422 НК РФ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Но в то же время есть еще одно важное замечание. Своим решением КС РФ, защищая права работника, очень неоднозначно поступил по отношению к работодателю как к субъекту экономической деятельности. Статьей 8 Конституции РФ (день которой мы не так давно отметили) установлено, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. А целью ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции» являются «обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков». Действительно, установив работникам гарантии и возложив их целиком на работодателя, законодатель совершенно не предусмотрел ни одной компенсационной выплаты хозяйствующему субъекту на выравнивание конкуренции и обеспечение единства экономического пространства. При прочих равных (мы сейчас даже не говорим об особенностях эксплуатационных расходов на Крайнем Севере) расходы на фонд оплаты труда теперь уже по решению КС РФ выше, чем у аналогичного предприятия в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Воронеже, в общем везде.
Дорогие читатели, на самом деле мы получили эпохальное решение. Теперь только за нами, северянами, очередь действовать. Как звонко зазвучало знаменитое «Заседание продолжается, господа присяжные заседатели» Остапа Бендера! Ведь мы с вами в начале очень большого пути по преодолению «фиктивности» северных гарантий и компенсаций.
А в следующей статье мы с вами попробуем посчитать, а во сколько же может обойтись федеральному бюджету возмещение региону и муниципалитетам выпадающих налоговых доходов. Не правда ли интригующе?
Алексей Савинцев,
руководитель конгрессно-выставочной компании «МурманЭКСПОцентр»
Обратная связь с автором
Фотография Татьяны Кудряшовой
Пророк в Отечестве, или Россия глазами шведа
О предпринимателе бедном замолвите слово
Автоматизация не панацея, или палочкой-выручалочкой по голове
Как ты яхту назовешь, или к вопросу о социальном
Впихнуть невпихуемое, или «Все обо всем» за 3 секунды
Я сам обманываться рад, или о вреде скидок