Проблемы энергоснабжения и цен на электроэнергию волнуют всех предпринимателей без исключения. Рост стоимости электроэнергии в 2011 году добавил остроты в дискуссию о реформе энергетики, роли энергосбытовых компаний и реальных ценах необходимого всем ресурса. На эту тему мы беседовали с генеральным директором энергосбытовой компании КРЭС Еленой Присяжнюк.
-
- Елена Анатольевна, с какой целью создавались сбытовые компании?
-
- В начале реформы, на этапе, когда вступало в действие новое законодательство, виды деятельности в электроэнергетике были разделены на конкурентные и монопольные. Процесс электроснабжения был принципиально изменен по опыту развитых стран: были выделены генерирующие, сетевые и сбытовые компании, соответственно, производящие, передающие и продающие электроэнергию. Каждый должен заниматься своим делом и совершенствоваться в своем направлении. Можно ли было обойтись без сбытовых компаний и оставить продажу электроэнергии сетевым компаниям? Очевидно, что в рыночной экономике сетевая компания, занимающая монопольное положение, не может быть продавцом товара, который она транспортирует. Владение сетями ограничивает развитие конкуренции в сбытовом сегменте, так как потребитель в случае покупки электроэнергии через сетевую организацию никогда не cможет реализовать право выбора, так же, как и генератор - выбрать свой рынок для продажи производимого им товара. Конечно, у вас сразу же возникнет вопрос о том, что у потребителя и сейчас такого права нет, но здесь играет роль другой фактор - отсутствие развития конкуренции в розничном сегменте рынка обусловлено проблемой перекрестного субсидирования населения.
-
- Бытует мнение, что сбытовые компании являются простыми посредниками. Можете ли Вы с этим согласиться?
-
- С одной стороны, сбытовая компания - действительно посредник между производителем и потребителем. С другой стороны на рынке любого товара посредники объективно необходимы: крупному генератору как производителю товара, пусть и специфического, эффективно работать с каждым отдельно взятым потребителем индивидуально невыгодно. И в этом смысле электроэнергия ничем не отличается от любого другого товара, продажу которого осуществляют дилеры и дистрибьюторы. Мало кто из владельцев кафе или ресторанов едет покупать посуду к ее производителям.
-
И я убеждена, что каждая сбытовая компания прекрасно понимает, что ее задача не просто продать электроэнергию потребителям, обеспечив финансовый поток для генераторов и сетевых компаний. Это, несомненно, важная задача, но решаться она должна в рамках взаимовыгодного тесного сотрудничества потребителя и всех участников рынка.
-
Другое дело, что существующая модель рынка электроэнергии не позволяет сегодня развиваться конкуренции на розничном рынке и существенно ограничивает право потребителя на выбор поставщика. Обусловлено это прежде всего, как я уже говорила, проблемой перекрестного субсидирования населения. Тем не менее, подвижки в этом направлении уже существуют и немаловажную роль в этом играют предприятия малого и среднего бизнеса, правомерно требующие от государства ликвидировать такую форму поддержки населения за счет бизнеса.
-
- Что сегодня компания готова и имеет возможность предложить предпринимателям? И что, по вашему мнению, предприниматели ждут от вас?
-
- Прежде всего, потребитель хочет получать электроэнергию в необходимых объемах по оптимальной стоимости. И если в действующей модели рынка повлиять на конечную цену мелкий покупатель не имеет возможности, то возникает необходимость контролировать и снижать объемы электропотребления. Другими словами, учиться рационально тратить электроэнергию, как на бытовые нужды, так и для производства товаров и услуг. На крупном энергоемком предприятии существуют высококвалифицированные отделы энергетиков, которые способны решать задачи энергоэффективности и энергообеспеченности предприятия. Но когда мы говорим о малом и среднем бизнесе, то наличие профессионалов-энергетиков - большая редкость. Вот и «ходят по мукам» пекари, лекари, парикмахеры, просто мелкоторговцы. Теряют терпение, доверие, желание платить за поставленные ресурсы.
-
Заключая в интересах потребителя договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с сетевой организацией, являющейся в пределах города монополистом, сбытовая компания должна эти интересы соблюсти, предлагая квалифицированную поддержку, в том числе, и на стадии подготовки технических документов для договора энергоснабжения, а также при заключении договора на технологическое присоединение.
-
Кроме того, мы активно предлагаем свои услуги в области энергосбережения. Да, цена электроэнергии растет, но ведь стоимость электроэнергии складывается из цены и ее объема. И мы должны задумываться сегодня над рациональным использованием электрической энергии. Приведу простой пример. В Финляндии хорошо развит лыжный спорт, и многокилометровые лыжные трассы все освещены, хотя электроэнергию дешевой не назовешь. Но! Везде установлены датчики движения, и освещение включается только тогда, когда это необходимо. Почему они могут себе позволить, по сути, освещение леса для одного человека? Может быть, потому что они подошли к этому рационально? Почему мы позволяем себе оставлять круглосуточно горящие лампочки или работающий телевизор? Наверное, потому что не считаем нужным думать о количестве израсходованной электроэнергии, а говорим только о цене на неё. Так вот, предлагая разработку программ энергосбережения для предприятий, пропагандируя необходимость рачительного отношения к жизненно важному ресурсу, мы самым непосредственным образом помогаем потребителям справиться с ростом цен на электроэнергию.
-
-
-Может ли уменьшить затраты на электроэнергию переход на зонные тарифы?
-
- Для определенной категории потребителей, безусловно, да. Зонные тарифы предполагают дифференцирование цен по времени суток, в зависимости от нагрузки на энергосистему. В часы пиковых нагрузок цена максимальна. Ночью же, когда потребление резко снижается, цены минимальны. И если для предприятия целесообразно перейти на эксплуатацию энергоёмкого оборудования именно в ночной период, то это положительно скажется на затратах. И таким потребителям, действительно, переход на зонные тарифы может быть выгоден. Но нужен точный расчёт, и здесь мы также можем предложить свои услуги.
-
- Но если у меня магазин, работающий с 9 до 21, т.е. в пиковое время, мне невыгодно переходить на зонные тарифы. Как быть?
-
- В этом случае остается только один путь - инвестиции в энергосберегающие технологии и оборудование. Да, это затратно. Но это однозначно даст в будущем положительный эффект. За примерами далеко ходить не надо: наши северные соседи активно такие технологии используют и получают ощутимый экономический результат.
-
Сбытовая организация, на мой взгляд, должна научиться оказывать и такую поддержку потребителю. И в этом направлении мы тоже работаем.
-
- КРЭС прекратил свою деятельность в статусе гарантирующего поставщика и сегодня работает на рынке как независимая сбытовая компания. Как это отразилось на деятельности организации?
-
- Безусловно, положительно. КРЭС теперь не обязан работать по условиям, которые навязываются регуляторами рынка. Это касается и тарифных меню для потребителей, и возможностей развития дополнительных услуг. Теперь у нас есть более широкие возможности для развития. Конечно, в существующих условиях рынка мы не можем активно использовать ценовые методы конкуренции, вряд ли какая-либо торговая сеть стала бы продавать товары ниже затрат на их приобретение и транспортировку. Но мы, однозначно, заинтересованы в отстаивании интересов потребителей перед генераторами и сетевыми компаниями, чего отдельно взятый потребитель сделать не в состоянии.
-
- Цены на электроэнергию в этом году существенно возросли. Отразилось ли это на платежной дисциплине потребителей?
-
- Предприятия среднего и малого бизнеса были и остаются нашими самыми стабильными плательщиками.
-
Беседовала Ирина Никитина
-
Наша справка
-
Предприятия могут выбирать один их трех вариантов тарифа:
-
1. одноставочный, дифференцированный по числу часов использования мощности (ЧЧИМ) - применяется большинством потребителей;
-
2. одноставочный, дифференцированный по зонам суток, - выгоден, если имеется возможность загрузки мощностей в ночное время;
-
3. двухставочный, оплата мощности и электроэнергии по которому производится раздельно, - применяется крупными промышленными потребителями, ведущими почасовой учет электроэнергии.
-
Выбор ценовой категории потребитель делает самостоятельно и уведомляет о нем сбытовую компанию в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче. Отметим, что с 1 января 2012 г. планируется введение шести ценовых категорий: для объемов покупки электроэнергии и мощности, учет которых осуществляется в целом за расчетный период, по зонам суток расчетного периода, почасовой учет и стоимость услуг по передаче определяется по одноставочному или двуставочному тарифам, почасовое планирование и учет и стоимость услуг по передаче определяется по одноставочному или двуставочному тарифам.