Тридцать лет назад, в июне 1981 года Мурман-ский морской биологический институт возглавил тогда совсем молодой доктор наук, а ныне академик, профессор Геннадий Григорьевич Матишов. Это назначение было не случайным: к тому времени он уже создал себе имя в науке, защитив в 35 лет в Московском государственном университете докторскую диссертацию, в которой разработал принципиально новую концепцию о морских экзогенных процессах в ледниковый период. Геннадий Матишов уверенно вошел в научное сообщество как новатор в объяснении океанического перигляциала и геоморфологической истории дна Арктики и Мирового океана в плейстоцене. Именно эти и другие фундаментальные результаты сыграли главную роль, когда в 1990 году Геннадий Григорьевич был избран членом-корреспондентом АН СССР по специальности «экология моря», а в 1997 году - действительным членом Российской академии наук по специальности «океанология, физика атмосферы и география».
После армии шагнул в науку
Чтобы описать общие этапы биографии этого крупного российского ученого-теоретика и энергичного организатора науки нашей газеты будет мало. Но мы попытаемся изложить самые главные вехи яркой и бурной жизни учёного, вся жизнь которого была связана с океаном.
Родился Геннадий Матишов на берегу бухты Преображения Приморского края. Годы детства прошли в Приазовье. Научная карьера началась на геофаке Ростовского госуниверситета. После службы в армии в 1968 году он приехал на Крайний Север, где был принят на работу в ПИНРО, а через тринадцать лет стал директором Мурманского морского биологического института КНЦ РАН (ММБИ КНЦ РАН).
Г.Г. Матишов создал себе имя в науке, защитив в неполные 35 лет докторскую диссертацию в области наук о Земле. Он уверенно вошел в научное сообщество как новатор в объяснении ледниковой и послеледниковой истории рельефа дна Мирового океана и Арктики. Именно эти и другие фундаментальные результаты сыграли главную роль, когда в 1990 году Геннадий Матишов избирается членом-корреспондентом РАН по Отделению общей биологии, а в 1997 году - действительным членом (академиком) Академии наук по Отделению океанологии, физики атмосферы и географии. В это время ему было всего 52 года, что для морского геолого-географического научного сообщества считалось совсем «молодым» возрастом.
Г.Г. Матишов внёс весомый вклад в изучение биопродуктивности Арктических морей. Им впервые для Арктики рассмотрено антропогенное воздействие на биоту, научно обоснованы причины уменьшения биоресурсов и в целом биоразнообразия полярных морей, даны рекомендации по преодолению кризисной ситуации в Баренцевом море, в том числе на мораторий промысла мойвы, ограничение промысла трески.
Круг научных интересов Геннадия Григорьевича с годами всё расширялся: с развитием нефтегазовой отрасли в Арктическом бассейне большое внимание в своей работе он стал уделять химическим процессам в морских экосистемах, формированию научно-методических подходов к оценке воздействия на них нефтегазодобычи. Им сформулированы основные принципы методологии и процедуры оценки воздействия на окружающую среду морских нефтегазовых месторождений (ОВОС).
Несомненной заслугой Геннадия Григорьевича является и то, что он сформулировал новое для академических работ направление исследований на Севере - радиоэкология морей Арктики и Кольского полуострова. Например, в его работах дана картина радиоактивной загрязненности всех природных зон: атмосферы, водной массы, грунтов и биоты Норвежского, Гренландского, Баренцева, Белого, Карского, Лаптевых морей.
С 1984 года под руководством академика Матишова активно ведутся работы с морскими млекопитающими для использования их в подводных работах, (в том числе при прокладке газо- и нефтепроводов), а также в интересах Северного флота.
600 научных трудов Матишова
Известность Г.Г. Матишова и авторитет как ученого возрастают. В связи с его публикациями за рубежом и активным участием в международных научных форумах пришло заслуженное мировое признание, появились многочисленные ученики, ныне составившие школу ученого. Взгляды Матишова на антропогенную деструкцию экосистем Баренцева и Норвежского морей, эволюцию экосистем и биогеографию морей европейской Арктики, на необходимость экологического мониторинга в связи с развитием деятельности человека в Арктике всё больше стали поддерживать его коллеги, как в стране, так и за рубежом.
Геннадий Григорьевич является автором сотни научных трудов. Научные разработки, положения и теоретические взгляды, изложенные в этих трудах, вошли в справочные и учебные пособия, широко цитируются в мировой литературе.
Он является членом ряда научных советов РАН по изучению Арктики и Антарктики, проблемам экологии и чрезвычайным ситуациям Европейской части России, Национального комитета РАН по международной геосферно-биосферной программе, Научно-экспертного совета ФЦП «Мировой океан», Международного комитета по изучению колебаний уровня Мирового океана, а также редсоветов журналов «Океанология», «Биология моря» (издания РАН) и «Oceanologia» Польской Академии наук. С 1998 года Г.Г. Матишов - советник губернатора Мурманской области по науке, технической политике и экологии, а с 2003-го - председатель президиума Южного научного центра РАН.
Остро реагируя на неурядицы в отношении морских биоресурсных исследований в России, и в частности в Заполярье, Г.Г. Матишов обосновал необходимость независимой от компаний-заказчиков государственной научной программы по стратегической оценке экологических последствий деятельности промышленного рыболовства и морской нефтедобычи. Он считает, что ущерб от возможного загрязнения одного из самых чистых морей в мире должен быть преобразован в инвестиции для решения задач воспроизводства ценных рыб и развития марикультуры.
«Рыбохозяйственные факторы воздействия на морские экосистемы до сих пор не считаются ведущими, - написал Геннадий Григорьевич в своей статье «Что воздействует на величину морских рыбных ресурсов?» - При таком ведомственном подходе к оценкам причин и следствий нарушений рыбохозяйственной деятельности были допущены коллапсы популяций всех промысловых рыб европейских морей. Для современной рыбопромысловой практики типичны перелов, монопромысел, выброс мелкой рыбы, неучёт прилова, перепахивание донной фауны тралами и драгами... Такая картина наблюдается в Каспийском, Азовском, Баренцевом и Северном морях».
Одна из основных идей Матишова - необходимо развивать рациональное ресурсопользование. Он полагается на разумную деятельность человека - не добытчика морских организмов, а созидателя биоресурсов для их дальнейшего использования. «Можно предположить, что к 2015 году отношение к морскому рыболовству может резко измениться, вплоть до полного его запрета», - пишет Г.Г. Матишов. А посему «...южные бассейны (Азовское море, Северный Каспий) могут быть переориентированы на искусственное выращивание ценных видов и пород рыб в полном цикле - от икры до товарной продукции. В менее благоприятных северных морях (Баренцево море) возможно искусственное выращивание молоди с последующим выпуском её в море. Например, через 10 лет Норвегия планирует достичь объёмов выращивания трески, равных ныне существующей промысловой квоте. И это не единственный случай, а всё укрепляющаяся тенденция». Напомним, в уже далёкие 80-е годы прошлого века, предположения Матишова о временном запрете промысла вызывали резкий отпор, а сейчас это стало узаконенной практикой, например, по мойве, треске.
Академик Матишов - крупный общественный деятель, неравнодушный к судьбе российской науки. Особые усилия Геннадий Григорьевич прикладывает для восстановления комплексных фундаментальных научных работ в Арктике. Он активно выступает за установление единой государственной политики, законодательного регулирования исследований климата, изучения социально-экономических процессов в арктических широтах с привлечением широкого круга специалистов в целях выполнения основных научно-прикладных задач: рационального использования биоресурсов и охраны редких и исчезающих видов фауны. Им особо подчеркивается, что Арктический шельф и побережья сегодня представляют собой целостную эколого-экономическую систему. В связи с этим, в последнее время муссируется тема «глобального потепления», в том числе и в Арктике, однако эта проблема во многом политизирована и является следствием жгучего интереса к российскому Арктическому региону многих стран мира. Академик считает, что едва ли не единственным подтверждением наступающих изменений «глобального потепления» остается повышение мировой среднегодовой температуры воздуха за последнее столетие на 0,6°, поэтому существуют вполне обоснованные сомнения в реальности и устойчивости этой тенденции. Учитывая это, все стратегические решения России и других стран мира относительно Арктики должны быть основаны на объективной научной оценке происходящих изменений климата, которая, в свою очередь, может быть сделана только на основе масштабных исследований.
Осознавая, что только своим личным примером можно продвинуть идею приоритетности научных исследований в освоении и развитии полярных областей России, Геннадий Григорьевич много делает для роста авторитета Мурманского морского биологического института и его превращения в крупный научный центр по изучению Арктики. За многолетний период руководства ММБИ Г.Г. Матишов сумел направить деятельность коллектива на комплексные исследования специфики биопродуктивности северных морей, выяснение закономерностей эволюции и функционирования полярных экосистем, решение фундаментальных и научно-прикладных задач современной морской биологии, океанографии, геологии моря и экологии. Наряду с экосистемными исследованиями, радиоэкологическим мониторингом морей Западной Арктики, в ММБИ внедряются информационные технологии и создаются базы данных по океанографии, гидробиологии, экотоксикологии и радиоэкологии полярных морей. Под его руководством институт значительно расширил географию районов исследования. В последние годы, помимо арктических областей и высокоширотных архипелагов, выполнены работы в Азовском, Балтийском и Охотском морях, получили развитие новые приоритетные научные направления по морской орнитологии Арктики, экофизиологии и экотоксикологии морских млекопитающих, широко признанные зарубежными специалистами. Все научные направления работ ММБИ реализуются в федеральных и региональных научно-технических программах, российских и международных проектах и грантах.
Наука не знает границ
Академик Матишов придаёт огромное значение развитию международного сотрудничества и научной кооперации исследовательских работ в северных морях, организации и проведению международных комплексных морских и береговых экспедиций. Ещё в конце 80-х годов ММБИ одним из первых российских институтов совершил прорыв в международной научной кооперации с Западом. В 1990 году ведущими учеными стран Северной Европы на базе ММБИ был создан Международный координационный комитет по экологическим исследованиям Арктики, председателем комитета был избран Г. Г. Матишов. Сегодня в ММБИ тесные связи установлены с 50 научными организациями из 13 стран Европы и Северной Америки.
Большое внимание в ММБИ уделяется подготовке молодых кадров. В институте созданы все условия для постоянного повышения профессионального уровня сотрудников. В ММБИ работают 20 докторов и 40 кандидатов наук. Показатель стабильно эффективной работы научного коллектива - это ежегодное издание 7 монографий, в том числе в академическом издательстве «Наука», защита докторских и кандидатских диссертаций. Ежегодно проводятся 5 конференций, симпозиумов, Всероссийских и Международных школ. В 2002 году был создан спецсовет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности «океанология». За прошедшие годы в совете успешно защищено около пятидесяти диссертаций.
Все научные направления ММБИ реализуются в федеральных и региональных научно-технических программах, российских и международных проектах и грантах.
Наука - от Севера до Юга
Г.Г. Матишов играет заметную роль в формировании региональной стратегии деятельности Российской Академии наук. «На сегодняшний день Академия наук должна усилить своё влияние на решение таких научно-технических проблем освоения океана, как управление морскими биоресурсами, выход нефтегазовой отрасли на шельф, сохранение биоразнообразия. РАН должна стать основным органом, ответственным за межведомственную координацию работ по Мировому океану, - заявляет академик Матишов. - Сеть морских научных учреждений, сохранившаяся после распада СССР, во многом перестала отвечать современным реалиям. Все головные институты сосредоточены в столицах. Прежняя централизация становится анахронизмом. Необходимо усиливать позиции региональных научных учреждений, непосредственно связанных с освоением морских ресурсов и охраной морской среды, работающих в тесном контакте со штабами военно-морских флотов, морскими пароходствами, предприятиями морского нефтегазового комплекса... Я неоднократно выступал с предложениями о преобразовании КНЦ, в который входит 10 институтов, в Арктический научный центр РАН... Проблема размещения морских институтов наиболее остро стоит в Азово-Черноморском бассейне и на Балтике... В интересах развития морской науки и российского государства необходимы разумная перегруппировка сил и средств, ориентация на малозатратные, но максимально эффективные варианты использования остающегося флота, межведомственная кооперация при проведении исследований».
Геннадий Григорьевич не только делает громкие заявления, но своим примером способствует практическому воплощению задуманного. Например, ММБИ проводит комплексные исследования экосистем Азовского моря еще с 1996 года, в рамках своего Азовского филиала. На базе совместной работы с учеными юга, выкристаллизовалась мысль о создании Южного научного центра РАН, объединяющего под своей эгидой на юге страны научно-исследовательские институты и университеты. Создание такого Центра - объективная потребность ученых 11 южных регионов России. Объединяющая роль Г.Г. Матишова стала основой для создания филиалов на Украине, в Армении, Азербайджане, Грузии, в автономиях России. А 19 декабря 2002 года на годичном собрании РАН было принято чрезвычайно важное политическое решение - о создании Южного научного центра Российской Академии наук. Председателем-организатором центра был утвержден академик Г.Г. Матишов. Руководители регионов считают, что консолидация научного потенциала на юге России позволит перейти от тактических действий по преодолению кризисных ситуаций к реализации стратегических программ развития своих территорий. И все это сделано всего за три года, практически «с нуля».
Нередко «ершистость» и, порой, незаурядность мышления Геннадия Матишова казались (да и нередко сейчас кажутся) непонятными и даже неприемлемыми для традиционно настроенных коллег по науке, партнёров и администраторов разного уровня. Но в подавляющем большинстве случаев идеи и предложения академика оказывались на острие происходящих преобразований, и, хотя не так быстро, как ему хочется, всё же претворялись и претворяются в жизнь.