Проблема обеспечения профессиональными специализированными кадрами крупных предприятий региона и страны стояла всегда, тем более сегодня, когда промышленность перестраивается настолько интенсивно, что учебные заведения просто не успевают внедрять новые образовательные программы под кадровые запросы на рынке труда. Сегодня часто приходится слышать, что на рынок выходит далеко не тот специалист, который нужен работодателю: тому приходится либо серьёзно переучивать выпускника учебного заведения, либо вообще отказывать в трудоустройстве в пользу уже опытного работника. Малый и средний бизнес, кажется, вообще не задаётся вопросом о том, где взять тех или иных специалистов, развивать сотрудничество с высшими учебными заведениями не собирается.
О том, как сегодня складываются взаимоотношения бизнеса и сферы высшего образования, какая роль будет отведена образованию в будущем и нужна ли нам целевая подготовка кадров, мы попросили рассказать ректора Мурманского государственного технического университета Александра Ершова.
- Александр Михайлович, расскажите, на основании чего строится сегодняшняя образовательная политика университета?
- МГТУ является ведомственным вузом, поэтому приоритетной для нас была и остаётся подготовка высококвалифицированных кадров для рыбохозяйственного комплекса. На прошедшем в конце марта собрании попечительского совета университета как раз и шла речь о предстоящей модернизации не только рыбопромыслового флота, но и всей инфраструктуры рыбопереработки. Поэтому мы уделяем максимальное внимание подготовке кадров именно для этой отрасли. Но в силу того, что МГТУ - единственный технический вуз Мурманской области, мы просто обязаны участвовать в решении важнейших кадровых проблем региона. Сегодня мы видим, что экономика Мурманской области активно развивается: тому подтверждением служат грядущая разработка Штокмановского газоконденсатного месторождения на шельфе Баренцева моря, строительство транспортного узла на берегу Кольского залива, развитие горно-металлургического комплекса и многое другое. Эти крупные проекты, безусловно, потребуют огромного количества специалистов. И МГТУ будет их готовить.
Если говорить о востребованности тех или иных профессий, то с учетом реализации проектов, о которых я сказал выше, на мой взгляд, наиболее востребованными будут инженерные специальности. А в нашем университете доля таковых составляет более 70%. При этом стоит отметить: сегодня нередко можно услышать, что выпускники юридических, экономических и гуманитарных факультетов уже не так востребованы как раньше. Но и они нужны, только действительно высококвалифицированные и перспективные. А непрофессиональными кадрами рынок сегодня на самом деле перенасыщен.
- Если сравнивать прошлый год с текущим: какие наиболее важные изменения произошли в МГТУ в подготовке специалистов? Какие проекты планирует реализовывать университет в 2011-2012 годах?
- Прошедший год был отмечен тем, что университет, как и другие вузы страны, имел право проводить приём студентов на первый курс по моноуровневой системе подготовки - на специалиста. 2011 год ознаменовался переходом на образовательные стандарты третьего поколения: бакалавриат и магистратура. В рамках специалитета будет осуществляться подготовка только по морским и горным специальностям. Все остальные направления нашей образовательной программы будут переведены с этого года на двухуровневую систему подготовки. Это наиболее важное изменение.
Отмечу, что это изменение только на первый взгляд кажется техническим: поменяли названия и увеличили срок обучения до 6 лет в случае выбора магистратуры. Но на самом деле всё куда сложнее. С одной стороны, предприятия и организации не готовы трудоустраивать бакалавров. Оно и понятно, ведь по большому счёту бакалавр не получает специальных знаний по большинству специальных дисциплин. После выпуска из учебного заведения его необходимо серьёзно доучивать. С другой стороны, нормативно-правовая база по вопросам лицензирования образовательных программ в связи с переходом на новые стандарты не до конца проработана. При этом стандарты нового поколения приняты не по всем специальностям и направлениям, хотя до конца этого учебного года осталось совсем немного времени, а значит и на разработку методического обеспечения учебного процесса времени также остаётся критически мало.
Несмотря на сложности, с которыми МГТУ приходится сталкиваться в организации учебного процесса, мы готовы приступить в этом году к реализации новых образовательных программ. Одной из таких является «Ядерная энергетика и теплофизика». Это программа позволит готовить рефмеханников как для флота рыбной промышленности, так и для береговых предприятий агропромышленного сектора.
- Налажены ли у университета связи с предприятиями Мурманской области в части заказов на те или иные специальности?
- Работа с предприятиями и организациями, которые являются основными базами для прохождения практики и трудоустройства наших студентов, является для нас одной из приоритетных. На сегодняшний день у университета заключено около 250 договоров с предприятиями и организациями различных форм собственности о прохождении практики и возможном последующем трудоустройстве курсантов и студентов МГТУ.
Мы видим, что заинтересованность в профессиональных кадрах среди работодателей растёт с каждым годом, они стали проявлять большую активность при поиске подходящих специалистов. Многие компании регулярно участвуют в проводимой нами ежегодной ярмарке вакансий, где они имеют возможность пообщаться непосредственно с заинтересованными студентами. Некоторые компании сами приходят с презентацией своей организации перед выпускниками, читают лекции, открывают стипендии и гранты лучшим студентам, обучающимся по профильным для той или иной компании специальностям.
Отмечу, что в связке студент (как потенциальный работник) - работодатель огромная роль отводится самому студенту. Мало привести в стены учебного заведения представителя крупной фирмы и усадить его напротив студента. Важно, чтобы сам студент понимал, чего хочет, и прилагал усилия для реализации своих желаний.
- Можете ли назвать предприятия, которые целенаправленно предлагают свои мощности для прохождения практики студентов с целью последующего их трудоустройства?
- У нас хорошо налажена работа с Кольской горно-металлургической компанией, есть сотрудничество со «Штокман Девелопмент АГ», которая начинает набирать кадры на объекты этого грандиозного проекта. Давно работаем с Колэнерго, специалисты которого принимают активное участие в жизни нашего вуза. Активно сотрудничаем с рыбопромышленниками: ОАО «Мурманский траловый флот», ЗАО «Мурмансельдь-2». Нельзя не отметить норвежскую компанию «Статойл», которая за счёт собственных средств предлагает нашим студентам прохождение практики на их объектах в Норвегии с последующим трудоустройством. Для экономики региона данный факт, конечно, скорее отрицательный, потому что провоцирует отток кадров из региона. Однако для имиджа университета как поставщика кадров, в которых заинтересованы крупные зарубежные компании, это однозначно хорошо. Да и наши ребята с огромным удовольствием и интересом идут работать в зарубежную фирму на современном оборудовании с достойными заработными платами.
- Как вы считаете, способно ли сегодняшнее образование строить планы дальше, чем на 5 лет - срок обучения студента? По большому счёту к моменту выпуска специалиста из университета положение дел в экономике региона и страны может существенно измениться по сравнению с тем, что было при поступлении в вуз.
- В условиях сегодняшней экономики строить какие-то далеко идущие планы абсолютно бесперспективно. Сейчас только ленивый не занимается реформированием системы образования. Причем начало этого процесса приходится на первую половину 90-х годов прошлого столетия. Можно сказать, что последние 17-20 лет образование находилось в состоянии постоянного реформирования. О каком планирование можно говорить, когда всё и не только в образовании так изменчиво. Смею предположить, что только благодаря тому, что в вузах до перестройки были сформированы коллективы, состоящие из высококвалифицированных кадров, наше российское образование смогло выжить и приспособиться к существующим условиям. Здесь было бы уместно сказать: вопреки действительности.
Говорить о планировании долгосрочном считаю сегодня нецелесообразным по той простой причине, что необходимости в этом как таковой нет. Особенно на фоне новых образовательных стандартов: бакалавриата и магистратуры. И вопрос не только в изменчивости экономики. Бакалавриат не обеспечивает специальных знаний выпускнику, и работодателю всё равно приходится заниматься так называемым «дообучением» нового работника. В противном случае выпускник сам должен через центры дополнительного образования, переподготовки и прочих институтов заняться своей специальной подготовкой. А это немалые финансовые затраты.
Сегодня нас призывают закрывать непрофильные специальности, такие, как юриспруденция, экономика, гуманитарные отделения и прочие - те специальности, за счёт которых пополняется бюджет образовательного учреждения. И заметьте, закрыть предлагают, а о компенсации убытков речи не ведут. Вуз просто не выживет. Зато выживут коммерческие образовательные учреждения, где качество образования часто оставляет желать лучшего, а спрос на непрофильные для государственных вузов специальности возрастёт.
- Неужели ситуация такая безвыходная? Руководство страны разве не видит этих очевидных потерь?
- Выхода из этой ситуации два. Самый простой - оставить всё как есть, развивать одновременно как профильные, так и непрофильные специальности, обеспечивая высокое качество образования. Второй вариант - действительно сократить непрофильные специальности, но при этом необходимо увеличить финансирование вузов на 30-40% (как раз доход, обеспечиваемый за счёт непрофильных специальностей. - Авт.). Отмечу, что в настоящее время дефицит финансирования нормальной жизнедеятельности университета составляет 120 млрд рублей ежегодно.
Разговоры о том, что непрофильные специальности мешают развивать профильные, ничем не подтверждены. Практика МГТУ показывает, что разумное сочетание обоих направлений даёт как раз синергетический эффект в развитии всего университета. Поэтому я очень рассчитываю на здравый смысл тех, кто продвигает подобные реформы. При реформировании нельзя подходить одинаково к столичным и региональным вузам. Особенно, если такой вуз единственный в регионе.
- Если предпринимателю так или иначе всё равно придётся заниматься переподготовкой выпускника, то насколько сегодня целесообразно говорить об эффективности целевой подготовки кадров?
- Целевая подготовка эффективна тогда, когда предприятия очень, подчёркиваю, заинтересованы в высококвалифицированных специалистах. Однако даже при большой заинтересованности они не хотят тратить даже небольшие деньги на подготовку нужных им специалистов. Так что пока наша экономика остаётся сырьевой и зависит от цен на нефть и газ, вряд ли будет особая потребность в инженерных кадрах.
Для того чтобы реальная заинтересованность у предпринимателей появилась, необходимо создать хорошие условия для развития малого и среднего бизнеса. Если бизнес будет видеть перспективы развития, то у него будет потребность это развитие закрепить. Обеспечить это сможет только профессионал, которого ещё надо подготовить. А качественную подготовку специалиста обеспечить может только производственная практика. Но сегодня мы сталкиваемся с тем, что компании далеко не всегда могут и хотят предоставить возможность прохождения практики студентам. А каково в этой ситуации, например, курсантам, которым для дальнейшего трудоустройства необходимо набрать определённый плавательный ценз: без этого в море их никто не возьмёт.
- Как вы относитесь к инициативе Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области в создании комиссии по образованию и профессиональной подготовке, цель которой именно наладить взаимоотношения между образовательными учреждениями и бизнес-сообществом?
- Я бы назвал эту инициативу своевременной. Особенно на фоне новых стандартов образования. Сейчас важно решить проблему прохождения практик для студентов. Если СПП МО эту проблему решить сможет, то выиграют все: и студенты, которые ещё при обучении получат реальные практические навыки в своей профессии, и работодатели, которые смогут обеспечить себе определённый приток кадров.
- Как нам известно, специалисты Министерства экономического развития Мурманской области обсудили с руководством мурманских государственных университетов - технического и гуманитарного - возможные варианты сотрудничества в сфере развития малого и среднего бизнеса. Также на встрече со стороны вузов была высказана готовность оказать содействие органам власти в реализации программ бизнес-инкубаторов. Реально ли это направление? Как мы помним, на заре рыночных реформ бизнес-инкубаторы были, но тихо исчезли.
- Действительно, по информации министерства планируется создание филиала мурманского регионального бизнес-инкубатора. МГТУ готов к сотрудничеству в реализации этого проекта. Я считаю, что за бизнес-инкубаторами будущее. Другое дело, что сейчас это направление должным образом не развивается, не финансируется. От того и эффективность его на сегодняшний день крайне мала.
Я убеждён, что необходимо помогать студентам, мотивированным на организацию собственного предприятия, дать им возможность ещё во время учёбы научиться наиболее совершенным методам построения бизнеса. Для этого при соответствующей поддержке правительства Мурманской области в университете мы могли бы организовать различные предпринимательские мероприятия: мастер-классы успешных предпринимателей, конкурсы бизнес-проектов, образовательные программы и многое другое. И уже ребят, прошедших через это, отправлять в бизнес-инкубатор на основе конкурсного отбора. Повторюсь, необходимо создавать мотивацию к занятию бизнесом.
- Каким вы видите образование в будущем? Какова будет его роль?
- Я бы назвал её определяющей. Впрочем, образование и должно быть определяющим и ведущим. Именно от него зависит то, какие специалисты будут работать на наших предприятиях, а значит, зависит и состояние всей экономики региона. Без кадров никакая экономика развиваться не может.