C начала этого года все субъекты Российской Федерации, в том числе и Мурманская область, перешли на единый официальный сайт для размещения информации о размещении заказов государственными и муниципальными заказчиками, которых в Мурманской области насчитывается около 250 и 950 соответственно. О том, как изменилась работа заказчиков нашего региона, что ждать в связи с введением новой системы размещения заказов руководителям муниципалитетов, мы попросили рассказать начальника Управления государственного заказа Мурманской области Юрия Петухова.
- Юрий Владимирович, расскажите, что собой представляла система размещения государственных и муниципальных заказов до введения единого сайта.
- До 1 января 2011 года на каждый субъект Российской Федерации были возложены полномочия по ведению своего собственного сайта для размещения информации о закупках, проводимых за счёт бюджетных и внебюджетных источников. Соответственно каждый регион имел отдельный сайт для размещения заказов, где размещалась информация исключительно по региональным торгам. После принятия решения о создании единого сайта соответствующие изменения были внесены в 94-й Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а с 1 января этого года все субъекты перешли на работу на общероссийском официальном сайте.
- Какие наиболее важные изменения в системе размещения заказов можно отметить в связи с переходом на единый сайт?
- Важным и положительным нововведением считаю появившуюся возможность для любого пользователя ресурса ознакомления с информацией о закупках всех регионов страны на одном сайте. Потенциальному исполнителю теперь не надо искать официальный сайт субъекта Российской Федерации, а там переходить на сайт о закупках. Теперь всё объединено на одном портале. Любой предприниматель может найти на сайте заказчика из любого региона.
Могу отметить и возникшие проблемы при использовании единого сайта. В силу того, что программное обеспечение сайта функционирует теперь для всех заказчиков Российской Федерации, которых огромное количество, одновременно, то нагрузка на него крайне высокая. Из-за этого с начала года уже отмечались случаи того, что сайт просто-напросто виснет от огромного количества желающих посетить его. Некоторые пользователи не могут быстро зайти на сайт, не могут полноценно с ним работать. Мы в Управлении госзаказа Мурманской области уже не раз отмечали, что в первой половине дня практически невозможно зайти на этот ресурс, а если это и удаётся, то невозможно разместить какой-либо заказ.
Но все эти отрицательные моменты можно понять: сайт новый и нуждается в доработке. Запуск такого электронного ресурса требует определённых мощностей. Думаю, что над этим работают специалисты, со временем сайт будет функционировать полноценно и без сбоев.
- Расскажите, что собой представляет процедура размещения заказов теперь, после перехода на новый сайт?
- Подробно процедура регистрации и работы на сайте для размещения заказов изложена в нормативно-правовых документах Федерального казначейства и министерства экономического развития Российской Федерации, которые представлены в виде Порядка регистрации на сайте и Положения о пользовании официальным сайтом.
Вкратце система представляет собой следующее. Организация, заказчик или уполномоченный орган, которые желают разместить заказ на едином сайте для размещения заказов, должны прежде всего пройти процедуру получения электронной цифровой подписи в Федеральном казначействе. Только после этого организация или уполномоченный орган могут регистрироваться на официальном сайте в соответствии с указанным порядком регистрации, который, на мой взгляд, не является сложным.
Порядок размещения закупок также прописан в соответствующих документах и представляет собой работу в разделе «личный кабинет». В нём заказчик вводит всю необходимую информацию по заказу, которая, пройдя проверку и возможную правку, публикуется уполномоченным специалистом на сайте в общей ленте заказов.
Размещение протоколов по результатам проведённых торгов и котировок осуществляется таким же образом - из разделов «личный кабинет».
- Существуют ли какие-либо процедурные сложности при размещении закупок на новом сайте?
- Так как работа на едином сайте для многих ещё в новинку, то и сложностей, которые возникают в силу технологических особенностей и жёстких требований правил, избежать не удалось. Например, 94-ФЗ реализована возможность для заказчика проводить многолотовые аукционы. Однако не имеем возможности разместить такой заказ на сайте. Здесь мы имеем нестыковку программного продукта с федеральным законодательством.
Есть ещё одна важная деталь при регистрации на сайте, которая в случае несоблюдения требований может представлять серьёзную сложность вплоть до невозможности работы на сайте. Дело в том, что регламентом работы сайта предусмотрено право финансового органа субъекта Российской Федерации, которым, как правило, является региональное министерство финансов, устанавливать связи между заказчиком и уполномоченным органом. И без регистрации финансового органа на том же сайте эти связи установить невозможно, то есть у заказчика будет отсутствовать орган, который обеспечивает заказ как таковой. Эта тонкость требует регистрации финансового органа дважды: как заказчика и как финансового органа, обеспечивающего администрирование между заказчиком и уполномоченным органом.
Отмечу, что региональное министерство финансов является финансовым органом только для областных заказчиков. Муниципальные заказчики сами устанавливают для себя финансовый орган.
- На совещании по работе единого сайта для размещения закупок с муниципалитетами, которое состоялось в прошлом месяце, вы отмечали, что данная система при проведении централизованных закупок может стать инструментом для экономии бюджетных средств. За счёт чего это будет достигаться?
- Прежде чем ответить на этот вопрос, я хочу уточнить важный момент - Управление
государственного заказа Мурманской области не размещает заказы для муниципальных заказчиков. Они полностью самостоятельны и не зависят от нас. Мы работаем только с государственными заказчиками.
В наших планах - объединение закупок по одноимённым товарам. Как правило, один заказчик делает сравнительно небольшой заказ по тому или иному виду торгов, и стоимость таких закупок также сравнительно небольшая. Задача состоит в том, чтобы укрупнить заказы от нескольких заказчиков региона до формирования более привлекательных сумм для торгов. На такие заказы придёт более крупный поставщик указанных услуг, приобрести которые можно будет по более низким ценам из-за возросшего объёма заказа. Получится оптовая покупка. А у крупных поставщиков, как правило, и качество услуг на порядок выше, чем у мелких. Поэтому консолидированные закупки имеют ряд существенных преимуществ. Мы планируем не только объединять схожие закупки государственных заказчиков региона, но и рекомендовать ту же схему муниципальным заказчикам.
- Осуществляется ли какой-либо контроль над теми заказами, которые размещаются муниципальными заказчиками?
- Непосредственно Управление прямого контроля над муниципальными заказчиками не осуществляет. В силу того что все муниципалитеты у нас получают финансирование из бюджета Мурманской области на выполнение различного рода обязательств, то отчитываются муниципальные заказчики не перед нами, а перед соответствующими министерствами Мурманской области или перед министерством финансов региона. Отчитываются в части порядка расходования выделенных субсидий, какие средства были направлены на торги, какие соглашения были заключены и на какие работы были израсходованы те или иные средства.
- Какую выгоду получают представители бизнеса - исполнители заказов от работы единого федерального сайта?
- Как я уже говорил ранее, коммерческим структурам пользоваться сайтом сейчас будет значительно удобнее, поскольку отпадает необходимость искать заказчика в каждом регионе отдельно. Теперь можно найти заказчика из любого региона или муниципального образования в одном месте - на едином сайте для размещения заказов.
Также предприниматель может наглядно сравнить схожие заказы по разным регионам, проанализировать практику исполнения этих заказов. Это неплохой инструмент для улучшения своей конкурентоспособности: изучая специфику проведения торгов тем или иным регионом и исполнителей, которые отзываются на заказ, можно предлагать свои услуги по более выгодным ценам или при более выгодных условиях, выбирая при этом более крупные заказы.
- Как вы считаете, уменьшится ли теперь поток обвинений в злоупотреблениях полномочиями при проведении торгов? Не осталось ли лазейки для коррупционной части при проведении аукционов в электронном виде?
- В первую очередь отмечу, что раньше больше полномочий для выбора исполнителя заказа было именно у организатора торгов - у заказчика. Сегодня, когда работает электронная система торгов, такого количества полномочий у заказчика нет. Фактически повлиять на торги существенно он уже не может. Исполнитель выбирается в результате электронных торгов на условиях аукциона. Заказчик не может спрогнозировать, кто будет исполнять его заказ, а уж тем более вмешаться в процесс выбора исполнителя.
- Но существует мнение, что заказчик может создать особые критерии своих торгов, на которые подберётся только один желаемый исполнитель.
- Это не так. Положения закона проведения электронных торгов запрещают указывать такие критерии при формировании заказа, которые заведомо бы исключали всех, кроме одного, исполнителя. Требования, которые выходят за рамки тех, что прописаны в 94-ФЗ, предъявлять нельзя.
- Как вы оцениваете критику того, что ориентация аукционной процедуры на минимальную стоимость выполнения работ или услуг порой приводит к низкому качеству или срыву работ?
- Действительно, с такими проблемами мы иногда сталкиваемся. В качестве примера можно привести предоставление услуг по организации отдыха для детей. Случается так, что на прописанные условия закупок заявляется исполнитель, который в действительности этим критериям не соответствует и не в состоянии исполнить заказ. Проверить это заранее не представляется возможным.
В таких ситуациях самое страшное заключается в том, что дети в итоге могут остаться без отдыха, поскольку исполнитель выполнить заказ не в состоянии, а значит, необходимо расторгать с ним договор. Сделать это можно только в судебном порядке, а на это уйдёт драгоценное время. К сожалению, от таких ситуаций мы сегодня никак не застрахованы.
- И неужели ничего нельзя сделать?
- Сейчас как раз выполняется поручение президента Российской Федерации, которое заключается в том, что в новой редакции 94-ФЗ необходимо учесть все негативные факторы, которые мешают полноценной работе системы закупок в Российской Федерации.
На мой взгляд, важным шагом стала бы возможность расторгать договоры с недобросовестными исполнителями не только в рамках судебных разбирательств, но и при помощи каких-то других инструментов, которые позволили бы сэкономить время. Ведь если в кратчайшие сроки расторгнуть контракт с нерадивым исполнителем, то есть возможность снова объявить торги и подобрать нового. Тогда и исполнение заказа будет всё ещё возможно.
- Когда планируется принятие всех необходимых поправок для совершенствования работы системы электронных торгов?
- Конечно, мы заинтересованы в скорейшем принятии всех необходимых поправок. Ориентировочно концепция изменений должна быть подготовлена к 1 апреля 2011 года. А дальнейшая процедура внесения и рассмотрения всех поправок регламентирована законодательством страны.