05.03.11
 

Совет старейшин сохраняет оптимизм

Совет старейшин сохраняет оптимизм

Чуть более двух месяцев назад приказом главы Росрыболовства Андрея Крайнего на должность начальника Мурманского морского рыбопромышленного колледжа был назначен Валентин Жук (фото 1). К работе Валентин Алексеевич подошел творчески и наметил большие планы на будущее: в ММРК уже учрежден совет старейшин, планируется создать ассоциацию выпускников бывшей средней мореходки и возродить на базе колледжа школу юнг.
О настоящем и ближайших перспективах одного из старейших отраслевых учебных учреждений Мурманской области - наша сегодняшняя беседа с его начальником Валентином Жуком, а также с преподавателями и членами совета старейшин колледжа - руководителем судоводительского отделения Сергеем Плятнером (фото 2), начальником радиотехнического отделения Сергеем Клепцовым, начальником судомеханического отделения Михаилом Юрченко, заместителем начальника колледжа Геннадием Недвигой (фото 4).
Члены совета старейшин ММРК рассказали, что за четверть века в колледже произошли существенные изменения - как в основных образовательных программах, так и в отношении изучаемых специальностей. В последние два года ведется активное обучение профессиям: судовой электромеханик и рефмеханик. Продолжается подготовка и по непрофильным дисциплинам, например, здесь учат на экономистов и бухгалтеров, которые работают затем в системе рыбной отрасли.
- Время такое, что нужно зарабатывать деньги, в том числе за счет платных образовательных услуг, - говорит Сергей Плятнер. - Желающих обучаться достаточно много, раньше набор на экономическое отделение составлял около 500-700 человек. В связи с демографической ямой, образовавшейся в настоящее время, численность курсантов и студентов, конечно, снизилась. Но все равно желающих обучаться довольно много. Наш колледж - одно из старейших учебных заведений на Кольском полуострове, в 2012 году будем праздновать его 80-летие. Имидж учебного учреждения высок, уровень получаемых ребятами знаний и квалификация преподавателей тоже.
- Реформа образования исключает такой уровень обучения, как начальная профессиональная подготовка. Решать эту задачу в системе подготовки кадров для рыбной отрасли теперь будут колледжи?
- Если посмотреть на прошедшие этапы реформирования ММРК - техникум, училище, колледж - мы везде классифицировались как учебное учреждение среднего звена. Однако при освоении основных образовательных программ все курсанты получают начальное профессиональное образование с целью получения рабочей профессии - мат-роса, моториста и т.д. Курсант получает квалификационное удостоверение и при желании может работать по полученной профессии.
- С какой целью был учрежден совет старейшин?
- В колледже работает много специалистов с большим трудовым стажем и опытом работы в море. Мы объединились в совет старейшин с целью оказания консультативной помощи руководству колледжа, выдачи рекомендаций по важным решениям.
- А обновление кадров преподавательского состава осуществляется?
- Естественно. Сложнее с комплектацией колледжа преподавателями специальных дисциплин, потому что уровень зарплаты бюджетников невысок.
- Какова тенденция - нынешняя молодежь стремится получить рыбацкую профессию?
- План приёма на каждый год выполняется. В 2010 году конкурс на обучение морским дисциплинам составил полтора-два человека на место. Всего на бюджетные места в прошлом году было принято 190 человек. Но это не значит, что можно ограничиться этой планкой - сверх норматива можно поступать на коммерческой основе.
- В советские времена конкурс был выше?
- Да, и надо учесть, что курсантам тогда присваивалось офицерское звание - младший лейтенант запаса. Это привлекало молодежь, да и ребят тогда было существенно больше. Поэтому был конкурс 5-6 человек на место, а на некоторые дисциплины и больше.
- Говорят, что обязательность службы в армии сегодня приводит к тому, что юноши не возвращаются в колледж доучиваться, ищут другие места для применения своих способностей.
- Сейчас в основном идёт приём на базе 9 классов, по-этому ребята успевают закончить колледж до призыва на армейскую службу. Бывает, конечно, что и срывают парней с последнего курса, но на период службы им предоставляется академический отпуск. Практика показывает, что большая часть повзрослевших ребят возвращается в колледж, на те же самые бюджетные места. В настоящее время достигнуты договоренности с командованием 43-й дивизии ракетных кораблей Краснознаменного Северного флота о проработке вопроса целевого набора для прохождения срочной службы выпускников колледжа на кораблях КСФ. И службу в море проходить будут по специальности, и нам легче будет оказать нашим бывшим курсантам всяческую поддержку.
- Как много ваших выпускников работают по полученной специальности? Ведется такой мониторинг?
- Да, у нас есть служба трудоустройства. Насколько нам известно, в областном центре занятости наших выпускников по морским специальностям практически нет. Все желающие находят работу по специальности.
- Диплома о среднем образовании достаточно, чтобы ходить в море на руководящих должностях и не тратить время и деньги на подготовку в вузе?
- Вполне, и я могу назвать вам известные фамилии наших выпускников, которые делали это: Александр Викторович Абакумов, Герой Социалистического Труда, почётный гражданин города Мурманска, старейший работник рыбной отрасли, контр-адмирал флота Шабалин Александр Осипович, дважды Герой Советского Союза, Василий Никитин, генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера, Андрей Иванов, рыбопромышленник, депутат Мурманской областной думы, Валентин Балашов, глава Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства, Сергей Симаков, начальник управления международного сотрудничества Федерального агентства по рыболовству. Их очень много, всех не перечислишь - целая плеяда.
- Есть отличие нынешних абитуриентов от ребят, поступавших в ваш колледж в прошлые годы?
- В последнее время качество знаний ребят, которые к нам поступают, снижается. Такова тенденция последних нескольких лет, - говорит Валериан Гаврилов (фото 3), заместитель начальника ММРК. - В Мурманске 16 ресурсных центров, общеобразовательных учреждений, остальные около 30 дают уровень неполного среднего образования - 9 классов, потому что в 10-й и 11-й их не берут.
- Практику в море сложно пройти?
- Обучающиеся на морских отделениях практически все проходят морскую практику. И зарплату получают, причём неплохую. Единственная проблема - необходимость службы в армии, после чего тяжелее доучиваться. За год ребята теряют льготу получения рабочих дипломов без МКК (морская квалификационная комиссия).
- Иногородних в числе поступающих много?
- В последние годы стало больше. Есть ребята из Вологодской области, Твери, Воронежа. Раньше в основном приезжали с побережья Мурманской области.
- И общежитие имеется?
- Да, оно предоставляется всем бюджетникам бесплатно, питание - тоже бесплатно.
- Говорят, что имидж морской профессии падает, а флотоводцы жалуются на недостаточную подготовку выпускников не только вашего колледжа, но и Мурманского государственного технического университета. Так ли это?
- Стандарты, которые были определены государством, остались на прежнем уровне. А время идет вперед, флота закупают новые суда с оборудованием сегодняшнего дня. Образовательный стандарт надо поднимать на качественно иной уровень. Мы в рамках стандарта свою программу выполняем.
- Давно говорится об объединении рыбопромышленного колледжа с МГТУ. Когда это всё-таки произойдёт? Вы считаете, это колледжу в плюс или в минус?
- Положительного в этом много. В первую очередь - важно сохранить отраслевое образование. Это можно сделать только в составе единого комплекса - МГТУ и ММРК плюс совместное использование материальной и лабораторной базы. В университете большой процент остепененных преподавателей, которые могут оказать нам помощь по части обучения в аспирантуре, проведения исследовательских работ. Плюсов много, и коллектив колледжа не видит ничего страшного в присоединении нашего учебного учреждения к МГТУ.
- Планируется провести оптимизацию штатного расписания? - вопрос Валентину Жуку.
- Учебные дисциплины определяются стандартом, нарушать который никто не имеет права. Сейчас заканчивается работа над стандартами третьего поколения. Это профильноориентированное обучение, основанное на профессиональных модулях. Естественно, с их введением уровень практической подготовки будет выше, без снижения показателей теоретического обучения. Опыт присоединения Калининградского рыбопромышленного колледжа к Балтийской академии говорит о том, что штатное расписание меняться не будет за исключением 3-4 должностей, дублирующих друг друга. Основное предназначение нашего колледжа - подготовка кадров для рыбной промышленности - останется.
- Когда наступит час икс?
- Как только поступит приказ из Росрыболовства.
- На какой факультет у вас самый большой конкурс?
- На судомеханический. Парадокс какой-то получается: на судомехаников конкурс большой, а на рефмехаников берем всех, кто подает заявление. Хотя специальность эта очень востребованная. Чтобы стать вторым механиком, нужно проходить в море минимум 5 лет, а чтобы работать рефмехаником достаточно 6 месяцев пройти стажировку и иметь учебный диплом. У рефмеханика такой же пай и зарплата, как и у второго механика.
- Как вы считаете, повышенные стипендии, которые выделяются студентам, стимулируют к учёбе?
- Да, конечно. Союз рыбопромышленников Севера выделил курсантам колледжа две стипендии имени Николая Блинова - по 1200 рублей уже 5 лет подряд получают. Творческая связь есть с библиотекой Блинова, где работает культурный центр, куда с удовольствием ходят ребята. Есть ещё три премии мэра Мурманска, в прошлом году заслужили премию правительства РФ. Это говорит о том, что наши курсанты хорошо учатся, уровень полученных знаний достаточно высок. В колледже - 8 стипендиатов, которые получают специальные премии различного уровня.
- Каковы перспективы работы Мурманского морского рыбопромышленного колледжа на ближайшее будущее?
- Среднее мореходное училище было, есть и будет основной кузницей кадров для рыбной промышленности. Это доказано историей: в 1932 году образовано Мурманское мореходное училище, Херсонское, которое я окончил в свое время. Всегда в рыбопромысловом флоте оставалось больше учеников средних мореходных училищ. В 80-90-е годы была тенденция обновления флота - мы тогда заканчивали высшую мореходку. Была установка: до должности капитана допускать только с дипломом о высшем образовании и партбилетом. Сегодня колледж имеет более высокий статус, из его выпускников - шесть прославленных капитанов, Героев Социалистического Труда, два министра федерального значения, один - дважды герой СССР. Былые заслуги тоже нужно принимать во внимание, они являются платформой для развития. Сейчас времена модернизации, инноваций и других новых технологий, применительных для обучения и в средних учебных заведениях тоже. Руководство Росрыболовства поставило перед отраслевой системой образования четкую задачу повышения качества подготовки кадров. Главное - сработать на упреждение, потому что, кто бы что бы ни говорил, флоту - быть. Создана Объединенная судостроительная корпорация. Идет поиск путей для ускорения строительства новых судов, прежде всего - первоклассных и высокотехнологичных. Танкер длиной 250 метров стоит 50-70 млн долларов, а высокотехнологичное рыбопромысловое судно норвежской или испанской постройки - в пределах 100 млн. И работать на них значительно сложнее, потому что помимо функции принятия груза есть специфика работы на промысле в море.
- Реально с дипломом колледжа стать капитаном?
- Конечно, никаких препятствий для выхода в море у выпускников нашего колледжа нет, потому что помимо диплома об образовании должен быть рабочий диплом, наличие плавательного ценза. Техник-судоводитель имеет право заступить на мостик третьим штурманом и далее - продвигаться по служебной лестнице.
- В вашем колледже никогда не велось обучение по профессии переработчика. Почему?
- В МГТУ есть технологический факультет, а у нас обучение всегда велось по морским специальностям.
- А вы ранее где работали?
- До приказа руководителя Росрыболовства Андрея Крайнего о своем нынешнем назначении занимал должности начальника контрольно-аналитического отдела Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства, начальника отдела правового обеспечения. С 1982 года - в Мурманске, после окончания Херсонского мореходного училища. Ходил в море. Здесь заканчивал МВИМУ (Мурманское высшее инженерное морское училище имени Ленинского комсомола), капитан дальнего плавания, кандидат экономических наук, почётный работник рыбного хозяйства. Тема диссертационного исследования: «Формирование системы экономического мониторинга деятельности флота на примере судов Северного бассейна». Работаю над докторской диссертацией. Пять лет руководил флотом ОАО «Карелтраст», учредителем которого являлся «Карелрыбфлот», правопреемник Беломорской базы гослова, в составе которого было около 20 судов.
- Я уже спрашивала у совета старейшин по поводу предстоящего слияния колледжа с МГТУ. Вы что можете сказать по этому поводу?
- Руководство Росрыболовства все делает для того, чтобы сохранить многоступенчатое отраслевое образование. Слиянию быть, это одна из главных наших задач.
Мы налаживаем отношения с ведущими морскими колледжами мира - в Чили, Аргентине, Сингапуре, Норвегии, Финляндии и других странах. Ведем интенсивную переписку с целью заключения меморандума о взаимодействии. Там детки начинают обучение морским специальностям с 3-4-х лет. Есть школы юнг, садики с профильным направлением. В Мурманске тоже была школа юнг под названием «Альбатрос». Мы планируем открыть такую же школу на базе ММРК и МГТУ. Это, я думаю, наиболее приемлемое место. Прорабатываем вопрос заключения договора с Международной лигой моряков. Идет интенсивная работа над созданием ассоциации выпускников мореходки.
- Какова цель всей этой работы?
- Возвращение имиджа, популяризация работы рыбопромышленного комплекса и рыбной отрасли. Вы знаете, очень часто путают понятия «рыбное хозяйство» и «рыбная промышленность», а это - разные вещи.
- Разница в чем?
- Промышленность - это технологическая цепочка от добычи до реализации. Хозяйство выглядит несколько мельче на этом фоне. Поясню почему. Рыбаки подняли рыбу на борт, часть ее заморозили, другую переработали на муку, консервы, жир. Подходит транспорт, все выгружается на него для доставки на берег, а плавучий завод продолжает работать в течение 6 месяцев. Мы в 90-е годы покинули Мировой океан. Тихий океан открывал ещё СССР, в юго-восточной и юго-западной частях работали суда всех главков - Главрыбы, Запрыбы, Севрыбы, Азчеррыбы. Порядка 100-150 единиц судов находилось в этой акватории, и каждый борт вылавливал 100-150 тонн рыбы, производил 60-80 тонн готовой рыбопродукции.
- Но сегодня большинство судов только морозит рыбу. Разве можно назвать их капитанов директорами?
- Вне всякого сомнения. Да, сегодня технологический цикл несколько изменился. Крупнотоннажные суда не должны тратить время на переходы, они должны беспрерывно работать в море. Возьмем мойву. Норвежские суда-кошельковисты берут по полторы тысячи тонн за один улов. При наличии здесь 5-10 единиц судов класса «Лазурный», как у мурманской компании «Айсберг-Норд», нам не нужно будет гонять суда типа «Моонзунд» и «Пулковский меридиан» на эту недорогую, но так необходимую для населения рыбу. Эти траулеры должны работать в Тихом океане. Но необходимо понимать, что без поддержки государства возвращение в Мировой океан весьма проблематично.
- Есть такая точка зрения, что в Мурманский рыбный порт не нужно везти пелагические виды рыбы, только тресковые. Вы тоже так считаете?
- Надо трезво смотреть на вещи: население не сможет в большей своей массе кушать филе трески.
- Раньше в нашей стране действовала установка: накормить как можно больше людей рыбой. Сейчас Россия - государство сытых?
- Морская рыба - по определению более полезна, чем пресноводная, для человеческого организма. Это медициной доказано. И сегодня, как десятилетия назад, перед рыбаками ставится задача: накормить население мойвой, путассу, скумбрией. Должна быть и соответствующая перерабатывающая база на берегу. Работать нужно только на высоколиквидной продукции и ее экспортировать - важно и нужно, но есть еще и массовые виды рыбы - мойва, путассу, сельдь, скумбрия. В 2001 году была подписана Морская доктрина РФ, где отдельной строкой прописано «промышленное рыболовство». Все документы в нашей стране претворяются в жизнь, и этот тоже.
- Вы уверены, что Мурманск вернет славу рыбной столицы?
- Он ее и не терял. В чем потеря? Да, в порту не стоит по 4-5 корпусов, как раньше, но промысловые суда сюда стали заходить чаще. И потом - уменьшилось количество судов. Есть экономическая конъюнктура, и много продукции уходит через другие порты, но вылов увеличивается, это факт неоспоримый. Руководство страны отмечает этот отрадный факт. На последнем заседании президиума российского правительства положительно отмечена работа Росрыболовства. Я не считаю, что Мурманск потерял лидирующие позиции. Надо вспоминать Михаила Васильевича Ломоносова, который говорил, что Россия будет прирастать морями студеными. А мы живем у моря студеного.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:15Печенга замерзает: «Ходим в трех кофтах, спим под двумя одеялами»

18:05В Мурманске ремонт кровли из-за неблагоприятных погодных условий перенесли на март

17:20Более 200 мурманчан посетили выставку пленэров в Детской художественной школе

17:10Мурманчане жалуются губернатору на состояние лестниц

16:40Остров в Верхне-Туломском водохранилище официально назовут Партизанским

15:46Ледовый дворец приглашает на массовые катания с 25 ноября по 1 декабря

15:35«Первая высшая награда»: юные танцоры из Мурманска завоевали золото на III Арктических Дельфийских играх

14:50Сбер: в Мурманской области спрос на вклады вырос на 25%

14:35Татьяна Кусайко: Военнослужащим с детьми-инвалидами дадут жилье вне очереди

14:25Студенты РАНХиГС познакомились с успешным опытом ФосАгро в реализации социальных программ

14:24«Мегафон» восстановил голосовую связь в Мурманской области

14:15Грузопоток ММТП снизился на 17% в сравнении с прошлым годом

14:07В Норвегии найдено тело матроса с Мурманского судна «Полярный исследователь»

13:49В Мурманске обрушилась сеть «МегаФон»: абоненты остались без связи

13:14Берегите голову: снег и сосульки падают с крыш в Североморске и Кандалакше

07:30Что надо есть на ночь — без страха потолстеть

07:09Без оливье и мимозы: 5 бюджетных и вкусных салатов и закусок на новогодний стол 2025

06:29«Королевский» салат со свёклой: добавляю всего 1 продукт — реакция гостей интересная

Все новости