Сначала коротко самая суть. В Екатеринбурге собрались строить храм. Храм православный. В сквере. Народ возмутился. Строительство приостановили. Местная власть решила опросить жителей города и выяснить их мнение по поводу такого строительства. Инцидент если и не исчерпан, то противостояние городской власти и народа приостановлено.
В конце девяностых годов прошлого века в Мурманске тоже собирались строить храм. Только не православный, а мечеть. В остальном все было как в Екатеринбурге. Поставили забор, завезли строительные материалы, но мурманчане воспрепятствовали началу строительства. В первый и пока в последний раз в жизни я был свидетелем такого небывалого единения мурманчан. Люди окружили забор живым кольцом, в котором, взявшись за руки, стояли «реальные пацаны» в кожаных куртках, спортивных костюмах и цепях и бедно одетые мурманские бабушки и дедушки. Милиция присутствовала, но не вмешивалась. Никого не били, никого не задерживали. Строительство завершилось не начавшись.
С тех пор прошло двадцать лет, а мечети в Мурманске нет до сих пор. Необходимо сказать, что мурманчане протестовали не против строительства мечети, а против строительства мечети в том месте, где ее собирались построить - на пересечении улиц Старостина и Мира. Если бы ее построили, то минарет мечети был бы выше самой высокой маковки любого православного храма города и господствовал бы над ним.
С самой лучшей стороны проявили себя в этом конфликте власти Мурманска. Мэром города тогда был Олег Найденов, который распорядился прекратить стройку. Сам решил, не ожидая начальственного окрика из Москвы от Бориса Ельцина. Не было тогда никакой вертикали. Вот и руководствовался Олег Петрович интересами всех мурманчан, а не мнением Москвы и не интересами представителей одной отдельно взятой религиозной конфессии. Хотя и довольно многочисленной и уважаемой.
Кстати, после этого город выделял для строительства мечети другие участки, но они, по разным причинам, не устраивали представителей мусульманской общины.
В противостоянии в Екатеринбурге все было совсем не так. И не потому, что строить собирались не мечеть, а православный храм. В этом смысле ситуации в Екатеринбурге и Мурманске как раз были похожи. Люди протестовали не против строительства православного храма, а против строительства православного храма именно в том месте, которое уже огородили капитальным забором. Но этим сходство и исчерпывается.
В Екатеринбурге противостояние продолжалось четыре дня. За это время было задержано около сотни протестующих, три человека пострадали. А из Кремля в это время неслась трель пресс-секретаря президента Пескова, который пел, что местные власти в своем праве, что действуют правильно, корректно и т.д. и т.п.. На четвертый день вмешался президент Владимир Путин, который высказался в том смысле, что если власти Екатеринбурга его (президента) уважают, то строительство остановят и проведут опрос среди населения. Вот она животворящая сила вертикали во всем ее величии! После такого заявления мгновенно, как черт из табакерки, навстречу протестующим выскочил мэр Екатеринбурга Александр Высокинский, которого екатеринбуржцы приветствовали восторженными выкриками: «Долой!» и «В отставку!». Но отступать мэру было некуда - позади кресло. Ну, действительно, не мог же он сказать президенту: «Я вас, конечно, уважаю и люблю, но стройку останавливать не буду». Остановил. Как миленький. Пообещал, что во время проведения опроса горожан котлован рыть не будут и не вырубят ни одного дерева в Театральном сквере. К слову, один опрос уже состоялся. Было опрошено 1100 человек. 97% из них высказалось против строительства храма на месте Театрального сквера.
Официальной информации о том, что происходит в Екатеринбурге нет как нет. Поэтому и приходится пользоваться тем, что нашлось в интернете. А там много любопытного. Например, есть информация о том, что два местных долларовых миллиардера скинулись на храм, чтобы подарить его городу, а под шумок на этом же пятне застройки возвести 30-этажный офисный центр, какой-то комплекс, то ли развлекательный, то ли оздоровительный, и увенчать все это дело паркингом. В общем, от Театрального сквера остались бы рожки да ножки. Честно говоря, о взятках борзыми щенками я читал у классика, а вот о взятке православным храмом слышу впервые. Прогресс не стоит на месте.
А еще во время противостояния местная власть говорила, что предлагала горожанам разбить сквер в другом месте. У меня вопрос: а Русской православной церкви местная власть предлагала построить храм в другом месте? Думаю, что нет. Дело было решено тихо и кулуарно. Но тогда получается, что это не церковь у нас отделена от государства, а народ отделен от государства. А это уже прямое оскорбление. Не потому ли люди против? Против и всё! Против православного храма, против мечети, против синагоги. Против!
Я даже мог бы согласиться, что власти Екатеринбурга действовали по закону и корректно. Конечно, сотня задержанных, десятки получивших от 5 до 15 суток ареста и трое пострадавших в полуторамиллионном городе - это сущий пустяк. Я мог бы согласиться, если бы таким способом строили тюрьму, а не храм!
Почему я принял так близко к сердцу екатеринбургскую историю? Да потому, что мы сами совсем недавно оказались в такой же ситуации. В Мурманске вдруг решили прекратить пока еще и не начинавшееся строительство Спасо-Преображенского морского кафедрального собора и построить его на главном стадионе города. Говорят, что такова воля Святейшего Патриарха всея Руси. Русская православная церковь требует отдать территорию мурманского центрального стадиона под строительство кафедрального собора. Та самая церковь, которая у нас отделена от государства. Или все-таки народ отделен от государства?
Да, еще я где-то слышал, что в России православные храмы было принято строить на возвышенностях. А вот о храме в овраге слышать до этого не приходилось. А ведь наш стадион, до того, как стать стадионом, был оврагом. Или на месте стадиона сначала будет насыпан холм и только после этого на холме построят храм?
Екатеринбургская история ярко свидетельствует о том, что если вдруг в Мурманске решат перепрофилировать стадион в храм, то протестовать будет бесполезно. Надо будет ждать решения Кремля. Без начальственного окрика из Москвы местная власть даже не почешется. Все решают не люди, а Её Величество вертикаль.
Фотография Татьяны Кудряшовой
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. МНЕ НАДО ПОСОВЕТОВАТЬСЯ С ШЕФОМ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. СЛИШКОМ ХОРОШО - ТОЖЕ НЕХОРОШО
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Я НЕ ПРО КРАБОВ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. МАКСИМ БЕЛОВ. ДВАЖДЫ ДВА - НЕ ВСЕГДА ЧЕТЫРЕ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ЛДПР. ПРИХОДИТЕ ЗАВТРА
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ТЫ УШЛА КАК СУБМАРИНА
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ВСЕ МОЖЕТ ИНТЕРНЕТ?
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. МЫ САМИ ЗНАЕМ, ГДЕ У НАС ЧЕГО
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. НЕПРАВИЛЬНЫЕ РЫБАКИ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. ПРЕСТИДИЖИТАТОРЫ
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. НЕ ОГОРЧАЙТЕСЬ, ВСЕ БУДЕТ ЕЩЕ ХУЖЕ