Санкт-Петербургский институт развития свободы информации (ИРСИ) опубликовал очередной доклад, подготовленный известной международной правозащитной организацией Freedom House. Он называется «Свобода в мире», и там представлен новый рейтинг свободных, частично свободных и несвободных стран.
В списке свободных стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Индия, Италия, США, Франция, Швейцария и многие другие. К частично свободным отнесены, например, Гондурас, Уганда, Кения, а также Украина, Молдова, Грузия. В группе несвободных - Россия, Беларусь, Китай, Судан.
Среди приведенных примеров ухудшения положения в стране особенно выделяется Венесуэла, где принят специальный документ, позволяющий президенту контролировать деятельность неправительственных организаций, а также вводить ограничения на работу местных СМИ в сети Интернет.
Россия оказалась в «черном списке» из-за шумных дел с нанесением побоев журналистам, разгонами собраний и демонстраций, практическим отсутствием результатов борьбы с коррупцией.
Далеко не все эксперты признают результаты исследования Freedom House, считая, что эти рейтинги - не более чем некоторые субъективные выводы отдельных экспертов, не основанные на научной методике, а потому результаты такого исследования не могут считаться заслуживающими доверия.
Евгений Никора, председатель Мурманской областной думы, член президиума регионального политсовета партии «Единая Россия»:
- Я считаю, что Россия не заслуживает рейтинга «несвободных государств», но назвать ее полностью свободной тоже сложно. Кстати говоря, информация о том, что Россия оказалась в «черном списке» из-за шумных дел с нанесением побоев журналистам, разгоном собраний и демонстраций, практически отсутствием результатов борьбы с коррупцией, на мой взгляд, является подтверждением того, что не очень хороша до сих пор ситуация по борьбе с преступностью в нашей стране. Нанесение побоев журналистам - это же позиция не власти, а криминалитета, который расправляется с неугодными представителями прессы. Конечно, это нас не красит, тем не менее внимание к таким резонансным делам, где наносится ущерб здоровью людей, иногда приводящий к их гибели, в последнее время очень серьезное. Результаты борьбы с коррупцией, безусловно, есть, и, безусловно, они недостаточны. И президент об этом неоднократно говорил. Я вижу, что борьба с коррупцией дает свои результаты, но для того, чтобы победить эту гидру, потребуется еще много времени. Если говорить об этом рейтинге, я считаю Россию частично свободной страной, ее нельзя сравнивать с Украиной, Молдовой или Грузией, потому что наше государство более свободно. Хотя нам, чтобы стать абсолютно свободными в части ситуации с правами и свободами человека, предстоит проделать достаточно долгий путь. И возможностей у нас достаточно, с учетом, в том числе, принятых изменений в федеральном законодательстве. Надо только, чтобы сами люди ощущали себя свободными.
Павел Сажинов, депутат Мурманской областной думы, представитель фракции КПРФ:
- Права и свободы не только в нашей стране, но и во всем мире реализуются все в меньшей мере. Эта ситуация, на мой взгляд, связана, прежде всего, с обострением борьбы за власть между политическими группировками и, во-вторых - с отдалением власти от человека в связи с техническим прогрессом. Власть общается с людьми не напрямую, как это было всегда, а через электронные средства массовой информации, блоги и т.д. Она перестает понимать нужды и чаяния конкретного человека. А что касается Мурманской области, то у нас уже стало проблемой для представителей политической оппозиции добиться права проведения митинга даже в дни памятных дат. В центре заполярной столицы разрешают собираться всем, за исключением политической оппозиции.
Сейчас будут проходить выборы в органы местного самоуправления, и буквально на днях вышел федеральный закон, согласно которому, чтобы зарегистрироваться кандидатом в депутаты, в разы увеличили количество предоставляемых документов. Их уже нужно собирать не в единицах, а в несколько десятков листов. Так, например, необходимо представить копии всех страниц паспорта, причем заверенных либо печатью и подписью руководителя избирательного объединения, либо нотариально. То есть делается все, чтобы отбить у кандидата желание избираться депутатом.
Что касается СМИ, то большинство из них полностью лишены самостоятельности. Журналисты сообщают информацию только в том формате, который угоден органам государственной власти и её партии. В Мурманской области по-своему реализуется право политических партий на равный доступ к средствам массовой информации, а не так, как это предписано федеральным законом. Аналогичный областной закон принят еще в первой половине прошлого года. Однако правительство региона сделало все, чтобы избежать его исполнения. Сначала вступление закона в силу было перенесено на 1 января 2011 года, затем на 1 апреля этого же года. При этом партиям разрешено вещать всего 5 минут в месяц. Иначе как издевательством это назвать трудно, потому что чиновники, представляющие «ЕР», могут проводить линию своей партии где угодно и
когда угодно. Послушайте, что говорят люди: «У нас две России - одна существует в телевизоре, а другая - на самом деле».
- Вы сказали, что согласно новому закону кандидату нужно собрать множество документов. Это касается только независимых депутатов?
- И независимых, и кандидатов, представляющих те или иные политические партии. Конечно, партия власти имеет достаточно средств для того, чтобы кому-то поручить провести эту трудоемкую работу. А какие возможности у партий, которые сегодня не представлены во власти, не имеют достаточных средств? Это же касается и независимых кандидатов.
Почему представители оппозиционных партий ходят в народ только в период предвыборных кампаний? Раньше же любой партиец в любое время мог прийти на предприятие, что-то рассказать его работникам, ответить на их вопросы. Не обязательно делать это только на митингах.
Сейчас, для того чтобы прийти на предприятие, нужно получить разрешение его собственника или того, кто этим предприятием управляет. Во всех образовательных учреждениях в соответствии с законом запрещена деятельность политических партий. Но мы знаем, что это запрещено только представителям оппозиции. Во время прошлых выборов, и вы увидите, что во время грядущих - тоже, будет разрешено встречаться с избирателями кандидатам от «ЕР», но никто другой этого права не получит. Точно так же обстоят дела в воинских частях - там вообще запрещена агитация. Даже в учреждения, которые принадлежат Минобороны, запрещено приходить представителям оппозиционных политических партий.
Александр Макаревич, депутат Мурманской областной думы, руководитель фракции партии «Справедливая Россия»:
- Если говорить о политических правах и свободах в России, то, безусловно, положительную роль сыграл принятый не так давно по инициативе президента РФ федеральный закон о равенстве доступа парламентских партий к государственным средствам массовой информации. Однако в нашей области есть огромные резервы для того, чтобы этот закон работал более эффективно. Мы обсуждали эту тему с членом Центральной избирательной комиссии Василием Волковым, говорили, что сегодня, как ни крути, государственные СМИ отдают предпочтение правящей партии. Это проявляется хотя бы в том, что сюжеты с представителями нашей фракции не появляются на экране в режиме прайм-тайм. Как правило, это происходит не в очень смотрибельное для граждан время вещания. И мы еще должны распространить действие этого закона на периодические печатные издания - государственные и муниципальные.
В Мурманской области точкой отсчета развития ситуации в данном направлении стал приход губернатора Дмитрия Дмитриенко со своей командой. Мы видим на сегодняшний день меньше возможностей, предложенных оппозиционным партиям для разъяснения своей позиции - прежде всего, на канале государственного средства массовой информации ГТРК «Мурман». Есть такая известная картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Если дать волю легкой фантазии, то в роль бурлаков, тянущих баржу «Единой России», сегодня втянули государственные СМИ Мурманской области. Когда в региональном парламенте принимали решение о поддержке кандидатуры Дмитрия Дмитриенко на пост губернатора, я в своем выступлении, докладывая точку зрения фракции «Справедливая Россия», говорил, что очень важно изменить политический климат в Мурманской области. В этом смысле мы полагали, что в государственных СМИ должно быть больше возможностей для высказывания точки зрения оппозиции по самым актуальным вопросам жизни региона. Увы, политический климат за время нахождения главы региона на своем посту в лучшую сторону не изменился. Наоборот, мы видим еще более задействованные механизмы цензуры и умолчания. А развитие политической системы вне свободы прессы вряд ли может осуществляться.
Иван Павлов, председатель совета Института развития свободы информации:
- Я никогда не был в Гондурасе и не могу сравнивать положение, сложившееся в России, с ситуацией, которая складывается в странах, в которых я не был. Но я живу в России и с большинством комментариев, которые сопровождают рейтинг, вынужден согласиться. Я вижу, что свободы в этом году у нас не прибавилось, что с журналистами по-прежнему жестоко расправляются, что людей, которые пытаются реализовать свое право на свободу собраний, по-прежнему разгоняют с помощью специальных средств. И даже закон, на который мы возлагали большие надежды, закон о доступе к судебной информации, к сожалению, в 2010 году не заработал, несмотря на то, что вступил в законную силу. Но это не говорит о том, что пора посыпать голову пеплом - начался 2011 год, и у нас есть масса возможностей для того, чтобы сделать Россию действительно свободной страной.