15.03.11
 

Рыбопереработка на Севере была, есть и будет

Рыбопереработка на Севере была, есть и будет

Как сегодня живется береговым рыбоперерабатывающим предприятиям Мурманской области? Поиском ответа на этот вопрос редакция портала занималась, общаясь с руководителями мурманских рыбофабрик. Статьи на эту тему были размещены на сайте в феврале и марте. Продолжает серию публикаций о состоянии региональной береговой рыбопереработки беседа с представителями комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области - и.о. руководителя этого комитета Олегом Николаевичем Заболотским (О.З. - фото 1) и его заместителем Вадимом Виссарионовичем Соколовым (В.С.- фото 2).
- Сколько береговых рыбоперерабатывающих предприятий работают сегодня в Мурманской области?
О.З.
- Их количество на протяжении последних 10 лет практически не меняется - одни предприятия исчезают, другие появляются, но в среднем держится примерно одна и та же цифра - 37. Это компании преимущественно малого бизнеса, но есть и представители среднего.
- Перечислите, пожалуйста, хотя бы некоторые, чтобы увидеть их разброс по региону?
О.З.
- В Печенге - «Мурманхолдинг», Ура-Губе - перерабатывающий цех СПК РК «Энергия», Оленегорске - ООО «Штиль», бывшее «Гамма», где продолжают выпускать пресервы. В Мурмашах - ООО «Причальное», Лиинахамари - «Русский лосось», здесь осуществляется частичная переработка семги, Североморске-3 - «Акватория», Минькине - «Катран-Кола», Молочном - «Паллада-Фиш», Белокаменке - РПК «Белокаменка» совхоза «Полярная звезда», Трех Ручьях - «Супримекс», «Гольфстрим», Мурманске - «Норд-Вест Ф.К.». Пока есть рыба, будет и переработка. А в Мурманске и области она есть, и ассортимент рыбопродукции увеличился, ведь потребитель стал более требовательно подходить к выбору товара. Стало больше продукции глубокой переработки.
В.С.
- Если раньше ту же селедку можно было продать на реализацию соленую, в бочке, то сегодня в таком виде ее никто не купит. Это касается и пресервов. Раньше рыбопереработчики делали сельдь в банках, а теперь их катают только по заказу. Потому что хозяйка лучше купит одну рыбину в вакуумной упаковке, а не банку весом 1 кг 300 г. Во-первых, ей нужна одна штука, а не несколько, во-вторых, в вакуумной упаковке она эту рыбу видит, а в банке нет, в-третьих, это выйдет дороже, ведь в стоимость продукции включена цена банки. И, наконец, куда банку деть? Сортировка и утилизация металлической тары региональным мусороперерабатывающим производством не предусмотрена.
- Наша рыбопереработка работает преимущественно на регион или продукцию вывозят за его пределы?
В.С.
- Жителям Мурманской области для потребления требуется 20 тысяч тонн рыбы и морепродуктов в год. Местная береговая переработка производит 35 тысяч тонн плюс 90% готовой рыбопродукции делают в море. Всего рыбная отрасль региона (море и берег) выпускает 580 тысяч тонн рыбных продуктов, готовых к потреблению. Сколько из всей этой массы потребляет регион - никто не скажет, такой статистики не ведется.
- Понятно, что спрос регулирует рынок. Какой смысл везти рыбопродукцию сюда, если своей хватает с избытком?
В.С.
- У каждого сетевика - собственная закупочная политика и свои партнеры. Если говорить только о сетевиках, то у них процесс закупок централизован. Я не думаю, что директор мурманского «О' кея», например, может принимать какие-то серьезные решения на месте. Одно дело - купить 2 тонны продукции, другое - 2 тысячи тонн. От цены договора пляшет и цена розницы.
- Раньше переработчики жаловались на рыбаков, что те везут рыбу в Петербург и им приходится закупать сырье для производства там. А как сегодня обстоят дела?
О.З.
- В основном рыбное сырье приобретается на мурманском рынке, хотя бывают исключения. Например, ОАО «Мурманский рыбокомбинат» закупает рыбу у норвежцев. Потоки сырья очень разрозненные, и хочу отметить, что одна из основных причин в том, что береговики стали предъявлять высокие требования к его качеству. Требование СанПиН об ограничении глазури в рыбном продукте - не более 5% может положительно сказаться на работе местных предприятий рыбопереработки. Столкнувшись с фактами низкого качества привозной рыбопродукции, местные представители сетевых компаний, в частности сети «О' кей», обратились в комитет рыбохозяйственного комплекса с просьбой помочь наладить деловые контакты с мурманскими рыбаками. Мы организовали им встречу с руководством Союза рыбопромышленников Севера.
В. С.
- Я не вижу оснований покупки рыбного сырья для местной переработки в Питере. К примеру, селедка лежит на мурманском холодильнике по той же самой цене, что и в Северной столице. Рыбаки сюда везут палтус, скумбрию, сельдь. Рыбы сейчас на холодильнике - 30 тысяч тонн, полный ассортимент. Больше 5 тысяч тонн трески еще не проданы.
- Какой смысл Союзу рыбопромышленников Севера работать с местными сетевиками, если у них давно налажена сеть поставок, в том числе и на европейский рынок?
В.С.
- Всего 30% рыбопродукции СРпС, в основном треска и пикша, идут на европейский рынок.
О.З.
- Генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин говорит, что не против деловых отношений с сетевыми компаниями. Более того, предлагает работать по VIP-заказам, производить на борту судна стейки, тресковые языки, филе.
В.С.
- В Питере закупают только то рыбное сырье, которого у нас нет, потому что в Подмосковье и Лен-области - самые крупные склады, куда стекается продукция со всей России. Видели здесь красную икру в продаже? Она родом с Дальнего Востока. Закупают икру на складе в Подмосковье, а расфасовывают здесь. Тунца в Мурманске можно увидеть - и в консервах, и в ресторанах готовят. Дальневосточный минтай здесь есть, корейские водоросли.
- Беломорские водоросли уже не добываем?
О.З.
- Добываем, но мало. В Поморье есть уникальный Архангельский водорослевый комбинат, но сегодня он выходит только на определенные объемы производства. И на Соловках раньше морскую капусту и фукусы добывали, и в Кандалакшском заливе высаживали морской десант. Сегодня отечественные водоросли замещает импорт - прежде всего потому, что он дешевле. Есть морская капуста, искусственно выращенная, причем поступает она в Россию в виде готового полуфабриката, который долго хранится.
- Раньше субсидии из областного бюджета выделялись предприятиям береговой рыбопереработки для модернизации устаревшего оборудования, а сейчас?
В.С.
- Регион субсидирует только процентную ставку банковского кредита, который предприятия берут под модернизацию производства и на пополнение оборотных средств. На Дальнем Востоке с этого года действует специальная региональная программа поддержки береговой рыбопереработки стоимостью 199 млн рублей под переработку. Так же как колхозникам, рыбопереработчикам за каждый килограмм выпущенной продукции выплачивают деньги. Мы тоже раньше пытались сделать в Мурманской области нечто подобное, но быстро поняли, что никакого развития эти меры не дают, потому что халява она и есть халява. Мы переработчикам помогаем, а они по рыночной цене продают произведенное тресковое филе на запад. Какое же это развитие?
- Губернатор ДВ Сергей Дарькин в свою программу господдержки предприятий береговой рыбопереработки верит, а мы нет?
В.С.
- Пусть Дарькин поработает, а потом сделает свои выводы. Мы свои уже сделали.
- Сколько береговых рыбоперерабатывающих предприятий Мурманской области пользуются сегодня субсидиями?
В.С.
- В этом году 12 компаний, в прошлом было 18. Остальные переработчики не изъявили желания воспользоваться материальной поддержкой. И это объяснимо, ведь чтобы иметь субсидию, нужно соблюдать необходимые условия: вовремя расплачиваться с банком, не задерживать выплату налогов. К тому же кредиты дают не каждому, нужно иметь кредитную историю.
- Можете назвать тех, кто пользуется субсидией?
О.З.
- Например, «Норд-Вест Ф.К.», «Катран-Кола», «Паллада-Фиш». Эта программа поддержки - не панацея. Если годовой оборот предприятия, к примеру, составляет 2 млрд рублей, а субсидия всего 2 млн, то на его экономику это никак не повлияет. А малым предприятиям это может помочь.
- «Норд-Вест Ф.К.» - не малое предприятие...
В.С.
- Эта компания активно занимается модернизацией - постоянно меняет разделочную технику, внедряет новые технологии. И если у нее есть возможность и желание получить какую-то поддержку - почему нет?
О.З.
- Деньги предлагаются, конечно, небольшие, но это - та же зарплата, налоги, все то, что влияет на экономику региона.
- Из 37 названных вами действующих береговых рыбоперерабатывающих производств - как много старых?
В. С.
- Самые новейшие фабрики - на Трех Ручьях, в Белокаменке - у колхоза «Полярная звезда» и в рыбном порту - «Мурманскрыбопродукт». Остальные можете причислить к старым.
- Предприятие «Гольфстрим» на западном берегу Кольского залива давно бездействует?
В. С.
- Хозяин модернизировал его в течение года, а потом попал на кризис. Пока еще не запустился. Хоть мы и говорим, что кризис рыбной отрасли не коснулся, на самом деле это не так. В один прекрасный момент вся торговля тресковым филе на западе встала. Оптовики, которые его закупают, работают на банковских кредитах, а банки эти кредиты не давали. На складах Европы у одного из мурманских рыбопромышленников сразу застряло 2 тысячи тонн филе. Оптовики стали сбивать цену до 50%, и то заплатить грозились только после реализации продукции. А большие береговые рыбофабрики в нашем регионе выпускали именно тресковое филе. Сейчас понемногу положение стало выправляться. Нужно время, чтобы оно восстановилось окончательно.
- Почему в Росрыболовстве, да и на уровне прибрежных регионов тоже, успех работы рыбной отрасли ассоциируется именно с добычей?
В.С.
- Потому что, как я уже сказал, 90% всей товарной продукции выпускается на судах.
- Может, берегу от переработки стоит отказаться вообще?
В.С.
- Но в море нельзя произвести весь ассортимент рыбопродукции. Там не делают копченую рыбу, соленую, не выпускают продукцию кулинарии, консервы производятся только из печени трески. В море можно произвести 15 видов рыбопродукции, а на упомянутом «Норд-Вест Ф.К.» - порядка 200. Другой вопрос, что переработка на Севере обходится дороже, чем в средней полосе России. Часть береговых предприятий банкротится, даже несмотря на высокий уровень переработки, ведь в этом случае цена растет, а платежеспособность населения падает. Одна из самых многочисленных групп покупателей - пенсионеры. Пенсии повысились на 8,8%, а насколько увеличились тарифы ЖКХ, стоимость продуктов питания? Пенсионер в 2011 году может купить вполовину меньше рыбы, чем в прошлом. Еще нюанс: переработка не может работать на склад, она работает по заказу. Сейчас в каждой российской деревне селедку научились солить и без нас. Магазин может купить, и я с этим сталкивался, ящик мороженой селедки, засолить и с наваром продать. Есть большие рыбоперерабатывающие комбинаты под Москвой, где себестоимость товара много меньше, чем на Крайнем Севере. У нас - 1 кВт час дороже, 8 месяцев - отопительный сезон, а в средней полосе - 4 месяца, необходимо доплачивать к зарплате «полярку» и коэффициент.
- Отдельные рыбопереработчики предлагают обнулить пошлины на импортное рыбное сырье и увеличить на 30% экспортные пошлины - якобы это позволит оздоровить их экономику. Вы как считаете?
В.С.
- А как посмотрят на это предложение 10 предприятий береговой рыбопереработки, выпускающие филе? Если переработчики, о которых вы говорите, будут сами выпускать тресковое филе, то предложат обнулить пошлины на вывоз. В данном случае они настаивают сделать то, что выгодно их собственному бизнесу.
О.З.
- Это предложение идет против российской экономики.
- Как вы можете охарактеризовать нынешнее состояние мурманской рыбопереработки?
О.З.
- Как стабильное. Регион всегда помогал рыбопереработчикам. С 1998-го по 2003-й год действовали сблокированные квоты, за это время только трески было выделено 10 тысяч 625 тонн и 2 тысячи 205 тонн пикши. Всего же береговая переработка получила в помощь своей экономике 44 тысячи 299 тонн разных видов морских биоресурсов. Что сделано на эти средства? Где модернизация оборудования? Где связь с берегом? Такие вопросы можно задавать всем, кто получал поддержку. Но все эти годы многие хозяйствующие субъекты только просят. Взять тех же прибрежников, которые раньше имели право ловить рыбы в 12 милях от берега и имели квоту всего полторы тысячи тонн. Сегодня вместе мы добились их выхода в 200-мильную зону и получения 20 тысяч тонн квоты. А нового прибрежного флота как не было, так и нет. Согласен, критика властей должна быть. На то она и власть, чтобы ее критиковали. Но и самим надо нести ответственность за работу, в том числе и социальную ответственность.
В.С.
- Рыбопереработка в Мурманской области была, есть и будет. И надо помнить, если мы прекратим какой-то вид рыбопродукции делать, то на рынке он все равно появится, но худшего качества и по более высоким ценам. Пустой освобожденная ниша не останется.
- Спасибо за беседу.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:15Печенга замерзает: «Ходим в трех кофтах, спим под двумя одеялами»

18:05В Мурманске ремонт кровли из-за неблагоприятных погодных условий перенесли на март

17:20Более 200 мурманчан посетили выставку пленэров в Детской художественной школе

17:10Мурманчане жалуются губернатору на состояние лестниц

16:40Остров в Верхне-Туломском водохранилище официально назовут Партизанским

15:46Ледовый дворец приглашает на массовые катания с 25 ноября по 1 декабря

15:35«Первая высшая награда»: юные танцоры из Мурманска завоевали золото на III Арктических Дельфийских играх

14:50Сбер: в Мурманской области спрос на вклады вырос на 25%

14:35Татьяна Кусайко: Военнослужащим с детьми-инвалидами дадут жилье вне очереди

14:25Студенты РАНХиГС познакомились с успешным опытом ФосАгро в реализации социальных программ

14:24«Мегафон» восстановил голосовую связь в Мурманской области

14:15Грузопоток ММТП снизился на 17% в сравнении с прошлым годом

14:07В Норвегии найдено тело матроса с Мурманского судна «Полярный исследователь»

13:49В Мурманске обрушилась сеть «МегаФон»: абоненты остались без связи

13:14Берегите голову: снег и сосульки падают с крыш в Североморске и Кандалакше

07:30Что надо есть на ночь — без страха потолстеть

07:09Без оливье и мимозы: 5 бюджетных и вкусных салатов и закусок на новогодний стол 2025

06:29«Королевский» салат со свёклой: добавляю всего 1 продукт — реакция гостей интересная

Все новости