Такое предложение в беседе с корреспондентом «Полярной правды» высказал и в шутку, и всерьез Вячеслав Зиланов, председатель Координационного совета «Севрыба»
Мы продолжаем тему, связанную с подписанием между Россией и Норвегией 15 сентября 2010 года Договора о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
Напомним, что норвежский стортинг ратифицировал этот документ 8 февраля 2011 года, причем единогласно, несмотря на то, что в составе парламента Королевства насчитывается 7 конкурирующих партий. Государственная Дума РФ ратифицировала Договор о разграничении 25 марта: «за» проголосовали 311 депутатов из 450-ти, или 61,9%, против - 55 депутатов, воздержались 82 депутата. 30 марта документ был одобрен Советом Федерации: высказались «за» 103 сенатора из 166-ти, или 62%.
5 апреля Договор между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств ратифицировал своим указом президент Дмитрий Медведев. 7 июня в Осло министры иностранных дел России и Норвегии должны обменяться ратификационными грамотами, и ровно через месяц документ вступит в законную силу.
- Что это означает для российских рыбаков? - С таким вопросом мы обратились к Вячеславу Константиновичу Зиланову, председателю КС «Севрыба».
- Прежде чем ответить на ваш вопрос, хотел бы напомнить, что обсуждение в ГД вопроса ратификации Договора о разграничении проходило очень бурно, я даже бы сказал - резко. Леонид Калашников, выступая от КПРФ, обратил внимание на то, что, согласно документу, линия разграничения по площади и ресурсам отодвигается далеко на восток. И все водные пространства к западу будут находиться под рыболовной юрисдикцией Норвегии. В этой связи он подчеркнул неизбежность российских потерь по площади, рыболовству и углеводородному сырью. Категоричную оценку Договору дал лидер ЛДПР Владимир Жириновский, заявивший, что фракция воздерживается от голосования, потому что не согласна с утверждением о якобы равнозначном соблюдении интересов Норвегии и России. «Мы теряем здесь, - уточнил он, - теряем и водные пространства, и юрисдикцию свою над всем тем, что относится в целом к Баренцевому морю. Теряем и наше право на ловлю рыбных запасов и всё остальное». Представитель «Справедливой России» Олег Шеин от имени своей фракции пояснил, что фракция не будет голосовать за ратификацию, потому как депутатов никто не убедил в том, что выгоды, которые Россия получит по нефтяной линии, превышают ущерб от недополученных рыбных запасов.
В свою очередь представитель президента Дмитрия Медведева, заместитель министра иностранных дел Владимир Титов, агитирующий депутатов за Договор, пафосно подчеркнул, что если «…брать Баренцево море в целом…, то к нам отходит около 860 тысяч кв. км, в то время как у Норвегии остается около 500 тысяч кв. км». Однако при этом замминистра иностранных дел умолчал о том, что промысловый район для рыбаков далеко распространяется на запад, за пределы Баренцева моря, а это опять по Договору отошло к норвежцам. Исходя из высказывания Владимира Титова, президент Медведев как основной инициатор такого поспешного раздела Баренцева моря заслуживает титула Полубаренцевоморского. Хочу заметить, что даже после того, как Договор о разграничении ратифицирован, его продолжают анализировать научная общественность, практики и обычные граждане. Выявились новые детали. Дополнительный анализ показывает, что в «Смежном участке» рыболовства в Баренцевом море, где российский рыболовный флот вёл промысел по совместной договоренности с норвежцами, две трети акватории достались не нам. Чтобы это обстоятельство завуалировать, переговорщики придумали другой район - «Спорный», который действительно поделен между нашими странами в соотношении 50 на 50, но за счет российской экономзоны, которая ранее не входила в «Смежный участок». И именно этот «Спорный район» предложили в качестве переходного, и всего на два года. И здесь не трудно убедиться, что такой подход выгоден только и только норвежцам, так как они в переходный период получили дополнительно промысловую площадь больше, чем российские рыбаки на 25-30%.
Второй интересный выявленный элемент - появление так называемого «Специального района». Его норвежцы передали России, а наша страна распространяет на этом участке свою экономзону за пределами 200-мильной зоны. Но это идёт в нарушение Конвенции ООН по морскому праву, к тому же норвежцы никогда не владели данным районом ни де-факто, ни де-юре, поэтому передать его нам они не могут по определению. В данном случае создается дополнительный конфликтный фактор, в соответствии с которым любая страна, ведущая промысел в Баренцевом море, вправе подать на Россию в международный суд обвинение в том, что она присвоила себе дополнительный участок открытого моря. Недавно в радиоэфире передачи «Эхо Москвы» прошла дискуссия на тему Договора между членом СФ от Мурманской области Вячеславом Поповым и заместителем председателя комитета ГД по международным делам Леонидом Калашниковым. Согласно интерактивному опросу 89% слушателей признали, что данный Договор невыгоден для России. Этот результат оказался неожиданным даже для ведущего.
- И, тем не менее, шашкой махать уже поздно - дело сделано. Что ожидает российских рыбаков?
- С вступлением в июле Договора в законную силу, он начинает работать практически, и рыбаки обязаны исполнять те международные обязательства, которые взяло на себя государство. Государственная Дума приняла к документу специальное Заявление, это шаг ответственный, говорящий, что даже «ЕР» понимает определенные ущербные позиции для отечественного рыболовства. Для рыбаков здесь важно, что делается отсыл к Договору 1920 года по Шпицбергену, чего нет в основном тексте. Кроме того, в Заявлении дается поручение правительству: принять все меры для того, чтобы российский рыболовный флот продолжал добычу без потерь в улове и ущерба в промысловой акватории. К сожалению, не вошло в Заявление ГД непризнание Россией 200-мильной рыбоохранной зоны у Шпицбергена. Позиция нашей страны в этом вопросе не изменилась, о чем говорит и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Рыбаки настаивают на том, чтобы российское правительство приняло постановление (инструкцию), разъясняющее, чем они должны руководствоваться при ведении промысла к западу от линии разграничения. В районе континентальной части понятно - там 200-мильная экономзона Норвегии, прилегающая к ее побережью. В соответствии с установленным порядком мы выполняем всё, что предписывает норвежское законодательство и корреспондируется с решениями, принятыми Смешанной российско-норвежской комиссией по рыболовству (СРНК).
- А как быть с теми инструкциями, которые действуют сейчас для отечественного рыболовного флота?
- Согласно российскому законодательству, с вступлением в силу Договора о разграничении они прекращают свое действие. Следовательно, должны быть изданы новые предписания и новая инструкция капитанам судов, которые будут вести промысел на участке к западу - в районе действия Договора о Шпицбергене и в районе 200-мильной рыбоохранной зоны у архипелага, которую Россия даже после подписания документа о разграничении не признает. КС «Севрыба» подготовил предложения о том, какими рыбаки видят инструкцию и предписания, и просят Росрыболовство, МИД их рассмотреть и утвердить на уровне не ниже правительства. По этому вопросу уже прошло несколько совещаний в Федеральном агентстве по рыболовству, создана межведомственная рабочая группа с участием рыбаков, представителей МИД, Росрыболовства и ПУ ФСБ, ведущих контроль за водным пространством Баренцева моря, представителей рыбаков Северного бассейна. Мы настаиваем, чтобы до вступления в силу Договора о разграничении судовладельцы и капитаны имели официально утвержденные навигационные карты с нанесением линии разграничения экономической зоны и континентального шельфа, поскольку это имеет важное значение при ведении промысла. Капитан должен знать, где пересекает эту линию, и в каких случаях он должен отчитываться перед российской рыбоохраной, а в каких - перед инспекторами НЕАФК (зона ответственности международной Комиссии по рыболовству в Северо-Восточной Атлантике. - Авт.). Капитан должен знать, какие меры регулирования рыболовства действуют в районе Шпицбергена - размер ячеи, разрешенный прилов, районы промысла и перегрузки и т.д.
- Обязан ли он принимать на борт инспекторов норвежской БОХР?
- Мы считаем, поскольку район у Шпицбергена покрывается НЕАФК и рассматривается МИД РФ как открытый, контроль должен осуществляться только её инспекторами и в обязательном порядке - российскими инспекторами, поскольку суда находятся под суверенитетом Российского Флага. При нарушении правил рыболовства, мер регулирования промысла рассмотрение и наказание должно осуществлять государство флага. На данный район должны распространяться те меры регулирования, которые приняты в рамках СРНК. Если НЕАФК примет дополнительные меры регулирования, и они будут разделяться РФ, то российские рыбаки должны соблюдать и их. А также рекомендации ученых России и Норвегии, которые апробируются в международном Совете по исследованию моря (ИКЕС). Такой режим рыболовства и будет соответствовать той строчке Договора, которая носит название «сотрудничество». Все другие варианты окажутся конфликтны. Конечно, можно было бы пойти на совместные меры контроля рыболовства в зоне Шпицбергена как российскими, так и норвежскими инспектирующими органами, но, к сожалению, норвежская сторона уклоняется от такого контроля, который мы ей предлагали ввести неоднократно. Напомню, что объёмы, которые российские рыбаки добывают у Шпицбергена, согласованы и каждый год утверждаются в рамках СРНК в объёме национальной квоты для всего Баренцева моря.
Механизм введения временных мер закрытия районов промысла в районе Шпицбергена, действующий сегодня, нас не устраивает. Норвежцы периодически закрывают то тот, то другой районы, причем делают это скоропалительно, порой без предупреждения, что создаёт трудности для российских рыбаков. Норвежская сторона лукаво заявляет, что запрет касается всех, но промысел-то в районе Шпицбергена в основном ведёт российский флот. Поэтому закрытие и открытие районов промысла должно быть согласовано в рамках СРНК, а уведомление об этом должно носить оперативный характер. Приведу такой пример: в конце 2009 года норвежцы в одностороннем порядке приняли решение о запрете промысла сельди в районе Шпицбергена, мотивируя это приловом молоди. Но есть специальный порядок, согласно которому действует капитан при обнаружении в трале молоди. Он и сам не заинтересован в такой рыбе, потому что на неё низок спрос, да и стоит она дешевле. Было затрачено много усилий, подключены дипломаты, властные структуры, рыбацкие коллективы, и только тогда решение о закрытии района промысла отменили. Российские рыбаки сделали однозначный вывод: решение норвежцев было вызвано только одним желанием - задержать российский промысел и увеличить свои поставки сельди на наш внутренний рынок. Банальная конкуренция. Норвежцы ловят сельдь у своего побережья, и на них самих собственный запрет не отразился никак.
Ведение оперативного регулирования промысла, по нашему мнению, требует применения еще одного важного элемента: создания в районе Шпицбергена российского морского штаба промысла. Такой опыт у нас есть, но он утерян. Все суда, ведущие промысел в районе Шпицбергена, должны подчиняться этому штабу: в вопросах организации, контроля, повседневных промысловых дел, безопасности, инспектирования. Штаб должны возглавлять опытные капитаны, прогнозисты по распределению рыбных скоплений, представители промразведки и науки, гидрометеослужбы. Это инициатива рыбаков, а претворять ее в жизнь должно Росрыболовство или его территориальный орган - Баренцево-Беломорское управление.
Поскольку мы совместно с норвежцами являемся совладельцами рыбных запасов, то необходимо наладить обмен данными, и все вопросы, которые возникают, решать быстро и на бесконфликтной основе. Нужно прекратить аресты российских судов. Каждый год в районе Шпицбергена норвежская рыбоохрана проводит более 200 проверок. Пик контроля отмечался в 2010 году - 288 проверок у архипелага, при этом процент нарушений мизерный - 1,8-2%. Сам факт таких проверок унизителен. Они длятся по 7-15 часов, с фотографированием копий бортовых журналов, снятием с помощью лазерной технологии объёма трюмов. Я сам - участник советско-норвежских переговоров по проблеме рыболовства в районе Шпицбергена (всего было 5 туров, в двух из которых В.К. Зиланов был участником, в трёх - руководителем советской делегации. - Авт.), в результате которых была достигнута так называемае «джентльменская договоренность». Мы договорились о том, что норвежская сторона имеет право контролировать российские суда, ведущие промысел в районе Шпицбергена, и составлять акты проверок, а капитаны советских судов эти акты имеют право не подписывать. Меры наказания в случае нарушений правил рыболовства определяло государство флага. В рыночные времена, когда Россия ослабла, норвежцы взяли за практику арестовывать российские суда, препровождать их в свой порт и отпускать под денежный залог, а затем определяет меру наказания через норвежские суды. Мы считаем, что такая практика неприемлема в современных условиях, и с вступлением в силу Договора о разграничении должны быть изданы новые предписания для российских судов. МИД РФ обязан поставить об этом в известность норвежскую сторону, чтобы они тоже знали «правила игры».
- У меня большие подозрения, что этот вопрос, как и многие другие, российские бюрократы заволокитят. Как в таком случае с июля будет вестись промысел в районе Шпицбергена?
- Согласен, российская бюрократическая машина работает всё хуже. Поэтому рыбаки заговорили о разработке необходимых нормативных документов ещё во второй половине 2010 года. Дали свои проекты в надежде, что их оперативно рассмотрят ведомства, которые должны этим заниматься по регламенту. Как оказалось, напрасно. Тогда мы обратились к президенту Медведеву, премьеру Путину и вице-премьеру Зубкову, и сейчас проблема сдвинулась с мертвой точки. На последнем заседании правительственной комиссии по Шпицбергену, которую возглавляет Виктор Зубков, было дано поручение ведомствам, имеющим отношение к проблеме промысла у архипелага и к вопросам рыболовства вообще, - ускорить разработку этих документов. Мы, практики, являемся толкателями данного процесса, потому что должны исполнять свою работу по закону и без конфликта с норвежской стороной. Если гипотетически допустить мысль о том, что инструкцию разработать и утвердить не успеют, то капитаны встанут перед дилеммой: работать строго по предписанию норвежцев или же продолжать промысел по советским инструкциями, которые должны быть отменены. В данном случае они окажутся между молотом и наковальней - виноваты будут и в том, и в другом случае.
- А если не вести промысел у архипелага вообще - до выхода этих инструкций?
- Это невозможно, потому что промысел у Шпицбергена осуществляется российским флотом круглогодично, и наиболее активно - в летне-осенне-зимний период. Видовой состав там предпочтительней для наших рыбаков, поскольку ловятся не только треска и пикша, но и палтус, окунь, камбала. И ассортимент крупнее. Промысел у Шпицбергена динамично входит в схему российского промысла по всем районам Баренцева моря, ведь рыба границ не признает. Если сосредоточить флот в НЭЗ, то будет переизбыток судов в норвежской экономзоне, если в РЭЗ, то там 25-30% площадей закрыты из-за прилова молоди.
Между прочим, с 1 октября 2010 года введены и действуют в течение 2011 года (пока?) новые норвежские предписания, регламентирующие промысел у Шпицбергена. Они были свое-
временно переданы в Посольство России в Осло. Согласно этим документам, капитаны российских судов должны каждый день отчитываться об уловах по 27-ми положениям и нести ответственность за местонахождение судна с точностью до 500 метров. Эти предписания настолько серьезны, что мы ждали соответствующей реакции российского МИДа, но ее до сих пор нет. Возвращаясь к вашему вопросу по поводу возможности выхода российских инструкций вовремя: я - оптимист, поэтому надеюсь, что так оно и будет.