Паровозу-памятнику, который встречает пассажиров возле вокзала в Кандалакше, исполнилось 40 лет.
20 сентября 1984 года на станции Кандалакша установили паровоз серии СОм17-2874. Он стал памятником мужеству и героическому труду железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. С тех пор это одна из самых известных и любимых городских достопримечательностей, пишет газета «Октябрьская магистраль».
— Конкретно этот локомотив отношения к войне не имеет: его построили в 1948 году в Улан-Удэ, однако именно паровозы серии СО (Серго Орджоникидзе) сыграли значительную роль в перевозках по Кировской железной дороге. Маленькая буква «м» в серии локомотива означает, что паровоз прошёл модернизацию: на нём установлен стокер — механизм автоматической подачи угля из тендера в топку, — рассказывает Павел Стрелков, заместитель начальника Октябрьского центра научно-технической информации и библиотек.
В этом году, в преддверии юбилея памятника, Центром были организованы работы по его реставрации. У паровоза провели пескоструйную обработку металла, заменили листы обшивки котла в местах сквозной коррозии, покрыли грунтом и покрасили эмалью, нанесли надписи — точно такие же, какие были на машинах этой серии на Кировской дороге. Таким образом паровоз получил свой первоначальный вид.
В годы войны фашистские захватчики на различные участки Кировской дороги совершили более 2800 налётов: в среднем на километр пути от Мурманска до Кандалакши приходилось 120 бомб.
— Станция Кандалакша, как один из важнейших железнодорожных узлов, подвергалась ежедневным вражеским налётам с воздуха — бывали дни, когда её атаковали по 15 раз. В первые два года войны гитлеровцы более 650 раз бомбили железнодорожный узел, но так и не сумели вывести его из строя! Тогда было уничтожено и повреждено больше 200 паровозов и 1000 вагонов, погибли сотни железнодорожников, — подчеркивается в издании.
Пути приходилось восстанавливать практически ежедневно. Уже в 1942-м железнодорожники наладили сообщение так надёжно, будто ветка проходила не в 30–40 км от линии фронта, а где-то в тылу: тогда из Мурманска вглубь страны отправили свыше 400 тыс. тонн боевой техники и военных материалов, оборудования и продовольствия, полученных от союзников по ленд-лизу. За время войны двум локомотивам серии СО Кандалакшского депо было присвоено звание «Лучший паровоз страны».
Фото: Константин Слипенский, «Октябрьская магистраль»
Сейчас также читают: Мончегорский «Рыбачок» из камней и проволоки обрел имя