Попытки президента США Барака Обамы уговорить законодателей увеличить предельный уровень государственного долга пока не увенчались успехом. Если не удастся договориться об увеличении объёмов заимствований, то уже в августе стране грозит технический дефолт, делают неутешительные прогнозы мировые информагентства.
Технический дефолт США в случае отсутствия договорённости между Конгрессом и Белым домом о повышении потолка госдолга приведет к серьёзному финансовому кризису, считает экс-министр финансов США Лоуренс Саммерс. «Это будет банкротство Lehman на стероидах», - заявил он в интервью на телеканале PBS. «В фондах денежного рынка доллару придёт конец, американцы рванут за наличными, чтобы спрятать их под матрасы, крупные корпорации не смогут привлекать заёмные средства, рынок акций обрушится и, вполне вероятно, базовые платёжные механизмы, которые поддерживают экономику, будут разрушены, - считает экс-министр. - Мы все помним осень 2008 года, и в этот раз всё будет хуже».
Дефолт доллара может вызвать финансовый кризис
«Мы бы не разделяли мнения тех, кто полагает, что разогрев этой темы - просто игры политиков на нервах друг друга, хотя он (техдефолт), действительно представляется пока что маловероятным. Аргументы в пользу отказа от дальнейших заимствований слабеют на фоне вновь встающего призрака глобального краха международной торговли и финансового рынка. И, в конце концов, конгрессмены скажут сами себе: «Если не мы, то кто?», и в лучших традициях героев Голливуда «спасут мир», точнее - гнилую систему финансового капитализма новой порцией свежих денег. Инфляцию, разумеется, «кушать» будут не они, но разве у тех, кто будет её «кушать», есть выбор?» - пишут аналитики ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский и Дмитрий Голубовский.
Согласно прогнозу американского Минфина, дефолт по долговым обязательствам США может наступить уже 2 августа, если до тех пор законодатели так и не примут закон, который бы позволил финансовому ведомству превысить действующий лимит в 14,294 трлн долларов.
Министр финансов США Тимоти Гайтнер ранее призвал Конгресс как можно быстрей повысить ограничения на объём госзаимствований с тем, чтобы «защитить признание и доверие к США и избежать катастрофических экономических последствий для граждан». «Дефолт может вызвать финансовый кризис, который будет сильнее, чем тот, после которого мы только начинаем сейчас восстанавливаться», - отмечал он.
Евроузел долговой проблемы
А в это время в Европе зреет «плод» собственного дефолта, который может спровоцировать непредсказуемую цепную реакцию. Как и год назад, основное внимание инвесторов приковано к Греции, которой до конца декабря предстоит рефинансировать только суверенного долга на общую сумму 35 млрд долларов (из них 18 млрд долларов приходятся на июль-август).
Прошлогодние меры не сработали. Греция не выполняет те условия, которые были поставлены перед ней при выделении финподдержки общим объёмом 110 млрд евро. На сегодняшний момент Афины уже «выбрали» половину из этого плана помощи (рассчитанного, между прочим, до 2013 г., когда должен заработать общеевропейский механизм финансовой стабильности), однако снижения госрасходов с тех пор так и не произошло, что неудивительно на фоне серьёзного кризиса в национальной экономике Греции и высокого уровня социальной напряженности.
Еврочиновники будут стараться избежать наступления так называемого «кредитного события». Стресс-тесты европейских банков, проводящиеся второй год подряд, вряд ли могут дать адекватную оценку в силу достаточно «тепличных» условий, которые заложены в них. В частности, последние стресс-тесты предполагают спад в экономике Еврозоны на 0,5% в 2011 г., скачок стоимости коротких ресурсов на межбанке - на 1,25%, а также 15-процентное падение европейского фондового рынка.
Другие яркие проблемные точки Европы - Португалия и Испания. Ситуация здесь выглядит не настолько остро. Потребность Португалии в финансовой помощи на ближайшее время значительно меньше греческой, а Испания и вовсе, в отличие от Греции, пока выглядит вполне платежеспособной. Однако, потенциальные риски в связи с более крупными размерами национальных экономик и большим объёмом долга, выглядят гораздо более серьёзно.
Экономика России готовится к выборам-2012
Российская экономика продолжает оживать после мирового финансового кризиса. При этом динамика российских макропоказателей не так плачевна, как в развитых экономиках: США и Европе. Но «всё гладко» только на первый взгляд.
Благодаря высоким уровням стоимости «чёрного золота» дефицит бюджета может составить лишь 1% ВВП, в то время как сам ВВП за год может вырасти на 4,2% (при планировании бюджета закладывалась стоимость нефти в размере 95 долларов за баррель). Но если сейчас бюджет более или менее выравнивается благодаря высоким ценам на нефть, то, по прогнозам Всемирного банка, судьба Греции может постигнуть Россию к 2030 г., конечно, если Россия не сократит госрасходы.
Проблема дефицита бюджета в настоящий момент отсутствует из-за притока нефтедолларов, а также высокого уровня международных резервов (около 520 млрд долларов). Таким образом, если поступления средств от нефтегазового сектора сократятся, разрушится вся структура российского бюджета.
Важной проблемой для российской экономики является и отток капитала: тенденция началась ещё в прошлом году (по итогам 2010 г. отток составил 35,3 млрд долларов) и в 2011 г. лишь имела продолжение. Причем не останавливали утечку даже высокие цены на нефть. Отток наблюдался из-за нескольких факторов. Во-первых, неблагоприятный инвестиционный климат, который традиционен для российской экономики. Во-вторых, это политические риски, связанные с выборами-2012. В-третьих, во втором полугодии по окончании программы QE2 ожидается коррекция цен на нефть. Но котировки «чёрного золота» не являются безоговорочным ориентиром: весной происходил мощный отток капитала, несмотря на рост цен на нефть.
Наиболее вероятной причиной такого оттока является сверхвыручка нефтяных компаний, которая частично уходит за рубеж из-за избытка ликвидности на российском рынке.
Выборы-2012 не добавляют привлекательности российской экономике и могут лишь усилить отток капитала в четвертом квартале.
Согласно официальному прогнозу, инфляция по итогам года составит порядка 7%, но уже за пять месяцев рост цен составил 4,8%, что делает официальные прогнозы трудно выполнимыми. В этом году высока вероятность серьёзного превышения официального прогноза годовой инфляции, которая может превысить 10%.
Для борьбы с инфляцией ЦБ РФ может продолжить повышение ставок: до конца года ставка может быть повышена еще на 0,75% до 9,00%. Данное решение ЦБ может принять вновь для сдерживания роста цен. Но даже повышение ставки рефинансирования не сможет нивелировать давление на рубль в случае снижения цен на нефть. Фактор, вызвавший скачок цен на нефть весной этого года (политический кризис на Ближнем Востоке), сошел на нет, при этом МЭА заявило о распечатывании стратегических запасов для снижения цен на нефть, что также имеет спекулятивный эффект. Дальнейшему укреплению рубля может препятствовать и восстановление доверия к американскому доллару, что не только напрямую повлияет на российский валютный рынок, но и косвенно - через цены на нефть. Бегство из российской валюты возможно и на фоне предстоящих выборов. Политические риски в настоящий момент значительны, и по итогам года рубль к доллару США может составить 31,0 рубль, а к евро - 42,5 рубля. Таким образом, наиболее перспективно смотрятся вложения в американские доллары, именно на эту валюту может приходиться больше половины сбережений.