Если кому-либо из читателей сайта доводилось бывать на международных встречах, да не на одной, то они наверняка обратили внимание на человека, постоянно присутствующего на мероприятиях такого рода. Это Сергей Клюшев (фото 1), представитель МИДа РФ в Мурманске. В связи с активизацией приграничного сотрудничества в нашем регионе, а также в связи с ожидаемым наплывом к нам многочисленных зарубежных специалистов, которым предстоит реализовывать здесь крупные совместные проекты, - наш сегодняшний с ним разговор.
- Сергей Владимирович, какова сфера деятельности и ответственности ведомства, которое вы возглавляете, в Мурманской области?
- Территориальные органы МИДа РФ - явление далеко не новое. Не так давно отпраздновали 30 лет со дня основания наши коллеги в Сыктывкаре. Сегодня в Российской Федерации насчитывается 39 территориальных органов Министерства иностранных дел. Они находятся в тех субъектах, которые ведут наиболее активную международную деятельность, и в их обязанности входит координация этой деятельности в интересах российского государства.
Наше представительство было открыто в 1993 году, то есть в 2012-м будем праздновать 15-летие. Обычно региональные представительства - небольшие по численности сотрудников. Исключение составляют разве что Санкт-Петербург, где в представительстве МИДа РФ работают порядка 500 дипломатов, Калининград и Хабаровск. Несмотря на то, что по составу персонала мурманское представительство - стандартное, по причине особенности региона и тому вниманию, которое ему уделяют, здесь трудятся в два раза больше дипломатов, чем в других регионах страны.
- Вы работаете прежде всего со странами Скандинавии?
- Да, и в первую очередь с теми представителями государств, которые граничат с Мурманской областью, а также с теми, с кем сложились давние дружеские отношения. Кроме того, мы оказываем содействие областным властям в работе со странами, проявляющими интерес к региону, и с государствами, к которым проявляет интерес наш регион. Чтобы вы имели представление об объеме, скажу, что только в Петербурге находится свыше 50 консульских учреждений, а в Москве представлены посольства практически всего мира.
- То есть, если к Мурманской области проявляют интерес, например, Польша или Китай, сюда стремятся приехать делегации этих государств, вы должны оказать им содействие?
- Мы обязаны оказать помощь региональной власти в организации приема, оказать содействие консульским, посольским учреждениям в составлении программы пребывания делегации, в организации ее встреч с должностными лицами и общественными организациями. Все необходимые для этого документы находятся на нашем рабочем столе. Кроме того, в работу нашего представительства входит решение задач, связанных с деятельностью консульских учреждений, находящихся в Мурманске. У нас здесь консульство Норвегии - Генеральное оно же Почетное, Генконсульство Швеции и Мурманское отделение Генерального консульства Финляндии в СПб, которое, как мы предполагаем, в ближайшее время трансформируется в Генеральное консульство. Также в Мурманской области есть два Почетных консула - Исландии и Республики Беларусь. Европейские страны проявляют интерес к институту Почетных консулов. По крайней мере, это было на повестке дня у французских и польских коллег. Мурманская область - многонациональная, это одна из важных причин повышенного к ней внимания. Кроме того, мегапроекты, связанные с разработкой Штокмановского газоконденсатного месторождения и комплексным развитием Мурманского транспортного узла, предусматривают привлечение в наш регион огромного количества специалистов из разных стран. Интересы иностранных граждан должен кто-то поддерживать.
- Чтобы назначить кого-то на пост Почетного консула, должны учитываться заслуги этих людей?
- Институт Почетных консулов - достаточно интересен и довольно часто применяется в дипломатической практике не только России, но и других государств. Как правило, на этот пост приглашаются граждане страны пребывания, обладающие достаточным авторитетом у местных властей и населения. Они занимаются общественной или служебной деятельностью и по роду своих занятий имеют отношение к той стране, которая привлекает их к решению почетных консульских задач. Функции Почетного консула, помимо представительских, могут быть достаточно широкими. Наши норвежские коллеги, например, в Архангельске в прошлом году назначили Почетного консула, в функции которого вошла также подготовка документов для решения визовых вопросов жителей Архангельска и Архангельской области.
- А Почетный консул Исландии в Мурманске Виталий Касаткин какое имеет отношение к этой стране?
- Виталий Петрович - известный авторитетный рыбопромышленник, в прошлом - капитан дальнего плавания. В свое время наши рыбаки вели у берегов Исландии активный промысел. В порты этой страны было осуществлено много судозаходов, а исландские рыбаки заходили в мурманский порт. Так сложилось, что у исландской стороны возник интерес в том, чтобы иметь здесь своего представителя. На мой взгляд, Виталий Петрович очень достойно выполняет возложенные на него функции.
- Каким образом представительство МИДа РФ в Мурманске помогает жителям нашей области, попавшим в сложную ситуацию на территории других государств? И тот же Виталий Петрович оказывает помощь исландским морякам, если она им требуется?
- Конечно. Задача любого Почетного консула: защитить интересы страны, которую он представляет. Что касается нашего территориального органа, то мы, естественно, оказываем помощь российским гражданам. Прежде всего жителям Мурманской области, морякам, рыбакам, попавшим в сложную жизненную ситуацию за границей. Они могут быть разные: болезнь, несчастный случай, проблемы, возникшие с работодателем, судовладельцем. Прежде всего поиском решения занимаются консульские организации, находящиеся в той стране, где произошла проблема. Опять же они могут решить не все вопросы, и тогда к процессу присоединяемся мы, как территориальный орган. Если дело связано с болезнью или гибелью людей, то предпринимаем необходимые усилия, чтобы разыскать родственников пострадавшего, соблюсти все печальные формальности. И зачастую эта помощь выходит далеко за рамки регламента, предписанного нам существующим законодательством. Бывает, что у родственников - недостаточно средств, чтобы решить возникшие формальности. И тогда мои коллеги подключаются, оказывают содействие, налаживая контакт близких пострадавшего со служащими необходимых учреждений, которые в состоянии оказать такую помощь. Понятно, что такие случаи бюджетом не предусмотрены.
- Можете привести более свежие и подробные примеры?
- В прошлом году капитан одного из судов попал в неприятную ситуацию с судовладельцем. Экипажу, которым он руководил, не выплатили зарплату. Части рыбаков вместе с капитаном удалось вернуться в Мурманск, а остальным нет. И тогда этот человек взял себе за правило почти ежедневно приходить сюда, чтобы связаться с оставшимися за рубежом товарищами. И мы пошли на то, чтобы понести затраты. Еще пример: в Киркенесе на брошенном судовладельцем в порту российском судне произошел пожар, потушить который на месте не удалось. Норвежские власти пошли на то, чтобы оттащить этот траулер в более безопасное для людей и экологии место. Но перед этим они проконсультировались с нами.
- Сергей Владимирович, ответьте, пожалуйста, как постоянный участник различных мероприятий международного уровня: приграничное сотрудничество с северными странами у нас активно развивается или не очень?
- Все относительно. Если отмотать пленку жизни, скажем, на 10 лет назад и сравнить тогдашнюю ситуацию с сегодняшней, то можно заметить, что в контексте развития международного сотрудничества очень много произошло интересных событий. Вообще оно развивалось в Мурманской области давно, даже в советский период по линии стран Северного калотта. И данные наработки до сих пор лежат в основе сотрудничества. Эти договоры обновляются и дополняются через каждые 2 года. Недавно правительство Мурманской области подписало соглашение с властями норвежской губернии Роголанд, еще раньше - с Финнмарком. Сейчас готовится к подписанию договор сотрудничества со шведской губернией Норботтен. То есть процессы идут достаточно активно, но, может быть, его участникам хочется, чтобы они проходили еще быстрее. Иногда на эти процессы влияют какие-то объективные факторы, не позволяющие прибавлять скорости, потому что это связано с действующим законодательством как РФ, так и наших соседей. Последнее событие, связанное с развитием приграничного сотрудничества, это Соглашение о безвизовом перемещении жителей приграничных районов России и Норвегии.
- Когда оно заработает реально, а не на бумаге?
- Еще предстоит ратификация документа между нашими странами и создание соответствующей инфраструктуры для его реализации. Соглашение само по себе - очень хорошее, но требуется еще создать механизм, чтобы оно четко работало. Чтобы граждане как России, так и Норвегии, проживающие на приграничной территории, могли спокойно пользоваться этим правом. Требуется создание отдельного или дополнительного пункта пропуска для потока этой категории граждан, чтобы они не задерживались. Сегодня на КПП «Борисоглебск-Стурскуг» создалось свое-образное бутылочное горлышко. И если в регионе очень скоро начнется реализация проекта освоения Штокмана, то при том количестве граждан, которые перемещаются сегодня через российско-норвежскую границу (а по прогнозам, к 2014 году поток людей, пересекающих границу со стороны Мурманской области, составит от 300 до 400 тысяч человек), пункт пропуска просто не справится. У нас есть похожие эпизоды в Калининградской области, но это особый регион России. Мурманская область - тоже уникальный регион, и мы в каком-то роде выступаем пионерами в решении вопроса упрощения порядка взаимных поездок в 30-километровой зоне. И для этого надо было многое сделать. Судите сами: совсем недавно автодорога госграница - Мурманск была для проезда иностранцев закрыта, а сегодня они перемещаются свободно. Разве это не означает, что происходят какие-то подвижки, позволяющие облегчить приграничное межрегиональное сотрудничество? Хотя какие-то барьеры, несомненно, существуют, причем с той и другой стороны. Самое главное, что есть желание сторон эти барьеры устранять, поскольку о них говорится на различных совместных мероприятиях, в том числе и высокого уровня. Короче говоря, все идет по плану. А мы почему-то часто думаем так: подписали соглашение - значит, завтра уже можно собирать чемоданы и ехать.
Я полагаю, что в течение этого года будет создана соответствующая инфраструктура, и в 2012 году наши граждане, проживающие в 30-километровой приграничной территории, будут ездить в Норвегию. Наверное, надо еще подготовить и распечатать брошюры, которые будут информировать граждан о порядке применения к ним льготной возможности пересечения границы и пребывания на чужой территории, обозначить соответствующим образом ее пределы.
- Если так долог путь по внедрению в жизнь соглашения о возможности пересечения границы в 30-километровой приграничной зоне, то сколько же времени понадобится России для того, чтобы войти в число участников Шенгенского соглашения?
- Никто не говорит о том, что Россия войдет в Шенгенскую зону. Речь о том, наша страна желает получить возможность безвизового въезда своих граждан в страны Шенгенского пространства, предлагая странам - участникам соглашения такие же возможности для въезда в Россию. Работа в этом направлении ведется. Тут и примеров никаких приводить не надо. Вспомните, что было 2-3 года назад - на эту тему и не заговаривал никто. Сегодня вопрос решается, и достаточно быстро. Его продвижение зависит от многих факторов, и, естественно, политики проявляют определенную осторожность, не называя конкретные даты. Политика - вообще дело деликатное, потому что, если ты что-то сказал, то сказанное надо выполнять, иначе - какой из тебя политик? Поэтому дипломаты работают осторожно, поступательно, я бы даже сказал, наступательно.
- Вы работаете с самого года основания представительства МИДа РФ в Мурманске?
- Нет, но у нас есть две сотрудницы, работающие с 1993 года: Ольга Викторовна Гаврилова, третий секретарь представительства, и Маргарита Викторовна Омелина (фото 2), главный специалист-эксперт. Это очень грамотные специалисты высокой категории, что связано с их функциональными обязанностями. Сотрудники представительств (не только нашего, а всех территориальных органов МИДа РФ) имеют очень разноплановую, многопрофильную подготовку. Если сотрудники консульских учреждений, работающих за границей, специализируются на каких-то отдельных направлениях, то наши могут выполнять любые функции. И консульские, и политические. Поэтому они востребованы, их с большим удовольствием приглашают в командировки для оказания помощи дипломатическим учреждениям. Наши специалисты за последнее время побывали в командировках в Стамбуле, Баку, Алма-Ате и получили за это отличные оценки.
- Вы лично заканчивали МГИМО?
- Нет, мое первое образование - военное, потом была военная служба в течение 21 года, затем непродолжительный период времени занимался бизнесом. Поскольку в период прохождения службы закончил еще одно учебное учреждение по специальности «международные отношения», то смог применить свои знания на дипломатической службе.
- Нравится нынешняя работа?
- Конечно, иначе зачем бы я здесь работал? Сложная работа, интересная, имеющая свою специфику.
- Как вы относитесь к созданию Норвежского клуба в Мурманске?
- Это совершенно нормальная форма работы, связанная с норвежскими интересами в Мурманской области и России по совместным проектам. В нашем регионе, я считаю, наиболее плотно представлены бизнесом именно норвежцы. Хотелось бы, чтобы местные власти уделяли более повышенное внимание туризму, потому что нереализованных возможностей в нашем регионе много. И некоторые из туристических проектов, связанных с развитием рекреационных зон, осмотром достопримечательностей, например, в Печенгском районе, даже не требуют больших экономических вложений. Иногда не стоит изобретать велосипед, достаточно вспомнить хорошо забытое старое. Для этого достаточно проявить добрую волю и приложить определенное количество усилий. Кстати, соглашение о приграничном сотрудничестве, о котором мы с вами говорили, поможет создать предпосылки для развития именно малого бизнеса. Мы часто думаем и говорим о том, что в России все плохо. Не все. К нам, например, часто приезжают норвежцы, чтобы получить квалифицированную медицинскую помощь. Да, в больницах могут быть обшарпанные стены, плохая мебель, но специалисты здравоохранения - хорошие, и цены за медобслуживание ниже, чем за рубежом. То же самое можно сказать и о Швеции, в которой я трудился несколько лет, и у меня есть, с чем сравнивать. Знаю, как там работает система ЖКХ и сколько им потребовалось времени, чтобы организовать правильно работу систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации. Это ведь не делается в одночасье, как требуют граждане в России, и жители Мурманской области в частности. Невозможно за короткое время привести в норму жилищно-коммунальное хозяйство в крупных городах, где сотни километров труб. Чтобы заменить их, да еще в соответствии с современными технологиями, требуются большие деньги. Это надо понимать.
- Насколько понимаю, и в Скандинавии с Европой тоже не все хорошо, как хотелось бы?
- Я вас уверяю: если заболею где-нибудь за границей, то соберу последние силы, чтобы приехать сюда и лечиться здесь. И дело здесь не только в более низких ценах. К примеру, если вы заболели где-нибудь в Швеции, то чтобы попасть к участковому врачу, придется преодолеть несколько кордонов препятствий. Сначала девушку на ресепшне, которая узнав, что вас беспокоит, откомандирует к медсестре. Та не пропустит вас к врачу, а порекомендует приобрести панадил - это аналог нашего панадола, который там прописывают «от всех болезней» и продают во всех супермаркетах. Если через 3 дня препарат не поможет, то вас могут пропустить к врачу. Но не исключено, что тот, выслушав о ваших болячках, опять назначит панадил. И обратите внимание: что, даже будучи гражданином этой страны и вписанным в схему так называемого социального медобслуживания, вам придется платить - и за встречу с медсестрой, и за встречу с врачом. И каждый раз, посещая врача, находясь у него на лечении, вы будете платить за это посещение. Причем очень многие наши сограждане, возвращаясь в Мурманск, затем узнавали, что диагноз за рубежом был поставлен неправильно, и долечивались уже здесь.