В конце января в норвежском городе Тромсё прошла V международная конференция «Арктические рубежи-2011», участие в которой приняли государственные деятели, политики, учёные и представители организаций гражданского общества из более чем 20 государств.
Приехали гости из России, Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Испании, Италии, Канады, Нидерландов, Норвегии, Польши, США, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции, Южной Кореи, Японии. Наша страна была представлена делегациями более чем 30 государственных, научных, образовательных и некоммерческих учреждений и организаций Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Саха (Якутия), Архангельской, Мурманской областей, Ненецкого автономного округа, Республики Коми, всего около 600 участников. Конференция «Арктические рубежи» в этом году прошла под девизом «Арктика - переломные моменты», модераторами на мероприятии выступили Йонас Гар Стере, министр иностранных дел Норвегии, и Евгений Никора - председатель Мурманской областной думы.
Евгений Викторович поделился с читателями сайта полученной информацией и своими впечатлениями от участия в этой конференции, а также от участия в ежегодной Киркенесской конференции по приграничному сотрудничеству, прошедшей следом, организаторами которой выступили муниципалитет Сер-Варангер, Норвежский Баренц-секретариат, Бизнес-центр города Киркенеса и Министерство иностранных дел Норвегии.
- Евгений Викторович, какие темы, точки зрения на конференции «Арктические рубежи» вам показались необычными по своему подходу, ранее не обсуждаемыми?
- Все темы были ожидаемыми, просто каждый год появляется какая-то новая информация, меняются подходы, отношение к тем или иным вопросам. Внимание к арктической теме во всем мире возрастает, соответственно повышается в количественном и качественном отношении и статус участников конференции. По мнению ее организаторов, Арктика испытывает сегодня значительную трансформацию под влиянием климатических изменений. Как известно, сейчас обсуждаются две точки зрения на этот процесс. Первая - в природе наблюдается глобальное потепление, вторая - никакого потепления нет, идет обычный циклический процесс, потепление сменяется похолоданием со своим шагом амплитуды. На конференции доминировало мнение, что тенденция потепления приобретает необратимый характер. Причем, если в среднем на планете за последние 30 лет температура выросла всего на один градус, то в Арктике - на три-четыре градуса.
- Действительно ли борьба за Арктику, в последний год активно обсуждаемая в российской и зарубежной прессе, является таковой? Может быть, ее освоение должно нести интернациональный характер?
- Бесспорно, повышенное внимание мирового сообщества к Арктике имеет место быть. Во многом это объясняется перспективами освоения богатейших углеводородных запасов и использования транспортного потенциала. Если в прошлом году вопрос о перспективах интернационального использования Северного морского пути (под протекторатом России, которая играет роль проводника своих интересов) детально изучался, то в 2011-м и наша, и европейская сторона говорили о том, что Севморпуть уже коммерчески используется. То, что сделано «Атомфлотом» в 2010 году, позволяет мировому сообществу сделать вывод не о теоретических возможностях использования этого морского коридора, а о скорейшем начале сотрудничества с Россией с целью занять свою нишу на рынке трансарктических транспортных перевозок.
- Не говорили о том, что управлять СМП должна транснациональная компания?
- Наоборот, в одном из выступлений нероссийского участника был сделан акцент на то, что сейчас уже никто особо не спорит о правах России на Севморпуть. Наша страна это место прочно заняла, и использовать возможности СМП можно будет только на ее условиях. Конкуренция по использованию транспортного коридора растет, и норвежцы здесь пока доминируют. Во всех докладах отмечался исключительно мирный характер сотрудничества в Арктике. В стартовом докладе министра иностранных дел Норвегии Стере упоминалось как пример положительного сотрудничества подписание в сентябре 2010 года российско-норвежского Соглашения о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
- Какое право на освоение арктических запасов имеет сейчас Россия и какое может иметь после проведения ряда исследований шельфа? Какая роль в этом отношении отводится Мурманской области?
- Напомню, что Арктика в соответствии с международным правом была в свое время разделена на 5 секторов: СССР, Норвегия, Дания через Гренландию, США и Канада. Россия является правопреемником сектора СССР. Это деление сегодня сохраняется. Международная конвенция дает право морским государствам устанавливать свою исключительную экономическую зону шириной в 200 миль. При продолжении шельфа можно расширять границу до 350 миль. В этих пределах страна получает контроль за ресурсами. Государства могут претендовать на участки морского дна за пределами 200-мильной зоны, если докажут, что их континентальный шельф биологически связан с этими участками. Россия еще в 2001 году подала в ООН соответствующую заявку, и мы сейчас работаем над ее модернизацией, поскольку международная организация сочла эти данные неполными.
С точки зрения геологии особенно богата ресурсами западная Арктическая акватория Северного Ледовитого океана - Баренцево, Печорское и Карское моря. Баренцево море имеет непосредственное отношение к Мурманской области. Карское и Печорское моря географически больше связаны с Архангельской областью, Ненецким и Ямало-Ненецким автономными округами. Нельзя сказать, что другие северные регионы небогаты ресурсами, но там еще нет хорошей разведки. А вплоть до Ямала все хорошо разведано и богато: 70% шельфа России приходится на три названных мною арктических моря. Все, что связано с морем Баренца, позволяет иметь неплохие перспективы для нашего региона. Исследования проводились «Арктикморнефтегазразведкой», МАГЭ, АМИГЭ, работают базы крупнейших компаний «Газпром Добыча Шельф», «Газфлот», «Роснефть», консорциума разработчиков Штокмановского месторождения, «Атомфлот», «Совкомфлот», Мурманское морское пароходство. Формируется Мурманский транспортный узел, соответствующие стивидорные компании уже работают. Свой вклад вносят судоремонтные заводы области, ученые Кольского научного центра РАН. Инфраструктура для освоения Арктики есть, но заниматься этим будем не мы одни. В меньшей степени регион будет заниматься Печорским и Карским морями, в большей - Баренцевым морем. Хотя все это в конечном итоге потребует объединения потенциала всех северных регионов. Если говорить о действующей нефтегазовой инфраструктуре, то здесь самые сильные позиции у ЯНАО. А Мурманской области нужно дальше совершенствовать проекты Мурманского транспортного узла, особой экономической зоны портового типа, что в конечном итоге будет способствовать развитию Штокмановского проекта.
- Насколько я поняла, для развития МТУ нам не хватает региональной нормативной базы?
- По большому счету она создана, с новыми региональными законами уже можно работать, но, безусловно, нужно их улучшать для привлечения резидентов. В правительстве Мурманской области сейчас разрабатывается один из проектов, связанный с льготным налогообложением потенциальных инвесторов. Закон о государственно-частном парт-нерстве уже работает в этом направлении. До конца 2011 года на региональном уровне мы должны принять все необходимые законопроекты, улучшающие работу в рамках МТУ.
Наш регион серьезно готовится к работе в Арктической зоне. Как вы знаете, «Роснефть» и «British Petroleum» заключили между собой соглашение о сотрудничестве, и сегодня гендиректор «Мурманшельфа» Григорий Стратий ведет переговоры с «ВР» о том, что один из центров исследования и обеспечения безопасности Арктики, которых всего будет два, разместится в Мурманске. Речь идет о совместном научном центре «ВР» и «Роснефти».
Работа будет вестись в трех основных направлениях, первое - это наука и образование, с площадками в КНЦ, местных вузах, учебных подразделениях компаний «Газпром Добыча Шельф», «Штокман Девелопмент», «Роснефть», которые планируется создать здесь. Второе направление - инновационное развитие, все, что связано с индустриально-технологическим парком, комплексной базой обслуживания новых проектов. И, наконец, третье направление связано с безопасностью, за которую отвечает администрация морского порта «Мурманск», а также аварийно-спасательные подразделения МЧС и МБАСУ Минтранса, управление аварийно-поисковой службы Северного флота. Возможно создание межведомственного координационного центра по обеспечению морской безопасности. На правительственном уровне говорится о том, что морской безопасностью должны заниматься не по отдельности подразделения различных ведомств, а все вместе, как это принято во многих европейских странах, в той же Норвегии. То есть идея есть, но пока нет концепции. Севморпуть начинается от Мурманска, и очень важно, чтобы вероятность возникновения аварийных ситуаций была исключена на всем его протяжении. Администрация порта «Мурманск» распространила юрисдикцию вплоть до порта Хатанга, который стал его подразделением в соответствии с реформой морских портов РФ. Поэтому Мурманск должен координировать работу аварийных центров на протяжении всего СМП.
Правда, губернатор Архангельской области Илья Михальчук говорит, что все это можно сделать и в Архангельске. Ничего в этих словах плохого я не вижу, это обычная внутренняя конкуренция между регионами, чем заниматься не возбраняется.
- Судя по всему, борьба за морские и энергетические ресурсы в Арктике будет возрастать. Какие формы сотрудничества смогут снивелировать отрицательные моменты в этой гонке?
- Есть Арктический совет, в рамках которого проходят встречи представителей 8 государств Арктики на политическом и экспертном уровнях. Работает Совет Баренцева Евро-Арктического региона. То есть площадки, чтобы снивелировать какие-то отрицательные моменты посредством дискуссии имеются. Их достаточно, в том числе - и на высшем уровне. Иногда к обсуждению подключаются председатель российского правительства и президент, а министр иностранных дел РФ Лавров вообще постоянно и активно участвует в диалогах об Арктике. В 2010 году в Москве под председательством Владимира Путина прошла первая конференция «Арктика - территория диалога». Такая же конференция, уже вторая по счету, состоится в сентябре этого года в Архангельске. Эта встреча скорее организована для экспертного сообщества, но пройдет она под эгидой политиков. Хотя, как я уже сказал, на высшем уровне есть и чисто политические площадки для дискуссий. Мы предложили в 2012 году провести третью конференцию на эту тему в Мурманске - правительство РФ планирует их сделать ежегодными.
Напомню, что в сентябре прошлого года в Тромсе был создан новый научный центр для экологических и климатических исследований, он претендует на роль ведущего Арктического центра. Следующее заседание Арктического совета пройдет в мае этого года в Нуке, в Дании. Ожидается, что там будет подписан юридически обязывающий договор по авиационному и морскому поиску и спасению в Арктике, который разрабатывали Россия и США. Арктический совет не имеет постоянного секретариата, а если он есть, то это позитивный признак того, что повышается роль международного института. Поэтому, возможно, в Нуке будет учрежден постоянный секретариат 8 стран, и Тромсе претендует, чтобы этот орган располагался именно у них.
Арктические государства пока не очень хотят принимать Евросоюз в Арктический совет, при этом ЕС готов тесно сотрудничать с ним и заинтересован в создании на базе Лапландского университета в Рованиеми информационного центра по арктическим вопросам. Европейские страны хотели бы открыть такой центр, чтобы он поддерживал арктическую политику ЕС и повышал ее влияние.
- Какое юридическое и даже моральное право имеют страны, географически далёкие от Арктики, претендовать на освоение ее богатств?
- Никакое - это моя личная позиция. Мы должны сотрудничать с государствами ЕС по линии науки, экологии, мониторинга, поскольку они давно занимаются научной деятельностью в Арктике. Безусловно, экология Арктики влияет на весь мир, но это не является основанием для того, чтобы рассматривать заявку ЕС о вступлении в Арктический совет. На мой взгляд, на фоне возрастающего во всем мире внимания к этому органу важно определить правильный баланс между использованием возможностей сотрудничества с внерегиональными партнерами, готовыми вносить конкретный, конструктивный вклад в реализацию целей и задач, одобренных членами Арктического совета (например, такой внерегиональный партнер, как ЕС), и сохранением региональной идентичности организаций. Нельзя разрушать региональную идентичность организации АС, при этом можно конструктивно сотрудничать с внерегиональными партнерами.
На конференции замминистра иностранных дел Финляндии я напомнил об инициативе министра МИД этой страны Александра Стубба о проведении Арктического саммита под эгидой Арктического совета. Саммит должен собрать не министров, а глав арктических государств. Основные цели саммита, как и АС, остаются прежними - сохранение мира, его предсказуемости и стабильности, обеспечение устойчивого управления разработкой природных ресурсов и международное сотрудничество для совместного реагирования на вызовы в Арктике с учетом экологических интересов.