Традиционно, во второе воскресенье июля, Мурманск отметит один из самых любимых своих праздников - День рыбака. Проходят годы, меняются власть, приоритеты экономики и политические лозунги, а рыболовецкий флот на Мурмане и всё, что с ним связано, будут жить вечно. В это свято верят наши земляки, да и, пожалуй, все те, кто не забыл вкус баренцевоморской рыбы.
В преддверии рыбацкого праздника «Полярная правда» предоставляет слово руководителю старейшего добывающего флота Северного бассейна - исполнительному директору ОАО «Мурманский траловый флот» Николаю Карлину.
- Николай Васильевич, траловый флот - промысловое предприятие, и, наверное, было бы логично начать разговор с модернизации судов и строительства новых траулеров. Росрыболовство ставит эту задачу в число приоритетных на ближайшее десятилетие. Как планирует ее решать МТФ?
- Мурманский тралфлот принял программу модернизации своих крупнотоннажных судов типа РТМК-С «Моонзунд» проекта «Атлантик-488» ещё в конце 1999 года с целью увеличения производственных показателей и повышения экономической эффективности работы судов. Но не это главное. В первую очередь тралфлот решал социальную задачу: сохранял трудовой коллектив, обеспечивал занятость, помогал рыбацким семьям более-менее достойно жить в то нелёгкое рыночное время. На сегодняшний день программа модернизации крупнотоннажных судов практически выполнена, в списке остался только один. В этом году реконструировали пароход «Александр Косарев», сделали его таким же мощным, как и все остальные (а всего их, типа «Моонзунд», в ОАО «МТФ» - 8). В сутки траулер может вылавливать до 250 тонн рыбы и до 200 тонн рыбопродукции морозить. Районом промысла для «Косарева», к сожалению, пока является только Африка, потому что в СВА квот для больших судов практически нет. На северо-востоке Атлантики у нас работает всего три «Моонзунда»: «Сыромятников», «Кутахов» и «Шабалин». И для них лимита ресурсов, чтобы обеспечить круглогодичную работу, тоже не хватает.
- Если ресурсов для крупнотоннажного флота так мало, почему же тогда Росрыболовство уже не первый год призывает к возвращению российских траулеров в дальние районы промысла, где они работали раньше? Наверное, тащиться к черту на кулички на малом судне, пусть они хоть трижды высокотехнологичное, всё-таки не очень рентабельно?
- Такова политика федеральных органов власти, следуя которой Мурманский тралфлот посылает свои крупнотоннажные суда в малоизученные, практически позабытые в последние годы, малопродуктивные и малорентабельные промысловые районы центрально-восточной Атлантики. Туда, где - то пусто, то густо, и остаются неурегулированными многие международные вопросы. До сих пор нет межправительственного соглашения России с Мавританией - МТФ работает в этой зоне по договорённости с коммерческими структурами. Пробовали наладить деловые отношения с государственными органами Сенегала (с данной страной вроде есть межправительственное соглашение), но не получается. Приходится опять договариваться с коммерсантами. Та же ситуация с Марокко. Иногда рейсы в тот промрайон бывают вообще нерентабельные. Убытки покрываем за счет работы на Севере. У тралфлота, в отличие от других компаний, есть квоты трески и пикши.
Многие из коллег считают, что модернизация крупнотоннажных судов - это не решение проблемы обновления флота. Я не согласен, модернизацией можно добиться многого, корпуса у этих судов сохранились отличные. Фабрики, машины усилены. Слабые места, заложенные в построечном варианте, устраняем. Надеемся, что в ближайшие 10 лет у МТФ необходимости в строительстве крупнотоннажного флота не будет. С точки зрения национальной политики рыболовецкий флот, наверное, обновлять надо, но наше предприятие буквально в последние годы советской власти получило последние два «Моонзунда» из Объединенной Германии. Да, сегодня этим судам уже по 20-22 года, но их модернизация позволила МТФ смотреть в будущее с уверенностью.
- Много вообще крупнотоннажного флота на Северном бассейне?
- Можно пересчитать по пальцам. Повторяю, у тралфлота необходимости его обновлять нет, а у других компаний, наверное, - есть. Прежде всего, у тех, кто имеет в своем составе польские пароходы, неудачного, на наш взгляд, проекта. И по возрасту свой век уже отжили, так что на них ставку делать нельзя.
- Согласно стратегии развития рыбной отрасли, нужны сейчас большие суда?
- Если смотреть на опыт мирового рыболовства, то в приморских странах прослеживается разный подход. Исландцы, например, используют сейнер-траулеры (мы их называем, «пылесосы») тоже в ЦВА, где работают рядом с нашими судами. Потому что для таких мощных пароходов ресурсов тоже становится ограниченное количество. Как выход - налаживание промысла в Тихом океане, где есть неосвоенные районы, в Индийском океане. Из Тихого раньше везли много рыбы, но работа там в последние годы показывает, что этот район очень опасный для рыболовства. Чисто в экономическом плане. Там проводили исследования ученые института АтлантНИРО, и прогнозы были сделаны неутешительные. Знаю, что сейчас в Тихом океане работает калининградское судно, и другое - на подходе. Промысел идёт с переменным успехом, здесь - и проблемы экономзоны, и доставки улова, и рынков сбыта, и обеспечения судов снабжением. Если при работе в ЦВА подобные вопросы можно решить через Канарские острова, то в Тихом - всё много сложнее. А на Северном бассейне крупнотоннажного флота хватает, более того - столько и не нужно. Три наших «Моонзунда» в нынешнем мае уже поставлены в отстой из-за отсутствия ресурсов.
- Здесь квот крупнотоннажному флоту не хватает, но разве выгодно гонять такие суда с Северного бассейна в заокеанские дали?
- Пока они есть, будем изнашивать. Скажу, положа руку на сердце: если от таких пароходов избавиться, то тралфлот вздохнул бы с облегчением. Донных видов рыбы МТФ хватает. Есть ещё селёдка, скумбрия, путассу - их вполне достаточно, чтобы компания устойчиво развивалась. Но не надо забывать о социальном аспекте. Пришлось бы уволить как минимум тысячи полторы рыбаков. Пользы бы от этого для Мурманска и области точно бы не было.
- Как вы считаете, лучше накормить население рыбой досыта и всякой, или пускать рыбопродукции на прилавки меньше, но качественной?
- ЕС, насколько знаю, не призывает есть меньше рыбы. Даже в богатых странах Запада дорогостоящая морепродукция - не всем по карману. В Норвегии, Великобритании больше едят пикшу, которая подешевле. Треска идет на клипфикс, филе, различную формованную продукцию. В России предпочитают массовые виды рыб, мы привыкли к копчёной скумбрии, солёной селёдке, свежей мойве. Трудно человека отучить от традиционных пристрастий. Возьмём бренд Мурманского тралфлота - консервы из скумбрии (производственная линия сохранилась на одном из непереоборудованных судов МТФ). Я на одной из рыбохозяйственных выставок в Москве говорил Виктору Зубкову (вице-премьер) и Андрею Крайнему (глава Росрыболовства), что это самые лучшие консервы, выпускаемые в России. Потому что рыба только что добыта и закатана. Выпускаем 1 миллион банок скумбрии в масле в год.
- Известно, что в Мурманске у МТФ работает собственный ПКЦ «Кильдин». А для чего почти 3 года назад открыли в Калининградской области рыбокомбинат «Роскон»?
- Из этого события мы секрета не делали. На вопрос: зачем, ответ простой: там особая портовая экономическая зона со своими льготами. И сырье, на котором работает это предприятие, доставляется с ЦВА, где мы работаем. Калининград, с точки зрения доставки, находится ближе к Москве и Петербургу, где располагаются основные рынки сбыта рыбопродукции. Строить в Мурманске еще один рыбзавод нам было невыгодно.
- В Мурманске тоже недавно зарегистрирована ПОЭЗ. Может, теперь возникнет желание его открыть?
- Тралфлот - рыбодобывающая организация, развивать в дальнейшем береговую инфраструктуру у нас желания нет. Будем поддерживать на достойном уровне ПКЦ «Кильдин». Несколько лет назад завод выпускал все виды консервов, и работа его была низкорентабельной. Сейчас, сократив производство и перейдя на выпуск высокорентабельной продукции, в частности икры тресковых с различными добавками, с переходом на работу по заказу консервов из скумбрии и сельди, экономика у ПКЦ получается неплохая.
- Знаю, что МТФ в своей работе не слишком завязан на Мурманский рыбный порт. И всё же, как вы относитесь его грядущей приватизации?
- В Мурманске есть добывающие компании, стопроцентно работающие в связке с рыбным портом. Да и мы, работая на мойве весной, её только сюда везем. Лишать Мурманск своего рыбного порта было бы неправильным, поэтому я поставил свою подпись под письмом рыбацкой общественности к руководителю Росрыболовства. Мы настаиваем, чтобы в Москве учли мнение северян при приватизации ММРП и сохранили отраслевую направленность предприятия. На территории рыбного порта есть 3 холодильника, сохранена инфраструктура береговых рыбоперерабатывающих компаний на северных причалах. Если предприятие отойдёт от рыбной темы, никому от этого лучше не будет: ни рыбакам, ни населению, ни самому порту.
- Помню, в прошлые годы рыбаки часто сетовали на несовершенство законодательства, мешающее развитию отрасли. Эта тенденция сохраняется, или разработчики нормативно-правовых актов стали работать лучше?
- Корректировка федерального закона «О рыболовстве» ведётся постоянно. Отдельные поправки носили позитивный характер, помогали рыбакам, но сегодня рассматриваются и другие, которые ничего, кроме вреда, нам не принесут.
Я имею в виду проталкивание коррективов о так называемых «квотах под киль» и квотных коэффициентах, что в принципе означает одно и то же. Считаю, что подобные инициативы вносят дестабилизацию в работу отрасли, вызывают волнения среди рыбаков. Только мы получили квоты на 10 лет вперед до 2018 года, только стали уверенно смотреть в будущее - и вот вам, нате. Ряд рыбопромышленников Северного бассейна уже строят современные суда за рубежом, и при попытках таких корректировок у них просто опускаются руки.
- Зачем МТФ понадобилась сертификация рыбопродукции по требованиям Морского попечительского совета? Неужели такой плохой сбыт вашей продукции в странах ЕС?
- Нормальный сбыт. Я сам был противником этой сертификации каких-то 2 года назад. Но потом, почитав и поняв тему, сделал вывод, что без этого не обойтись. Может еще год-два-три поторгуем, а потом западного рынка для рыбопродукции тралфлота не будет. Сначала американские покупатели стали брать рыбу только с аттестацией, теперь многие страны ЕС принялись требовать того же самого. Дали переходной период, а потом просто не будут брать несертифицированную продукцию. Мы решили по старому рыбацкому правилу: считать себя ближе к опасности, потому что хотим оставаться лидерами рыбной отрасли, а лидерам отставать не присуще.
- По вашему мнению, правительство Мурманской области, которое всё ещё принято называть новым, уделяет должное внимание рыбной отрасли?
- Все познается в сравнении. Экс-губернатор Юрий Евдокимов был более общительный, часто собирал рыбаков, обсуждал с ними проблемы. Нынешний глава региона Дмитрий Дмитриенко встречается с нами реже. Но я лично никогда на власть не уповал - ни на прошлую, ни на нынешнюю. Наше золотое правило: не мешайте работать. А спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
- Спасибо за беседу, и поздравляем с наступающим праздником вас и ваших коллег!