- В начале июня представители фермерского сообщества Мурманской области во главе с вице-губернатором Олегом Тигуновым, курирующим агросектор нашего края, приняли участие в видеоконференции, организованной Министерством сельского хозяйства России. Помимо нашего региона по проблемам, тормозящим развитие подсобных и фермерских хозяйств, со столичными чиновниками общались представители агрокомплексов Новгородской, Псковской, Вологодской и Архангельской областей. Глава МСХ Елена Скрынник поручила провести это мероприятие своему заместителю Александру Петрикову. Сама Елена Борисовна, как пояснили ее коллеги, была занята согласованием бюджета государственной программы развития сельского хозяйства на 2011-2012 годы и плановый период 2013-2014 годов в российском правительстве.
- В тот же день глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко приостановил до особого распоряжения ввоз на территорию России свежих овощей, произведенных в странах Евросоюза, в связи с угрозой заражения опасной кишечной инфекцией. И логика подсказывает, что глава российского агрокомплекса в большей степени была занята этой проблемой, ведь еще до введения данного запрета отечественные овощи на прилавках нашей страны подскочили в цене. В большей степени потому, что в цене российских тепличных овощей содержится большая доля затрат на энергоносители. К тому же наше овощеводство гораздо меньше, чем в Европе, субсидируется государством.
- «Учитывая, что до 80% овощей производится малыми формами хозяйствования, селяне последствия запрета Роспотребнадзора не почувствуют», - заверила Елена Скрынник.
- С представителями этих «малых форм» руководство МСХ и общалось в тот день посредством видеосвязи.
- «Конференция проводится в рамках партийного проекта партии единороссов «Российский фермер», его координатором утверждена министр, член Высшего совета «ЕР» Елена Скрынник», - пояснил замминистра Александр Петриков.
(Как рассказал в центральной прессе один из единороссовских бонз, обозначение «партийный проект» не подразумевает использование средств для осуществления той или иной цели, взятых из членских взносов «ЕР». Проект реализуется на средства федерального бюджета, то есть на средства налогоплательщиков, когда «медведи» фракционным большинством «продавливают» свое решение через Государственную думу. - Авт.)
Это была по счету 38-я видеоконференция на заданную тему, фермеры из более 50 регионов РФ уже успели пообщаться с министром и руководителями различных департаментов Минсельхоза. Как пояснил Александр Васильевич, в министерстве разрабатывается раздел программы поддержки малых форм хозяйствования - в рамках проекта будущей программы развития сельского хозяйства страны.
«Работаем над проектом федеральной целевой программы (ФЦП) по поддержке начинающих фермеров, программа будет предусматривать выделение грантов, - перечислял замминистра. - В том числе гранты планируется использовать на приобретение земли, имущества, животных, сельхозтехники и оборудования. А также - на субсидирование долгосрочных целевых кредитов и единовременную помощь для социального обустройства фермерских хозяйств. Продолжается работа над программой создания семейных животноводческих ферм, рассчитанной до 2020 года. В федеральном бюджете из дополнительных доходов 2011 года уже выделено 120 млн. рублей в качестве поддержки на компенсацию затрат фермерам, понесенным за оформление земельных участков в собственность. Данная поддержка будет оказываться на условиях софинансирования с субъектом РФ, и это только первоначальная сумма, потому что много земельных участков должным образом не оформлено, - уточнил Александр Петриков. - В 2012-2013 годах программа будет продолжена. Сейчас прорабатывается отзыв правительства на законопроект, внесенный сенаторами в ГД, который разрешает фермерам строить жилые дома на землях сельхозназначения».
- Мало их, и вклад мизерен
-
- Как подтвердил корреспонденту «Полярки» перед видеосовещанием Олег Тигунов, подсобных и фермерских хозяйств в Мурманской области немного, вклад их в региональную экономику небольшой, можно даже сказать - мизерный, в пределах 3-4% в общем объеме произведенной сельхозпродукции. И все же фактически 4% всех посевных площадей у нас обрабатывают личные подсобные и фермерские хозяйства.
- Сегодня они производят то, что крупным предприятиям неинтересно, - картошку, зелень, кроликов, - уточнил Олег Леонидович.
- То есть можно сказать, что сегодняшний предмет беседы не совсем наш?
- С одной стороны - да, c другой - посевные площади региона сегодня используются всего на 6%. Те, которые есть, и они пригодны для выращивания кормов, зелени, заготовки сена. Я думаю, что с этой задачей вполне мог бы справиться малый бизнес.
- Но у нас - вечная мерзлота. Принесут ли вложенные усилия ощутимую пользу? Может, лучше стоит наладить постоянные поставки из других регионов?
- Если Мурманская область традиционно выращивала свои капусту и картофель, почему сейчас мы должны это завозить? Попробуем обеспечивать себя сами, тем более что и поля для этого есть. Климат Крайнего Севера ограничивает выращивание хлеба - ржи, пшеницы, но не ограничивает выращивание того же овса. Сегодня наша опытная станция ПОСВИР вывела порядка 100 районированных сортов растений для заготовки кормов для коров, поросят, кур. И этим нужно пользоваться. Сегодня юг области практически не обрабатывается, хотя в советское время в Кандалакшском районе было очень много рабочих полей. В Умбе уже не первый раз пытаются заниматься выращиванием картофеля, но постоянно наталкиваются, к сожалению, на какие-то проблемы. Одна из последних - закупили зараженные семена, и урожая не получилось. Но, тем не менее, сегодня заниматься фермерством можно и нужно. Я второй год пытаюсь разработать соответствующую программу, комитет по агропромышленному комплексу этим занимается, и мы уже практически близки к завершению. Главное начать, а поддержка из Росагролизинга, областного правительства незначительна, но очень существенна. - Первыми замминистра пригласил к общению представителей от Мурманской области. Вице-губернатор Олег Тигунов прежде всего пояснил коллегам, что из-за климатических особенностей региона фермерских хозяйств здесь всего 5 и 78 - личных и подсобных хозяйств.
«В этом бизнесе заняты всего 7% населения региона, - сказал Олег Леонидович. - Тем не менее фермеры производят достаточно приличное количество продукции. В общем объеме они выдают на стол северянам скота и птицы - 1,6%, молока - 2,6%, яйца - 2,4%. Со стороны областного и федерального бюджетов фермерским хозяйствам оказывается поддержка».
- Госрегулирование, и нет - предоплате
-
- Вице-губернатор отметил вопросы, решить которые можно только на федеральном уровне. Первый касается залоговой базы для получения фермерскими хозяйствами банковских кредитов на развитие производств. Как правило, хозяйства эти - маленькие, залоговой базы не хватает. В данной связи региональному правительству кажется актуальным проработать в Минсельхозе РФ возможность предоставления фермерам государственных гарантий получения кредитов и формирования государственного залогового фонда.
Второй актуальный вопрос связан с тем, что фермерские хозяйства работают и обогреваются, как правило, за счет электричества.
«Рост тарифов на электроэнергию существенно повысил расходы в доле себестоимости, - говорил Олег Леонидович. - Есть предложение: ввести государственное регулирование стоимости электроэнергии для сельхозпроизводителей. И самое главное - исключить обязательную предоплату за потребляемую энергию, потому что у малых фермерских хозяйств оборот составляет всего десятки тысяч рублей. И еще одно предложение в этой связи: надо запретить отключение от электроэнергии животноводческих ферм. Мы каждый год рискуем потерять стада, ведь на северной территории зима длится 8 месяцев. И отключение от отопления смерти подобно как для животных, так и для фермерского бизнеса».
В ходе диалога региональный и московский чиновники уточнили друг для друга, что в Мурманской области нет гарантийного фонда для поддержки малых форм хозяйствования, как в других краях. Отдельно он не формируется, но областной залоговый фонд для сельхозпроизводителей с целью получения инвестиций в нашем регионе имеется. «Рекомендуем выйти на федеральный Минэкономразвития и сформировать такой фонд, - посоветовал Александр Петриков. - Они есть в 70 субъектах РФ, все сельхозпроизводители, в том числе и фермеры, этой поддержкой пользуются». Как выяснилось, существует правительственная рабочая группа по поддержке малого бизнеса, которую возглавляет первый вице-премьер Игорь Шувалов, а сопредседателями являются Елена Скрынник и министр экономики Эльвира Набиуллина. «Если в Минэкономразвития вам откажут, тогда мы попросим Елену Борисовну в этой рабочей группе поднять вопрос об открытии в Мурманской области гарантийного фонда для поддержки малых форм хозяйствования», - заверил замминистра.
Директор департамента научно-технологической политики МСХ Вячеслав Нунгезер напомнил вице-губернатору о выходе постановления российского правительства №1172, которое направлено на корректировку ситуации с необоснованным повышением тарифов с 1 января 2011 года. Этим документом предписывается в частности региональным органам тарифного регулирования привести составляющие тарифа, относящиеся к их ведению, к уровню не более 15% роста от цифр 2010 года. «В соответствии с постановлением вы должны были сделать перерасчет, начиная с 1 января 2011-го, - сказал Вячеслав Нунгезер. - Если это не сделано, вам нужно обратиться в ФАС, чтобы привести региональную составляющую тарифа в соответствие. Необходимо также провести просветительскую работу с фермерами, чтобы они грамотно выбрали тариф - одноставочный или двуставочный - с целью минимизировать плату за электроэнергию. Нами разработан учебный курс, который размещен на сайте Минсельхоза, им можно свободно пользоваться. В Мурманской области надо организовать комиссии, которые бы занимались контролем роста цен на электроэнергию, как это сделано, например, в Саратовской области, Нижегородской. Такие рабочие группы показали высокую эффективность. Что касается исключения предоплаты за электроэнергию и отключения животноводческих хозяйств от источников энергоснабжения за долги, то эти предложения в виде поправок в соответствующие постановления правительства нами уже подготовлены и направлены в Госдуму».
- «Малыша» легко обидеть
-
- Представители заполярных фермерских хозяйств и саамских родовых общин задали руководителям Минсельхоза России тревожные вопросы и получили на них более-менее вразумительные ответы. У одной из представительниц фермерского хозяйства возникла проблема по приобретению имущества, находящегося у неё в аренде 5 лет. Однако она не может этого сделать, потому что уже 2,5 года хозяйстве осуществляется конкурсное управление, а недавно его продлили еще на полгода.
»Складывается впечатление, что конкурсный управляющий затягивает процесс реализации имущества, ссылаясь на разные законы, - жаловалась северянка. - Мы хотим работать и иметь уверенность в завтрашнем дне. Но при отсутствии собственного помещения, не можем работать. Нельзя ли укоротить сроки прохождения конкурсного производства?»
Замминистра Александр Петриков пообещал оказать юридическую поддержку, надо только изложить суть проблемы в письменной форме и подкрепить послание копиями документов.
Другая фермерша, занимающаяся животноводством, жаловалась на дороговизну электричества, о чем уже говорил вице-губернатор. По ее словам, 35% с себестоимости 1 кг мяса уходит на плату за электроэнергию. «Нельзя ли сделать какие-нибудь льготы для сельхозпроизводителей, работающих на Крайнем Севере?» - попросила северянка. Увы, по словам замминистра, этот вопрос решается в рамках межбюджетных отношений между правительством Мурманской области и федеральным центром и не входит в компетенцию Министерства сельского хозяйства.
Субъектам малого предпринимательства предоставляются субсидии на развитие, а саамские родовые общины не подпадают под эту категорию. В то же время для организации традиционных видов деятельности малых народностей, в частности, - на развитие оленеводства, требуются серьезные материальные затраты. Для получения же кредита нужно иметь залоговую базу или гарантии. «Нельзя ли предусмотреть в федеральном бюджете выделение средств под залог или гарантий на осуществление традиционных видов деятельности родовых общин коренных малочисленных народов Севера?», - спросила у столичных чиновников председатель одной из саамских родовых общин.
И снова - увы. Вопросы выделения кредитных средств заемщикам относятся исключительно к сфере ведения кредитных организаций. «Позаимствовать деньги, на время и с отдачей, можно в Мурманском государственном фонде развития малого предпринимательства (ФОРМАП - Авт.), который выполняет функции гарантийного фонда, - посоветовали в Минсельхозе. - Туда можно обратиться за поручительством или гарантией для получения кредита. Одновременно хотелось бы отметить, что МСХ проводит системный мониторинг кредитования отрасли и предоставляет эту информацию в правительство РФ. То есть, мы следим за объемами кредитования и теми проблемами, которые в регионах существуют в этой сфере. На основании данной информации, в преддверии весенних полевых работ, Елена Борисовна Скрынник проводила совещание с банками, где дала рекомендации по разработке готовых кредитных продуктов, которые бы учитывали реалии малого бизнеса».
По госпрограмме развития сельского хозяйства поддерживаются только сельхозтоваропроизводители, отвечал саамскому народу в лице представителя родовой общины Александр Петриков. То есть, юридические и физические лица, в чьих доходах 70% составляют доходы от ведения сельскохозяйственной деятельности. Другие не поддерживаются, к сожалению. Минсельхоз сейчас разрабатывает программу устойчивого развития сельских территорий, которая будет составной частью госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 года. Возможно, туда войдет отдельной строкой частичная поддержка в виде грантов различных инициатив, выдвигаемых физлицами, юрлицами и сельскими муниципалитетами. - «Но что мешает родовой общине зарегистрироваться сейчас в качестве сельхозпроизводителя? Этот же вопрос возник несколько лет назад в Якутии и Ямало-Ненецком АО, где развито оленеводство, - напомнил директор департамента животноводства и племенного дела МСХ Василий Шапочкин. - Их родовые общины перерегистрировались, условно говоря, в крестьянские хозяйства, и на них теперь распространяются все виды господдержки. В Мурманской области нужно провести перерегистрацию родовых общин, названия которых ни к чему не обязывают, и пользоваться всеми видами поддержки. Мы направим вам разъяснительное письмо с опытом Якутии, и таким образом вопрос будет урегулирован».
- Далеко сидим, высоко глядим...
-
- Завершая видеоразговор с Москвой, Олег Тигунов отметил отличительную особенность Мурманской области - там все муниципалитеты являются городскими поселениями. Поэтому, если в программе устойчивого развития сельских территорий, которая сейчас разрабатывается в МСХ, речь вести только о селе, Мурманский регион не подпадет под эту программу. Глобализация, к сожалению, вкупе с милитаризацией советских лет прошлась по Кольскому полуострову жестко.
»Мы будем поддерживать все виды сельхоздеятельности, но только в сельских административных районах, - сказал, как отрезал, замминистра. - Поэтому решайте вопрос с административным делением - это прерогатива субъекта федерации». - Непонятно все-таки, что предлагается-то? Сделать округа в городах, типа Мурманска, сельскими поселениями и разводить там кроликов, попутно выращивая для них капусту, которую, как сказал Олег Леонидович, мы выращивали здесь традиционно? Наверное, так. Тем более, что сегодняшние чиновники и без нового административно-территориального деления продолжают называть Росту, действительно бывшую в 60-е годы сельским поселением, а ныне входящую в Ленинский округ заполярной столицы, поселком. И флотской столице Североморску можно вернуть старое поселковое название Ваенга. То-то новоиспеченная шансоньетка Елена Ваенга-Хрулева возрадуется.
Сельское хозяйство нужно субсидировать
- Ситуацию с расчётами за электроэнергию в сельском хозяйстве мурманской области комментирует первый заместитель генерального директора ООО «КРЭС-Альянс» Татьяна Иванова.
Сельское хозяйство в Мурманской области, будучи обделенным природными условиями и транспортной логистикой, безусловно, нуждается в государственной поддержке. Однако такая поддержка не может осуществляться за счет поставщика электроэнергии. В этом году все предприятия области и России столкнулись с ростом цен на электроэнергию. Вызван он отнюдь не желанием сбытовых компаний нажиться, а ходом реформы энергетики - с 2011 года электроэнергия покупается на оптовом рынке по свободным, рыночным ценам, и государственное регулирование цен минимизировано. Немалая доля роста цен на электроэнергию обусловлена и составляющей тарифа на передачу по сетям.
Если говорить о предприятиях сельскохозяйственной отрасли, то вопрос расчётов за электроэнергию всегда стоял для них особенно остро. На сегодняшний день задолженность всех сельхозпроизводителей региона составляет 111 млн рублей. Из них 41,8 млн рублей - это задолженность тепличного комбината, который уже давно объявлен банкротом. Взыскать эту сумму надежды мало. Наблюдается тенденция, когда небольшие сельхозпроизводители оплачивают электроэнергию вовремя, а вот крупные агрохолдинги платежную дисциплину не соблюдают. Лишать гарантирующего поставщика единственного действенного способа приостановления роста задолженности потребителей - ограничения режима энергоснабжения - все равно, что оставлять без рук.
Со своей стороны Колэнергосбыт, понимая особое положение сельскохозяйственников, идет на компромисс: предлагает потребителям гибкие графики погашения задолженности, ведет переговоры, индивидуально рассматривает возможность перенесения установленных законодательством сроков введения ограничений энергоснабжения. Компания так же готова способствовать и проведению энергоаудита на предприятиях с целью сокращения расхода электроэнергии, выбору оптимального режима энергопотребления.
Закрепление же для аграриев цен ниже рыночных, требует четкого понимания механизма ценообразования. Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика в конечной цене электроэнергии составляет не более 3%, которые и являются источником финансирования деятельности энергосбыта. Очевидно, что установление заниженных цен для сельхозпроизводителей может произойти только за счет других участников рынка - сетевых, либо генерирующих компаний, либо прочих потребителей, если приравнять потребителей группы «сельхозпроизводители» к тарифной группе «население». Последнее вызвано проблемой так называемого «перекрестного субсидирования населения», когда юридические лица - так называемые небытовые потребители - компенсируют разницу между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным для населения, проще говоря, доплачивают то, что недоплатило население. Таким образом, снижая цену для предприятий одной отрасли экономики, бремя оплаты перекладывается на другие сферы хозяйствования, в первую очередь, на предприятия малого и среднего бизнеса. Готова ли область к таким решениям и их последствиям? В этой ситуации рациональным и эффективным представляется механизм целевого субсидирования предприятий сельского хозяйства.
Что касается перерасчета цен за электроэнергию, обусловленного Постановлением Правительства №1172, то в настоящий момент поставщики электроэнергии ожидают принятия постановления Управления по тарифному регулированию Мурманской области, согласно которому будет изменена сбытовая надбавка и сетевой тариф на 2011 год. В конце июня - начале июля все предприятия, не только АПК, получат счета за электроэнергию, пересчитанные по новым ценам.